Экзаменационные требования
1. Записать одноголосный диктант (8 проигрываний, 20 – 25 минут). Диктант включает скачки, движение по звукам пройденных аккордов, различные ритмические группы.
Экзаменационные билеты по сольфеджио (устный экзамен)
Билет № 1
1. Гамма E-dur нат, гарм.
В E-dur спеть:
2. от I: б.3, б.6, ч.5, б.2, м.2, ум.7 с разр.
3. T6- S -D2 -T6 -D -Т -S - Т
4. Все ум.5, ув.2
5. От звука «ми»: б.3, ч.4, ч.5, М , D - с разр. (dur)
6. В тональности F-dur: III-V-I-VI-V-IV-III=V-V-I-VII#-VI-V-III-I
7. № с листа
Билет № 2
1. Гамма c-moll мел., гарм.
В тональности c-moll спеть:
2. от I: м.3, м.2, ч.4, ч.5, м.6, м.3, ув.4 с разр.
3.T6 - D - T- S - D6 - D - T
4. Тритоны S группы
5. От звука «до» б.6, ч.4, Б6, D7 (dur)
6. В тональности F- dur: I-V-III-II-VI-V-III=I-I-III-II-V-II-VII#-I
7. № с листа
Билет № 3
1. Гамма d-moll нат., гарм.
В тональности d-moll спеть:
2. от I: ч.5, б.2, ув.4 с разр., ч.4, м.2, ч.5
3.T- S - D - T- S6 - K - D7 -T
4. Тритоны D группы, ув.2, ум.7
5. Спеть от звука «ре»: м.3, ч.4, Б , М6, D2 (dur)
6. Втональности A-dur: III-V-I-VI-V-II-III=V V VI V I VI#-VII#-III-II-V-I
7. № с листа
Билет № 4
1. Гамма g-moll нат гарм.
В тональности g-moll спеть:
2. от I: б.2, ч.5, м.6, м.3, м.2, ум.5 с разр.
3.T6 - S -D2 -T6- S -K - D7 -T
4. Все ув.4, ув.2
- Спеть от звука «соль»: ч.5, м.2, ч.4, Б53, М , D с разр. (dur)
6. В тональности As-dur: III-VI-V-II-III=I-I-V- VII#-I
7. № с листа
Билет № 5
1. Гамма D-dur нат, гарм.
В тональности D-dur спеть:
2. от I: б.3, б.6., ч.5,б.2, м.2, ум.7 с разр.
3.T6- S -D2 -T6 -D -Т -S - Т
4. Все ум.5, ув.2
5. от звука «ре»: б.3, ч.4, ч.5, М , D с разр.(dur)
6. В тональности Es-dur: III-V-I-VI-V-IV-III=V-V-I-VII#-VI-V-III-I
7. № с листа
Билет № 6
1. Гамма F-dur нат, гарм.
В тональности F-dur спеть:
2. от I: б.3, б.6., ч.5, б.2, м.2, ум.7 с разр.
3. T6- S -D2 -T6 -D -Т -S - Т
4. Все ум.5, ув.2
5. От звука «фа»: б.3, ч.4, ч.5, М , D7 с разр. (dur)
6. В тональности B-dur: III-V-I-VI-V-IV-III=V-V-I-VII#-VI-V-III-I
7. № с листа
Билет № 7
1. Гамма e-moll мел., гарм.
В тональности e-moll спеть:
2. от I: м.3, м.2, ч.4, ч.5, м.6, м.3, ув.4 с разр.
3. T6 - D - T- S - T- D6 - D - T
4. Тритоны S группы
5. От звука «ми»: б.6, ч.4, Б6, D7 (dur)
6. В тональности А-dur: I-V-III-II-VI-V-III=I-I-III-II-V-II-VII#-I
7. № с листа
ПЯТЫЙ КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Правила группировки в сложных размерах. Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых, триоль восьмых, слигованная нота как простейший вид синкопы. Гармонический мажор. Тритоны субдоминантовой группы в гармоническом мажоре и натуральном миноре. Уменьшенное трезвучие на второй ступени гармонического мажора с разрешением. Увеличенная секунда и уменьшенная септима, вводный септаккорд (малый и уменьшенный.) с разрешением. Хроматизм проходящий и вспомогательный. Период, предложение. Период повторного, единого строения, однотональный модулирующий. Переменный размер. Модуляция в тональность доминанты. Простейшие варианты типа:
T - D - T=S - S6 - K - D7 –T
ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
- Пение гамм, упражнений во всех пройденных тональностях и размерах с более сложными ритмическими формулами (лига, четверть с точкой и две шестнадцатых). Допевание гамм с любой ступени.
- Интонирование в гармоническом мажоре: увеличенной секунды, уменьшенной септимы, тритонов субдоминантовой группы, вводного септаккорда, уменьшенного трезвучия.
- Пение пройденных интервалов в тональности и от звука вверх и вниз (одно и двухголосно).
- Пение от звука доминантсептаккорда с обращениями и разрешениями (после уточнения тональности).
- Чтение с листа мелодий до 4 знаков, модулирующих в тональности доминант.
- Пение мелодий в переменном размере.
СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ
Определение на слух:
а)3-х видов минора, 2-х видов мажора;
б) «цепочки» интервалов в тональности и вне тональности в разных регистрах;
в) тритонов субдоминантовой и доминантовой группы;
г)трезвучий с обращениями, доминантсептаккорда и вводного септаккорда с обращениями и разрешением;
д) анализ периода (структура, тональный план, особенности построения);
е) гармонический анализ периода повторного строения (возможна модуляция в тональность доминанты).
ДИКТАНТ
Тональности до 5 знаков. Размеры: , . Ритмические группы: четверть с точкой и три восьмых, три восьмых и три восьмых,пунктирный ритм и др. Запись диктанта с паузами. Диктанты модулирующие в доминантовую и параллельную тональности. Скачки на сексту и септиму. Высокий и низкий регистры. Запись мелодии в басовом ключе. Скрытое двухголосие.
Двухголосный диктант. Все типы движения голосов, противоположное движение голосов с использованием тритона и разрешением. Вольты. Интервальные диктанты (6 – 8 интервалов), запись аккордовых «цепочек». Диктанты гомофонно-гармонического склада.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
- Сочинение однотональных мелодий в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с использованием движения на тритон, по звукам уменьшенного трезвучия, септаккордов.
- Сочинение периода повторного и единого строения, используя:
а) ритмическую группу четверть сточкой и две шестнадцатых, триоль восьмых, триоль шестнадцатых;
б) хроматические вспомогательные и проходящие звуки;
в)ритмическое и мелодическое варьирование в сложных размерах.
- Подбор гармонического сопровождения к модулирующим мелодиям, используя септаккорды и их обращения.
- Сочинение на заданный бас интервальных и аккордовых «цепочек».
- Импровизация мелодии на заданную аккордовую последовательность.
- Сочинение вариаций на заданную тему.
- Импровизация вступления и заключения к песне.
- Импровизация подголосков к народной песне.
- Сочинение рефрена (форма рондо).
- Сочинение ритмических партитур.
- Сочинение жанровых пьес на заданную аккордовую последовательность.
ШЕСТОЙ КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Гармонический мажор. Характерные интервалы: увеличенная квинта и уменьшенная кварта. Составные интервалы. Увеличенное трезвучие в основном виде с разрешением. Септаккорд второй ступени с разрешением, минорная субдоминанта в гармоническом мажоре. Хроматическая гамма. Модуляция и отклонение в тональности диатонического родства. Размеры: , , . Более сложные виды синкоп.
ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
1. Пение гамм, тетрахордов, отдельных ступеней, проходящих и вспомогательных звуков. Пение по диатонической и хроматической «Лестнице».
2. Пение характерных интервалов и тритонов в тональности и от звука вверх и вниз с разрешением, последовательности интервалов (в двухголосии).
3. Пение уменьшенного и увеличенного трезвучия с разрешением, включение этих аккордов в последовательности (исполняются одноголосно и трехголосно).
4. Пение доминантсептаккорда и вводного септаккорда с обращениями от звука с разрешением в возможные тональности.
5. Пение септаккорда второй ступени с обращениями в тональности, с разрешением разными способами.
6. Пение однотональных и модулирующих (через общий аккорд) последовательностей в виде предложения.
7. Пение мелодических связок-модуляций (перестройка между упражнениями, диктантом и т.д.) в далекие тональности.
8. Разучивание и пение с листа одноголосных и двухголосных примеров с хроматикой, модуляцией, отклонениями. Чтение с листа 2-х и 3-х голосных канонов.
СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ
Определение на слух:
а) характерных интервалов, тритонов субдоминантовой и доминантовой группы, составных интервалов в разных регистрах;
б) «цепочки» из 5 – 8 интервалов однотональные и модулирующие с возможной последующей записью, заполнением широких интервалов до аккорда;
в) Всех пройденных аккордов;
г) Тонального плана и хроматических звуков в периоде;
д) Определение структуры периода с последующим гармоническим анализом.
ДИКТАНТ
Одноголосный в объеме 8 – 16 тактов. Гармонический мажор. Сочетание диатонических и хроматических звуков (вспомогательных и проходящих). Модуляция в 7 ступень натурального минора и 3 ступень мажора.
Мелодии диктантов включают характерные интервалы, связанные с гармоническим мажором и интервалы шире октавы. Метроритмические трудности во всех пройденных размерах:
а) паузы в середине и в конце диктанта;
б) более сложные виды синкоп, залигованные ноты;
в) триоль восьмых в сложном ритмическом окружении, в сочетании с пунктирным ритмом;
г) ритмические группы с тридцатьвторыми.
Двухголосие. Период однотональный и модулирующий на одном и двух нотоносцах. Возможны диктанты подголосочного склада (на одной строке) и гомофонно-гармонического склада с самостоятельным и развитым нижним голосом (запись на двух нотоносцах). В них могут быть включены широкие скачки, составные интервалы, сочетание в одном диктанте всех видов движения голоса.
Знакомство с простейшим полифоническим двухголосием (имитация в октаву).
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Сочинение ответных предложений однотональных, с изученной хроматикой и модулирующих в тональность III ступени мажора и VII ступени натурального минора, сочетание модулирующих периодов повторного строения.
2. Сочинение канонов, двухголосия подголосочного склада, подбор функционального баса к мелодии.
3. Продолжается работа по сочинению жанровых пьес, варьированию мелодии с применением хроматических вспомогательных и проходящих звуков.
СЕДЬМОЙ КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Хроматический мажор и минор. Трезвучия и септаккорды побочных ступеней. Обращение увеличенного и уменьшенного трезвучия с разрешением. Классификация септаккордов. Альтерация. Альтерированные интервалы (ум.3 – ув.6). Энгармонизм тональностей, интервалов, аккордов. Модуляции в тональности первой степени родства с отклонением в общий аккорд. Размеры: , . Смешанные и переменные размеры. Более сложные виды синкоп (внутридолевая), триоль шестнадцатых в более сложном ритмическом окружении.
Виды каденций. Анализ периода с полной квалификацией кадансов, структуры, тонального плана. Фуга. Канон. Имитация. Реальный и тональный ответ. Противосложение.
ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
Упражнения включают в себя все виды хроматизмов:
а) пение альтерированных ступеней в мажоре и миноре с последующим разрешением;
б)пение хроматической гаммы, тетрахордов;
в)пение всех пройденных интервалов и аккордов в тональности и от звука с дальнейшей энгармонической заменой, разрешением в различные тональности.
Последовательности интервалов однотональные и модулирующие. Период однотональный, период модулирующий в тональности диатонического родства с отклонением в общий аккорд.
Пение с листа одноголосных примеров во всех тональностях, со сложным хроматизмом, с отклонениями и модуляцией, с метроритмическими трудностями. Каноны 3-х и 4-х голосные.
СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ
Определение на слух:
1. Однотональной и модулирующей последовательности интервалов
Например: ч8 – ум. 5 – м3 – ум. 5 – б3 – м7 – б3
I II III III IV=I V I
2. Тритонов, характерных интервалов, альтерированных интервалов с энгармонической заменой.
3. Всех пройденных аккордов с обращениями, разрешением, энгармонизмом. Особое внимание обратить на энгармонизм увеличенного трезвучия, уменьшенного вводного септаккорда, а также малого с ум. 5 (как септаккорда второй ступени в миноре, вводного септаккорда и септаккорда второй ступени в гармоническом мажоре). Определять от звука все виды септаккордов.
4. Аккордовую последовательность в форме периода, (используя аккорды гармонического мажора, доминантсептаккорд с секстой) с отклонениями и модуляцией (четырехголосное изложение аккордов).
5. Анализ периода (пример из художественной литературы): структура, тональный план, каденции, расширение, дополнение.
ДИКТАНТ
Увеличивается объем одноголосного диктанта до 10 тактов. Используются примеры с отклонениями, модуляцией в любую тональность, с метроритмическими трудностями, в размерах , . Запись мелодии в быстром темпе (движение шестнадцатыми и тридцатьвторыми).
Мелодические трудности: широкие скачки, скрытое 2-х голосие, альтерированные интервалы, все виды хроматических звуков, включая скачковые вспомогательные, задержание, подъем.
Двухголосие. Запись на одном или двух нотоносцах с развитыми голосами, функциональным басом, усложненным всеми видами хроматизмов. Отклонениями и модуляцией.
Двухголосие полифонического склада: канон с различным интервалом пропосты и риспосты, фугато. Дальнейшая работа над интервальным диктантом.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Сочинение хоралов с использование пройденных аккордов, пьес жанрового характера.
2. Сочинение двухголосных примеров подголосочного, имитационного, гомофонно-гармонического склада.
3. Сочинение ответного предложения с использованием всех видов хроматизмов, отклонений, модуляции в тональности 1 ступени родства. Эта работы проводится как в одноголосии, так и в двухголосии.
4. Сочинение периодов повторного строения (энгармонизм интервалов и аккордов).
5. Сочинение ритмических канонов.
ВОСЬМОЙ - ДЕВЯТЫЙ КЛАССЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Дважды гармонический мажор и минор. Все диатонические лады, пентатоника, целотоновая гамма, гамма Римского-Корсакова. Продолжается работа с аккордами в гармоническом мажоре с добавление в прерванном обороте VI низкой ступени, а также II низкой ступени, как отклонение в субдоминанту.
Все виды септаккордов, доминантовый нонаккорд (двух видов). Все виды вспомогательных и проходящих оборотов. Модуляции в тональности 1 ступени родства (составление своих схем). В продвинутых группах можно включать в работу ДДVII ,ДД , используя ув. 6 как контур аккордов.
Углубляется работа над фугой. Тема, ответ (их разновидности), противосложение. Понятие о двойном контрапункте.
ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
- Пение всех видов мажора и минора, диатонических ладов, пентатоники, хроматической гаммы от звука и от любой ступени вверх и вниз, тетрахордов.
- Пение всех пройденных интервалов от звука, в тональности, с возможной энгармонической заменой и разрешением.
- Пение интервальных «цепочек» (мелодическое и гармоническое исполнение на два голоса или с инструментом).
- Пение секвенций диатонических и хроматических.
- Пение однотональных (с отклонениями) и модулирующих периодов.
- Пение с листа:
а) одноголосных примеров любой сложности, в ключах До.
б) 2-х и 3-х голосных примеров полифонического и гомофонно-гармонического склада;
в) романсов с простым аккомпанементом.
Для домашнего задания романсы выбираются с более сложной фактурой, с метроритмическими и мелодическими трудностями.
СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ
Определение на слух:
- Всех видов мажора, минора, диатонических ладов, пентатоники и др.
- Последовательностей интервалов с различным тональным планом;
- Интервалов с энгармонической заменой;
- Всех видов трезвучий, септаккордов с обращениями, с разрешением и без разрешения;
- Каденций с гармонической субдоминантой, септаккордом второй ступени (г), ДД7, ДД с альтерацией, неаполитанским септаккордом, проходящих оборотов, вспомогательных оборотов (в подвинутых группах с ДД), дополнений (T – II – T, T – VII – T);
- Последовательности аккордов в форме предложения с указанием мелодического положения аккорда;
- Модуляций в тональности первой степени родства (в форме периода, в четырехголосном изложении).
ДИКТАНТ
С 8 класса основное внимание уделяется двухголосным и многоголосным диктантам, но продолжается работа и над одноголосием. Одноголосный диктант (8 –12 тактов) с многочисленными скачками, отклонениями, метроритмическими трудностями, с разнообразным тональным планом.
Двухголосие. Диктант гомофонно-гармонического склада:
а)простая гармоническая основа, но более сложная метроритмическое и мелодическое развитие верхнего голоса (хроматизмы, скачки, возможны более низкие или высоки регистры; триоли восьмых, шестнадцатых, пунктирный ритм в сложных размерах, паузы, мелизмы, межтактовая и внутритактовая синкопа);
б) гармоническая фигурация по звукам аккорда и с неаккордовыми звуками;
в) органный пункт (как подготовка к 3-х голосию);
г)трехголосие в каденциях;
д)усложняется отсутствием повторности, используются примеры из современной музыки.
Диктант полифонического склада:
а)имитация в октаву, квинту с секвенцией, задержаниями, в различных регистрах;
б)фуги с тональным и реальным ответами;
в)двойной контрапункт (этот вид диктанта, как и канон в октаву можно использовать для записи на «скорость», т.е. 2–3 проигрывания).
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Сочинение мелодических модуляций, используя движение по звукам заданного аккорда, энгармонизм известных аккордов и интервалов.
2. Доведение до логического конца мелодии, модулирующей в тональности первой степени родства, с использованием предложенного ритмического рисунка (триоли, сложный пунктир, слигованные ноты, синкопы).
3. Сочинение второго голоса к одноголосному примеру (используется определённый тип полифонии – подголосочный, имитационный склад).
4. Сочинение среднего голоса к двухголосому примеру.
5. Подбор аккомпанемента (с листа) с отклонениями и модуляцией.