Практические рекомендации.
1. Как начать выступление?
Можно завоевать внимание следующими способами:
а) задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления;
б) начать с интересной цитаты по теме выступления;
в) начать с конкретного примера из жизни;
г) начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью;
д) начать с истории, случая.
Но при этом следует помнить, что после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы, ее актуальность, а также научное положение (тезис).
Во вступительной части доклада автор должен показать умение раскрыть следующее:
- почему его интересует данная тема?
- глубоко ли разработана эта проблема в научной литературе?
- почему в исследовании привлечена именно данная литература и в решении каких задач она помогала автору?
- какие вопросы по-разному трактуются в психолого-педагогической литературе по данной проблеме, какие разночтения встречались и как удалось справиться с ними?
2. Как заинтересовать слушателей в ходе основного изложения?
- рассказать необычные факты;
- рассказать то, что непосредственно касается всех слушателей;
- рассказывая, быть конкретным, определённым и доказательным;
- использовать образные сравнения, контрасты.
В ходе изложения материала основного раздела исследования выступающий должен:
а) сообщить, на каком уровне находится разработка проблемы в имеющейся литературе;
б) показать знание достижений науки и практики по данной теме;
в) показать умение критически подходить к анализу изученных источников.
3. Как закончить выступление?
В конце выступления можно:
а) кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в выступлении;
б) процитировать что-либо по теме доклада;
в) создать кульминацию, оставив слушателей в размышлении над поставленной проблемой.
Резюмирование –это подведение итогов.Резюмирующая фраза– это речь говорящего в «свернутом» виде, ее главная идея.
Резюме обычно начинается со слов:
- таким образом…,
- итак, можно утверждать…,
- основная идея, следовательно, сводится к следующему…,
- подытожим сказанное...
Типичные ошибки при выступлении:
1) злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
2) наличие слов-паразитов: «вот», «значит», «так сказать» и т. д.;
3) чрезмерная громкость голоса (через 8-10 минут слушатели перестают воспринимать такую речь);
4) построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 10-15 (такие фразы не воспринимаются на слух, смысл ускользает из-за сложности грамматической конструкции);
5) монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада;
6) однообразный темп речи;
7) использование одних и тех же фраз при повторе главных мыслей.
Таким образом, доклад должен отвечать следующим требованиям:
1) свидетельствовать о знании автором теории вопроса, умении творчески работать с научной литературой;
2) содержание доклада должно позволять судить о знаниях, умениях организации и проведения практического исследования по проблеме, умении делать предположения, умозаключения, выводы; умении аргументировать свои выводы; доступно и убедительно их доказывать;
3) оформление доклада должно соответствовать общепринятым нормам.
Задание к теме 4.2. Доклад
1. Составьте план (тезисы) доклада на интересующую вас тему.
2. Подберите цитаты (примеры), которые можно было бы использовать в начале и в конце выступления по конкретной теме.
Тема 4.3. Реферат
Реферат (от лат. – «пусть доложит»)–краткая записьидей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения
Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Существуют разные типы рефератов: учебные, контрольные, служебные, творческие.
Учебные рефераты – это, как правило, те, которые задают в качестве самостоятельных работ в школах, колледжах и вузах. У них одна цель – научить обучающихся работать эффективно, т. е. получая максимум результата при минимуме затрат сил и времени.
Контрольные рефераты используют для проверки готовности человека к исполнению той или иной работы. Если в учебном реферате автор представляет тему, то в контрольном реферате он представляет себя через свое представление темы.
Реферат контрольного типа в обязательном порядке сдается при поступлении в аспирантуру и некоторые другие учебные заведения. В ряде случаев он может называться «эссе», и тогда он ближе к сочинению (в нем желательно отразить свое личное отношение к изучаемому вопросу). При подготовке контрольного реферата следует подать материал так, чтобы доказать свою заинтересованность в этой теме. А для этого важно, чтобы в реферате были представлены труды известных ученых, поэтому в начале работы надо не просто подобрать как можно больше литературы, но и критически выделить в ней наиболее значимые труды.
Служебные рефераты готовят в качестве служебных заданий. Обычно они связаны с тем, что руководству надо срочно изучить какой-то вопрос, а времени на это нет. Тогда задание поручается помощнику (референту, секретарю или специалисту). Глубину проработки и время на разработку определяет руководитель.
Творческие рефераты – это самый интересный вид рефератов. Прежде чем приступать к написанию курсовой, дипломной работы или статьи, желательно сначала разработать несколько рефератов по близким темам.
Творческие работы лучше всего выполнять не тогда, когда дано задание, а тогда, когда есть желание. Поводом для написания творческого реферата может стать знакомство с интересной статьей в журнале, освещение какой-то темы по телевидению, знакомство с интересной публикацией в Интернете, интересное сообщение, полученное по электронной почте от информационных серверов.
При работе над рефератом ставятся следующие цели:
● формирование навыков самостоятельной работы с литературой, ее систематизация;
● анализ психолого-педагогической литературы по предмету исследования;
● использование теоретических методов исследования для решения конкретных психолого-педагогических проблем;
● развитие способностей к творческому мышлению, научному анализу, синтезу, обобщению, аналогии, сравнению;
● приобретение навыков логически убедительно выражать мысли, делать правильные выводы;
● закрепление и углубление теоретических знаний по проблеме исследования.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы, которая должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
Примерная структура реферата:
1. Титульный лист.
2. Оглавление, в котором последовательно указываются названия пунктов реферата и страницы, с которых начинается каждый пункт[16].
3. Введение: здесь формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.
4. Основная часть: каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего. В основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы.
5. Заключение подводит итоги или содержит обобщенный вывод по теме реферата или рекомендации.
6. Список литературы.
Основные требования к реферату:
1) точное изложение взглядов автора;
2) изложение всего существенного;
3) соблюдение единого стиля;
4) использование точного, краткого, литературного языка;
5) изложение в логической последовательности;
6) объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц (приложения к работе не входят в ее объем);
7) обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Критерии оценки реферата:
• актуальность темы исследования;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• правильность и полнота использования источников;
• соответствие оформления реферата стандартам.
Типичные ошибки при написании реферата:
1)информация, представленная в реферате, не имеет прямого отношения к предмету исследования;
2) студент «тонет» в море информации, увлекаясь ее количеством, что приводит к нарушению логической последовательности ее изложения.
Следует помнить о том, что качество реферата определяется не количеством написанного, а количеством мыслей и логикой их подачи. Реферат – это последовательный анализ фактов, аргументов для подтверждения гипотезы исследования.
Задание к теме 4.3. Реферат
1. Придумайте тему реферата, составьте его план и подберите необходи-
мую для его написания литературу.
2. Исходя из предложенных критериев оценки, оцените ранее написанные вами рефераты.
Тема 4.4. Курсовая работа
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) является обязательным компонентом подготовки будущего учителя. Благодаря УИР у студентов развиваются: умение исследовать не только конкретную педагогическую ситуацию, но и причинно-следственные связи, обусловившие ее возникновение; способность прогнозировать методы и способы разрешения той или иной психолого-педагогической проблемы. УИРС позволяет выработать самостоятельность мышления, собственное отношение к предмету исследования, понимание методологии применительно к современному состоянию школы, умение анализировать и интерпретировать передовой опыт и результаты экспериментальной работы.
В результате выполнения курсовой работы (КР) студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим учителям необходимо:
· научиться пользоваться библиографическими указателями;
· изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
· грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
· собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой);
· выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.
КР согласно Типовому положению об ОУ СПО и ГОС СПО рассматривается как вид учебной деятельности студентов по дисциплине и форма контроля учебной работы.
Выполнение студентом КР по дисциплине проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплинам психолого-педагогического и предметного блоков;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую литературу;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
Написание курсовой – работа качественно иного уровня, чем в случае реферата или доклада. Прежде всего, курсовая, в отличие от всех перечисленных видов работ, не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за реферат или контрольную работу всего лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую работу вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, КР имеет статус экзамена.
К курсовой работе предъявляются качественно иные требования. Написание КР предусмотрено учебным стандартом только по специальным предметам. В течение обучения в колледже пишется всего одна курсовая работа. На выпускном курсе вместо курсовой пишется выпускная квалификационная (дипломная) работа.
КР – это настоящее студенческое научное исследование. Поскольку пишется она по специальному предмету или по выбранной студентом специализации, назначение ее состоит в том, чтобы выяснить, насколько последний овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Именно поэтому свободу студента в разработке темы курсовой никак не ограничивают. Пользуясь советами научного руководителя и подобранной им литературой, студент в течение семестра проходит подготовительный этап работы и пишет текст, который затем сдает своему руководителю для прочтения и оценки. Оценка за КР, выставляемая по пятибалльной системе, вносится в зачетную книжку.
Поскольку КР – это уже самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Актуальность выбранной темы должна быть убедительно обоснована во введении к курсовой работе
Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов.
КР реферативного характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель и задачи работы;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложений.
КР практического характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
вторым разделом является практическая часть, в которой могут быть представлены графики, таблицы, схемы и т.п.;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложений.
КР опытно-экспериментального характерасостоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
второй раздел работы представлен практической частью, в которой содержатся: план проведения эксперимента, характеристика и обоснование методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента, обработка, анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов (эта часть исследования может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом);
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
- списка используемой литературы;
- приложений.
Тематика КР разрабатывается на соответствующих предметно-цикловых комиссиях и утверждается директором образовательного учреждения. Тема КР может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.
Основными функциями руководителя КР являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения КР;
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
- контроль за ходом выполнения КР;
- подготовка письменного отзыва на КР.
Структура курсовой работы
Несмотря на различия, любая курсовая работа должна строиться согласно существующим канонам и иметь развернутый план-оглавление, введение, основную часть, состоящую обычно из двух глав, заключение, список литературы. Примерный объем работы в целом должен составлять ориентировочно 15-30 печатных страниц[17]. Из этого объема около 10% обычно занимает введение, от 5 до 10% – заключение. Например, при объеме работы в 20 страниц, введение может занимать максимум 2 страницы (≈ с. 3,4), основная часть – 14 страниц (≈ с. 5-18), заключение – 1 страницу (≈ с. 19), список литературы – 1-2 страницы (≈ с.20).
Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Тем не менее, здесь основная задача студента состоит в том, чтобы сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узко научном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать именно эту тему. Там, где это уместно, можно подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального плана, обосновать ее с точки зрения накопившихся социальных проблем и т. п.
Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще в теме осталось неразработанным, так, чтобы было понятно, с какой целью исследователь берется за разработку проблемы.
Затем нужно переходить к довольно трудному этапу – формулировке цели и задач своей работы. Формулировки должны быть четкими и краткими. Их назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Безусловным требованием к тексту КР является соответствие сформулированной цели и выполнение поставленных задач.
Наконец, необходимо коснуться методологии и методов исследования. Достаточно будет просто их назвать.
Основная часть КР посвящена решению поставленных во введении задач. Обычно в основной части выделяется две, реже три главы, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения.
Заключение содержит сделанные автором работы выводы, итоги исследования. Хорошо, если в конце заключения автор пытается наметить дальнейшие перспективы в исследовании данной темы. В дальнейшем это может послужить исходным материалом для написания дипломной работы.
Вслед за заключением идет список использованной литературы, который должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах и их следует пронумеровать.
Приложение – это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения КР и не вошедший в ее основную часть. Материалы приложения не учитываются в общем объеме работы (то есть предусмотренный стандартом минимум 20 страниц для КР – это ее объем без учета приложений).
Приложения могут содержать таблицы, графики, диаграммы, разработанные автором КР анкеты, тесты, наглядные пособия и дидактические материалы, примеры письменных работ обучающихся, конспекты открытых уроков и мероприятий, фотографии и др. материалы.
В приложения должны выносится только те данные, на которые имеются ссылки в основном тесте работы.
Необходимо помнить, что, в отличие от рефератов и докладов к КР предъявляется требование хотя бы относительной самостоятельности. Имеется в виду не самостоятельность изложения, которая желательна во всех перечисленных случаях, а самостоятельность научной мысли – насколько это допускает уровень профессионализма студента. Конечно, от студенческой работы никто не требует уровня диссертации, предполагающей наличие в тексте действительных элементов новизны. Однако студент в своей КР должен продемонстрировать, насколько он овладел начальными навыками научного мышления. Для этого вполне достаточно просто квалифицированно и грамотно поставить проблему. Постановка проблемы – это уже первый шаг в науку.
Кроме того, в вузе КР пишется не один раз за период обучения. Со второго по четвертый курс включительно студенты ежегодно пишут и сдают руководителю такие работы, и, естественно, требования к ним будут возрастать. Поэтому самое разумное – с самого начала взяться за одну тему и, последовательно углубляя проблематику, развивать ее на протяжении всех лет учебы с тем, чтобы в итоге написать по ней и дипломную работу.
Готовая КР сдается научному руководителю. Согласно существующим правилам научный руководитель должен обосновать выставленную им оценку в письменном отзыве.
Письменный отзыв научного руководителя должен отражать:
- соответствие КР заявленной теме;
- глубину изучения специальной литературы
- объективность методов исследования и достоверность результатов;
- обоснованность выводов;
- стиль и оформление работы;
- предложения и выводы.
Критериями оценки КР являются:
● актуальность темы;
● глубина анализа литературы, передового педагогического опыта и результатов экспериментальной работы;
● степень самостоятельности и творческого подхода;
● практическая направленность темы, ее отражение в содержании;
● общая культура изложения;
● отношение студента к процессу работы.
При необходимости руководитель КР по дисциплине может предусмотреть защиту курсовой работы.
Защита КР может проходить в следующих формах:
а) доклад (тезисное изложение содержания КР) на заседании ПЦК, студенческой научно-практической конференции;
б) открытый урок (при обязательном присутствии зав. педпрактикой, председателя ПЦК, научного руководителя, всех желающих).
Лучшие работы представляются студентами на традиционную студенческую научно-практическую конференцию.
Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 минут) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.
КР оценивается по пятибалльной системе. Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается КР, выставляется только при условии успешной сдачи КР на оценку не ниже «удовлетворительно».
Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по КР, предоставляется право выбора новой темы КР или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.
Задание к теме 4.4. Курсовая работа
1. Проанализируйте выдержки из предложенных курсовых работ:
а) проанализируйте содержание «Введения» с точки зрения требований к определению научного аппарата (с точки зрения выбора методов исследования);
б) проанализируйте «Заключение» с точки зрения соответствия его содержании цели и задачам, поставленным во «Введении».
2. Проанализируйте темы курсовых работ по следующей схеме:
а) выберите 2-3 темы, интересующие вас;
б) при необходимости скорректируйте формулировки тем, конкретизируя их;
в) сформулируйте научный аппарат (объектная область – объект – предмет – гипотеза – цель – задачи).
3. Выберите из предлагаемого перечня единиц те, которые необходимо отразить во «Введении», и те, которые входят в содержание основной части курсовой работы и «Заключения»:
анализ существующей практики, обоснование актуальности темы, анализ литературы и других источников, определение объекта и предмета, изложение теоретических концепций, описание структуры и методов исследования, доказательства новизны и практической значимости полученных результатов, формулировка цели экспериментального исследования.
4. Найдите недочеты в оформлении предложенной курсовой работы.
5. Используя пример отзыва (см. Приложение 7), напишите отзыв на предложенную курсовую работу.