Основные этапы работы с «одарёнными» ребятами над спектаклем

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

РАССМОТРЕНО на методическом совете протокол № ___ от «___» ________ 201_ г.
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД ДДЮТ Токарева З.Н. _________________________  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ)

ПРОГРАММА

Театральной студии «Страна Вообразилия» для отдельной группы ребят, которые входят в состав Постановочной группы «Театр +».

возраст обучающихся – с 10 до 17 лет,

Автор-составитель:

Димитриева Е. В.

Педагог дополнительного образования

Кстово

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

2. Цель и задачи программы………………………………………………….4

3. Формы и режим занятий ………………………………………………….5

4. Три основных этапа работы с одарёнными детьми...……………………6

5. Условия реализации программы………………………………………….8

6. Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………………9

7. Учебно – тематический план……………………………………………..10

8. Список литературы……………………………………………………….12

Пояснительная записка

Любое искусство несёт в себе тайну, а искусство драматического актёра особенно, так как в отличие от других видов искусств, человек, вышедший на сцену, соединяет в игре своё творение с собой. Стрем­ление проникнуть в тайну актёрского искусства влечёт ребят на сцену. Воспи­тание добрых чувств и один из способов освоения окружающего мира – вот что такое детский театральный коллектив. Игра – извечная потребность человека, извечная его радость и лучшая из них – театр. Еще в XVI веке великий английский поэт и драматург сказал: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той…» И когда ребенок приходит в кол­лектив, его способность восприятия мира, характер его зрения, слуха, его вооб­ражение, мало чем отличается от обычной нормы – нормы потенциального зри­теля или просто нормального человека. И цель педагога, в самом начале творческого пути ребенка, постараться выявить ещё пока «скрытую» одарённость: для этого необходимо уметь пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить эту одаренность. Лишь по каким-то скры­тым признакам в нём можно угадать творческое начало и развить его творче­скую одарённость. Творческое мышление, творческое видение, образное виде­ние – это, конечно, природный дар, но и развиваемая способность. При чтении художественной литературы эта способность активно развивалась, так как ра­ботало воображение. Телевидение, видео, компьютерные игры не только уба­вили количество чтения, но и чрезвычайно понизили активность этой способ­ности, потому что исключили работу воображения. Прежде читательская фан­тазия создавала описанные в книге картины, сейчас всё это перешло на экраны в живой зримый образ, который задаётся в готовом виде. Воображение, активно работавшее у читателя, дремлет, а то и вовсе засыпает у телезрителя. И особенно это «бедствие времени» оказывает сильное влияние на подрастающее поколение.

Цель и задачи программы.

ЦЕЛЬЮ образовательной индивидуальной программы является-воспитание осознанного, творческого отношения к театру и театральному искусству, приобретение устойчивых актерских, речевых, вокальных и танцевальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, освоение разнообразного жанрового репертуара.

Так же целью деятельности педагога театрального коллектива является создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что само по себе способствует развитию детской одаренности. Но и следует помнить, что традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренных детей по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, не могут развить в них стремление к активности и самореализации. Очевидно, что для формирования комплекса умений, его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуальный подход к каждому одаренному ребенку. Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуальных занятий с обучающимися с потенциалом «одарённости». Этот индивидуальный подход обеспечивает обучающимся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки их самоопределения и самореализации.

Эффективность разработки индивидуальных занятий обуславливается рядом условий:

  • осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуальных занятий, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
  • осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуальных занятий;
  • активным включением обучающихся в процесс на индивидуальных занятиях;

Дополнительные формы обучения:

- посещение театров, концертных залов;

- просмотр видеозаписей с театральными постановками;

- самостоятельные концертные выступления, показ отрывков, открытые уроки.

Формы и режим занятий:

· индивидуальные занятия – урок 2 часа, рассчитан на 20-30 минут для одного или двух-трёх обучающихся, в зависимости от будущего концерта (спектакля), по возможности 2 раза в неделю;

· сводные и генеральные репетиции в период подготовки к публичным выступлениям – урок рассчитан на 2 часа, в зависимости от постановки.

Занятия проходят в соответствии с учебно-тематическим планом.

Данная программа рассчитана на 2016 – 2017 учебный год (параллельно с групповыми занятиями). Занятия проводятся индивидуально за счет имеющихся часов.

Важно при осуществлении программы руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:

1. чётко определять объём знаний и навыков, обязательных для овладения репертуаром;

2. наиболее продуктивно использовать время уроков;

3. в развитии обучающегося ставить дальнюю цель, которая и будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план.

Этапы работы для выявления «одарённости»

1-й этап – “Открытие”

Открытие ребёнка в театрализованной деятельности для педагога, и открытие для ребёнка радости общения с театром.

Задачи первого этапа:

1. Выявить уровень эмоционального развития.

2. Определить основные направления развития эмоциональной сферы ребёнка.

3. Подобрать драматический материал, с учётом полученных данных.

На основе результатов диагностики, участников театральной студии и анкетирования родителей, производится подбор драматического репертуара.

Драматический репертуар должен соответствовать следующим основным формам: концертная программа, основанная на наблюдениях за звездами эстрады (пародия); создание новой оригинальной пьесы; инсценировка литературного произведения; адаптация готовой пьесы к условиям конкретной постановочной театральной группы, спектакли должны быть недлинные (не более 40–45 мин.). Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но и в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

2-й этап – “Развитие”

Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая работа индивидуально с каждым «одарённым» ребенком.

Основная задача этого этапа – это воспитание свободных людей, т.е. помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.

На данном этапе используются упражнения – более усиленная работа с каждым над выразительностью речи, мимики и жестов, дикции, силы голоса, речевого дыхания. Работа над отдельными номерами концерта (пародии), над отрывками из будущего спектакля.

3-й этап – “Творчество”

Это важнейший этап. Его основное содержание – создание и участие в концерте, спектакле (инсценировке).

Задачи:

1. Развивать потребность в активной театральной деятельности.

2. Развивать индивидуальные особенности детей в театральной деятельности.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать следующие правила: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Основные этапы работы с «одарёнными» ребятами над спектаклем

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

И последний, заключительный раздел – это повторные показы концерта, спектакля (инсценировки). Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Этого можно избежать, если играть спектакль в разных составах, у одного ребенка может быть сразу две роли в одном спектакле, либо концерте. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).

Условия реализации программы

  • Основная форма обучения - индивидуальные занятия, проводятся два раза в неделю по 20-30 минут (на каждого ребёнка). Программа будет реализована при совместном сотрудничестве педагога, родителей и обучающегося.

Материально-технические условия

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

  • Наличие репетиционного зала (кабинет, сцена);
  • Музыкальный центр, компьютер;
  • Электроаппаратура.

Методический материал

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

  • Дидактические материалы;
  • Записи фонограмм в режиме «+» и «-» ;
  • Записи аудио, видео формат CD, MP3.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате реализации программы каждый воспитанник должен знать:

- теоретические и практические основы актёрского мастерства;

- этапы работы над спектаклем;

- законы сценического действия;

- теоретические основы сценической речи;

- принципы построения литературной композиции;

- этикет и манеры поведения в разные эпохи;

уметь:

- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

- представлять движения в воображении и мыслить образами;

- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

- самостоятельно анализировать постановочный план;

- создавать точные и убедительные образы;

- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

владеть:

- элементами внутренней и внешней техники актёра;

- приёмами аутотренинга и релаксации;

- словесным действием в спектакле;

- сценической пластикой;

- речевым общением;

По окончанию обучения у обучающихся должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.

Учебно – тематический план

Занятия по данной программе дополнительного образования постановочной группы «Театр +» в театральной студии «Страна Вообразилия» проводятся в тесном сочетании с занятиями по предметам «Мастерство актера», «Ритмика», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Вокал» а также как синтез теоретических знаний и сольной исполнительской практики с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Все темы учебно-тематического плана отрабатываются на практике на каждом уроке.

Наименование раздела/темы 2015-2016 год Итого
Всего Теория Практика Мероприятие
Вводное занятие  
Особенности художественной литературы  
Стихи и проза: в чём разница и в чём отличие  
Рифма, ритм, строфа, виды строф, тропы выразительные средства стихотворения  
Стихи, стихотворный размер. Особенности стихотворных размеров, работа над стихами, стихотворная композиция, работа над дикцией     Стихотворные композиции, сценки для мероприятий в течении учебного года в стенах ДДЮТ
Работа над вокальными, а так же над танцевальными (движенческими) произведениями (постановками)  
Что такое образ. Характер и тип образа, наблюдения за людьми (походка, характер, одежда, речь, возраст, профессия, мысли и привязанности, история жизни (биография))    
Что такое пародия. Особенности пародии и концертных номеров. Работа над концертными номерами   Показ для родителей и кружковцев достижений в форме открытого урока на сцене каб.№ 5
Что такое драматургия, драматургия спектакля. Из чего состоит спектакль.  
Работа над ролью.  
Работа над отрывками из спектакля  
Сводные репетиции Спектакль для малышей «Репка» (русская народная сказка); мини-спектакль «Поговорим о девочках» автор С.Б.Андреева
Итого:

Список литературы для педагога:

1. Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» - М.: Просвещение, 1978.

2. Поламишев А. М. «Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы» - М.: Просвещение, 2006.

3. Суркова М. Ю. «Игровой артикуляционно-дикционный тренинг».

4. Чистякова М.И. «Психогимнастика». - М: Просвещение, 2004.

5. Кох Иван Эдмундович. «Основы сценического движения» /38 уро­ков/

Литература для детей:

1. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «сценическая речь». - М.:ГИТИС, 2004.

2. Генералова И,А. Мастерская чувств. – М., 2006.

3. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.

4. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.

5. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.

6. Шильгави В.П. Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.

Наши рекомендации