Зависимость развития речи слабослышащих детей от их индивидуальных особенностей
Иногда мы наблюдаем слабослышащих детей, у которых развитие речи задерживается то в большей, то в меньшей, по сравнению с другими детьми, степени вопреки одинаковым условиям развития (при одинаковом слухе, одинаковом времени возникновения слухового дефекта и одинаковых условиях обучения).
Обычно при этом играют определенную роль индивидуальные особенности ребенка: в одних случаях — положительную, а в других — отрицательную. Известно, что и нормально слышащие дети дают различную динамику речевого развития. Одни начинают говорить несколько раньше, а другие — позже.
Несомненно, причины этого разнообразия заложены в индивидуальных особенностях каждого ребенка, но у нормально слышащих детей уловить это различие, вероятно, значительно труднее, чем у слабослышащих. Замедленный темп развития речи при сниженном слухе обнаруживает с большей наглядностью влияние индивидуальных особенностей ребенка на развитие его речи. Нередко малоактивные, нерешительные, малообщительные слабослышащие дети развиваются в речевом отношении с большей задержкой, чем живые, энергичные, общительные. Наблюдения за такими детьми в клинических условиях позволили нам в этом не раз убедиться.
Подытоживая все сказанное о причинах разнообразия в речевом развитии слабослышащих детей, перечислим ряд факторов, определяющих это разнообразие:
1) степень нарушения слухового анализатора;
2) время наступления слуховой недостаточности;
3) условия воспитания слабослышащего ребенка;
4) индивидуальные особенности ребенка — интеллектуаль
ные, характерологические и т. д.
Анализ разнообразных условий, имеющих значение для развития речи ребенка, с учетом относительного характера влияния сниженного слуха на речь, дает возможность внести суще-
ственные поправки в практику использования неполноценного слуха различными детьми.
Правильно организованная обстановка и разумный подход к ребенку в период формирования его речи, а также специальная помощь обычно обеспечивают ему полноценное развитие речи до поступления в школу.
Существенным выводом из приведенного материала является необходимость учета всех указанных условий также при решении вопроса о разграничении глухоты и частичной слуховой недостаточности у детей.
Различные возможности использования своего неполноценного слуха могут в некоторых случаях оказаться причиной того, что при одинаковом состоянии слуховой функции один ребенок сможет обучаться в школе для глухих, а другой -в школе для слабослышащих.
Решающую роль в этом отношении играют перспективы развертывания сети учреждений для обучения глухих и слабослышащих детей преддошкольного и дошкольного возраста.
Резюмируя данные о состоянии речи слабослышащих детей, мы приходим к следующим выводам.
1. У детей, страдающих частичной слуховой недостаточнос
тью, при неблагоприятных условиях развития наблюдается це
лый ряд отклонений в речевом развитии, возникающих как
следствие неполноценного слуха.
2. Отклонения в речевом развитии слабослышащих детей
выражаются в своеобразном овладении словарным составом
и грамматическим строем языка.
3. Слова, которыми пользуются слабослышащие дети, часто
характеризуются искаженным произношением с тенденцией
к сохранению контура слова, на основе более сохранного про
изношения гласных звуков и правильного распределения уда
рения в слове.
4. Не обладая достаточным запасом слов, слабослышащие
дети заменяют одни слова другими в пределах определенных
смысловых групп.
5. В словаре слабослышащих детей обнаруживаются также
смешения слов, обусловленные недостаточным их различением
на слух.
6. Ограниченный запас слов с диффузностью, расширенно
стью и неточностью их значений, недостаточность овладения
значимыми грамматическими частями слова в связи с непол
ным их слышанием, при ограниченной возможности усваивать
грамматические категории на основе непосредственного подра-
жания речи окружающих — все это обусловливает особенности овладения слабослышащими детьми грамматическим строем языка.
7. Некоторые особенности грамматического оформления
речи могут быть поставлены в прямую связь с неполным вос
приятием речи на слух. Однако общее своеобразие граммати
ческого строя речи слабослышащего ребенка должно быть вы
ведено из всей совокупности условий, в которых протекает
развитие речи у ребенка с пониженным слухом.
8. Анализ своеобразия речи слабослышащих детей позволя
ет охарактеризовать его как процесс поступательного речево
го развития, протекающего у этого ребенка по обходным пу
тям и достигающего наибольшей эффективности в условиях
целенаправленного корригирующего педагогического воздей
ствия.
9. Отклонения в понимании устной и письменной речи у
слабослышащих детей есть проявление общей задержки рече
вого развития, доступной полному преодолению в условиях
специального обучения.
10. В письме слабослышащих детей можно отметить харак
терные для них ошибки, возникающие как результат недоста
точного овладения звуковым составом слова, которое обуслов
лено неполным восприятием речи на слух в период ее форми
рования.
11. Нарушения письма, возникающие у слабослышащих де
тей как результат задержки речевого развития вследствие не
достаточности слуха, недопустимо смешивать с дисграфией
органического типа.
12. Различная степень речевой недостаточности у слабослы
шащих детей зависит от следующих причин: а) степени нару
шения слухового анализатора; б) времени наступления слухо
вой недостаточности; в) условий воспитания слабослышащего
ребенка; г) индивидуальных особенностей ребенка.
13. Предположение об афазическом синдроме у слабослыша
щих детей опровергается данными, рисующими все особенно
сти речи этих детей как отклонения в развитии, возникшие
исключительно по причине неполного восприятия речи с помо
щью слуха.
14. Данные, свидетельствующие об осмысленном активном
овладении языком, и бесспорно полноценная обучаемость сла
бослышащих детей дают право решительно отвергнуть ложное
утверждение об органической неполноценности коры больших
полушарий у этих детей.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ