Задания для развития умения конструировать гипотезы.
Задание 1. «Определить условия».
Детям предлагается подумать на тему: «При каких условиях каждый из этих предметов может быть полезным? Можно придумать условия, при которых будут полезны два или более из этих предметов?
¾ очки,
¾ компьютер,
¾ космический корабль,
¾ яблоко,
¾ настольная лампа,
¾ проект детской площадки,
¾ кофеварка,
¾ вертолёт,
¾ букет полевых цветов,
¾ морская свинка,
¾ утренний туман.
Также полезными бывают обратные задания. Например: «При каких условиях эти же предметы могут быть бесполезны или даже вредны?».
Задание 2. «Найди возможную причину события»
Примеры событий:
¾ на улицах звучит музыка,
¾ на деревьях появилась листва,
¾ пожарный вертолёт весь день кружил над лесом,
¾ милицейский автомобиль весь день стоял у дороги,
¾ медведь зимой не заснул, а бродил по лесу,
¾ друзья поссорились.
Задание 3. «Самое логичное (правильное) и самое нелогичное объяснение».
Детям предлагается задание придумать два логичных и два нелогичных объяснения по следующим событиям:
¾ «На столе лежит открытая книга»;
¾ «На улицах начал таять снег»;
¾ «Троллейбус сигналит под окном»;
¾ «Мама сердится»
Задание станет интереснее, если придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.
¾ Представьте себе, что мухи стали размером со слонов?
¾ Люди во много раз меньше или больше, чем сейчас, летающие деревья, поющую реку,
¾ Холодное солнце и дождь из конфет т.д.
Задание 4. «А что, если?»…
Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых важных желания каждого человека на земле? Если бы никогда не наступала ночь? Если бы люди не умели писать, читать и т.д.
Задания на развитие умения задавать вопросы
Умение задать вопрос рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос стимулирует поиск ответа, пробуждает потребность в познании. Любой вопрос можно разделить на две части: базисную, исходную информацию и указание на её недостаточность. Вопросы могут быть уточняющими («Верно ли, что…»; Надо ли так делать…»; Должен ли…»; Правда ли…»; Будешь ли ты…»;) и восполняющими («Где…»; Когда…»; «Кто…»; «Что…»; «Какие…»).
Задание 1.
Э.П. Торренс раздавал детям картинки с изображениями животных, людей, предметов и предлагал задать вопросы тому, кто изображён, либо попытаться ответить на вопросы, которые мог бы задать изображённый объект.
Задание 2. «Какие вопросы помогу тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
На столе лежит игрушечный автомобиль, кукла др. У педагога карточки с символами вопросов «Что, кто, где, когда, для чего, зачем. Ребёнок берёт эти карточки по порядку и задаёт свой вопрос.
Задание 3. «Найди загаданное слово».
Вариант 1. Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слова: «Что…», «как…», «почему…», «зачем…». Обязательное правило: в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Вариант 2. Ребёнок задумывает слово и сообщает первый звук этого слова. Участники задают вопросы: «Это, что находится в доме? «Это предмет оранжевого цвета? И т.д. Загадавший отвечает двумя словами «Да или нет».
Задание 4. «Угадай, о чём спросили».
У ребёнка несколько карточек с написанными вопросами, которые он почитывает про себя, отвечает вслух. Например, «Я люблю животных». Дети должны догадаться ,о чём вопрос и сформулировать его. Если ребёнок не умеет читать, вопрос задаётся педагогом на ухо ребёнку, который отвечает на него вслух.
Варианты вопросов:
¾ Какой окрас обычно имеют тигры?
¾ Почему совы охотятся ночью?
¾ Есть ли в природе живые существа, похожие на змею?
¾ Для чего космонавт надевает скафандр?
¾ Почему пригородные поезда называют электричками?
¾ Почему катится колесо?
Задание 5. «Найди причину события с помощью вопроса»
Детям предлагают ситуацию:
«Девочка вышла из магазина, что произошло?».
«Дети вылепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, а другой стаял до конца зимы. Как вы думаете, почему?»
Задание 6. «Машина времени».
Детям предлагают задать машине времени три вопроса: из прошлого, настоящего и будущего.
Задание 7. «Вопросы незнакомца».
«Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (взрослым с маленьким ребёнком), какие вопросы ты бы ему задал? Какие вопросы он бы задал тебе?
Задание8. «Вопросы домашних животных».
Как ты думаешь, если бы животные (твоя кошка, собака, черепашка) говорили бы, какие вопросы они хотели бы тебе задать?