Анализ решения воспитательных задач урока

Аспектные виды анализы урока

Предполагают анализ какого-либо аспекта деятельности учителя или учащихся, с этой целью проводится наблюдение и затем анализ урока в определенном аспекте. Приведем рекомендации аспектного анализа урока.

Что предпринял преподаватель в начале занятия, чтобы вызвать у уча­щихся интерес к предстоящей работе?

Какие приемы побуждения использовались?

Анализ урока в аспекте развития интеллекта учащихся

Анализ урока с точки зрения учета закономерностей развития интеллектуальной сферы учащихся предполагает внимание к следующим вопросам:

1) в какой мере урок подготовлен с точки зрения развития у учеников составляющих интеллектуальной сферы?

2) соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учащихся?

3) формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?

4) в какой мере у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?

5) обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смы­словой обработки материала?

6) учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою мыслительную деятельность?

7) какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал?

8) используется ли на уроке коллективная мыслительная дея­те­ль­ность?

9) в какой мере формируются элементы творческого мышления?

10) учитываются ли различия школьников по основным качествам интеллектуальной сферы (сообразительность, гибкость, самостоятель­ность, осознанность и пр.)

Анализ урока в аспекте развития мотивации учащихся

Анализ урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы предполагает внимание к следующим вопросам:

1) 2) успешным ли с мотивационной точки зрения было начало уро­ка?

3) актуализировал ли учитель по ходу урока мотивационные состо­яния учащихся?

4) удавалось ли учителю переключать учащихся с одного вида дея­тельности на другой? Насколько его приемы были эффективны?

5) в какой мере педагог обучает учащихся приемам целепо­лага­ния?

6) какие приемы побуждения использовал учитель чаще всего?

7) развитию, каких потребностей учитель уделял внимание (интел­лектуальная, познавательная, потребность в достижении, потребность в познавательном общении)

8) удалось ли учителю достичь целей развития мотивационной сферы?

9) что необходимо предпринять для более успешного формирования мотивации?

10) учитывалось ли различие учащихся по основным качествам мо­тивационной сферы?

Анализ решения воспитательных задач урока

Анализ решения воспитательных задач урока предполагает рассмотрение следующих вопросов.

1. Какие воспитательные задачи целесообразно было решать на уроке.

2. Какие воспитательные задачи определены самим педагогом.

3. Какими способами, педагогическими средствами обеспечивается решение поставленных задач.

4. Как используются воспитательные возможности содержания материала, обеспечивается связь с жизнью детей и общества, практическим опытом детей.

5. Воспитательная эффективность педагогических средств, используемых на различных этапах урока.

6. Как стимулируются познавательная активность и творчество учащихся на уроке.

7. Создание условий для проявления и развития личности каждого ре­бенка, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

8. Повышение воспитательной эффективности оценивания знаний на уроке, привлечение детей к организации урока, развитие их самостоятельности и ответственности.

9. Формирование отношений между учащимися на уроке.

10. Воспитательное влияние обстановки, оформления кабинета, наглядных средств.

11. Влияние личности педагога на повышение воспитательной эффективности урока. Профессиональная речь учителя.

План наблюдения и анализа урока по реализации принципа межпредметных связей

Тема урока _________________________________________________________

Тип урока ___________________________________________________________

Вид урока ____________________________________________________________

Отражение принципа МПС в целях урока:

- формирование знаний, навыков, умений, опирающихся на другие дисциплины _______________________________________________________________

- развитие умений привлекать знания, умения, навыки из других дисциплин при изучении данной __________________________________________________

- развитие мыслительных операций, способствующих использованию знаний разных дисциплин (синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) ________________

- воспитание положительного отношения к другим учебным дисциплинам, понимания их значимости для освоения данной _________________________

- воспитание положительного отношения к изучаемому предмету, понимания его роли и места в изучении других дисциплин ______________________

Межпредметный характер содержания учебного материала, наличие в нем изучаемого в других дисциплинах:

- понятий ____________________________________________________________

- теорий _____________________________________________________________

- законов _____________________________________________________________

- объекта познания (предмета, процесса, явления) ________________________

- подходов, принципов, методов научного исследования __________________

- приемов деятельности _______________________________________________

Методы преподавания, используемые при раскрытии межпредметных ситуаций:

- информационно-сообщающий ________________________________________

- объяснительный _____________________________________________________

- стимулирующий _____________________________________________________

- побуждающий ______________________________________________________

- инструктивный ______________________________________________________

Методы учения в процессе овладения межпредметными знаниями, умениями, навыками:

- исполнительский ___________________________________________________

- репродуктивный ____________________________________________________

- частично-поисковый _________________________________________________

- поисковый __________________________________________________________

- практический _______________________________________________________

Результаты реализации принципа МПС на уроке:

- умение учащихся использовать знания, умения из других дисциплин ______

- повышение познавательного интереса при использовании МПС ______- способность учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать знания из разных предметов __________________________________________________

- умение переносить знания из одной дисциплины в другую _______________

- проявление понимания роли данной дисциплины в овладении профессиональными знаниями, навыками и умениями __________________________

Предложения и рекомендации _________________________________________

План наблюдения и анализа урока по реализации принципа проблемности

Тема урока _________________________________________________________

Тип урока ___________________________________________________________

Вид урока ____________________________________________________________

Отражение проблемности в целях урока:

- формирование умений видеть и решать учебные проблемы ______________

- формирование системы межпредметных знаний как основы проблемности ______

- воспитание учебно-познавательной активности учащихся _______________

- обучение умению критически подходить к оценке своих знаний и умений ______

- воспитание потребности в получении нового знания ____________________

- формирование самостоятельности учащихся ___________________________

Проблемная организация учебного материала:

- постановка проблемных вопросов _____________________________________

- создание проблемных ситуаций _______________________________________

- наличие исследовательских заданий ___________________________________

- привлечение материала из других предметов для постановки и разрешения проблемных ситуаций _________________________________________________

- использование жизненных ситуаций для создания проблемных ситуаций ______

Решение проблемных ситуаций:

- выдвижение предположений, гипотез

а) преподавателем ____________________________________________________

б) учащимися _________________________________________________________

в) преподавателем вместе с учащимися __________________________________

- обоснование выдвинутых предположений, гипотез:

а) преподавателем ____________________________________________________

б) учащимися _________________________________________________________

в) преподавателем вместе с учащимися __________________________________

- решение проблемы:

а) преподавателем ____________________________________________________

б) учащимися коллективно ____________________________________________

в) учащимися по группам ______________________________________________

г) учащимися индивидуально __________________________________________

д) преподавателем вместе с учащимися __________________________________

- проверка правильности решения:

а) преподавателем ____________________________________________________

б) учащимися _________________________________________________________

в) преподавателем вместе с учащимися __________________________________

Реализация проблемности посредством методов преподавания:

- информационно-сообщающего _______________________________________

- объяснительного ____________________________________________________

- стимулирующего ____________________________________________________

- побуждающего ______________________________________________________

- инструктивного _____________________________________________________

Реализация проблемности посредством методов учения:

- исполнительского __________________________________________________

- репродуктивного____________________________________________________

- частично-поискового_________________________________________________

- поискового__________________________________________________________

- практического_______________________________________________________

Результативность использования проблемного обучения:

- усвоение учебного материала большинством учащихся __________________

- сформированности умений проблемного учения ________________________

- повышенная учебно-познавательная активность ________________________

- повышенный интерес к учебно-познавательной деятельности ____________

- сформированность критичности, умений отстаивать свои позиции ______

Предложения и рекомендации _________________________________________

План наблюдения и анализа деятельности учителя на уроке

Тема урока _________________________________________________________

Тип урока ___________________________________________________________

Вид урока ____________________________________________________________

Деятельность по анализу содержания учебного материала:

1) Обоснованность:

- вычленения основных мировоззренческих понятий и идей, отражающих сущность явлений и процессов деятельности, изучаемых на данном уроке ______

- установления диалектических, логических и иерархических связей между ними ________________________________________________________________

- отбора ранее изученных теоретических знаний, необходимых для анализа событий и явлений, установления их связей с другими ___________________

- продуманность ситуаций и способа организации их применения _________

- выбора новых понятий, идей, оперирование которыми обеспечивает более глубокое усвоение материала урока ____________________________________

2) Умение педагога организовать подачу учебного материала таким образом, чтобы основные мировоззренческие идеи и понятия являлись его содержательным и композиционным стержнем ____________________________

3) Вычленение мыслительных приемов применения учащимися теоретических знаний, формирование которых возможно на данном содержательном материале:

- приемы анализа события, явления с целью его характеристики, установления причин, определения их значения __________________________________

- приемы сопоставления событий, явлений, процессов, выявления сходства (различия) и установление его причин __________________________________

- приемы выбора пути решения учебной проблемы _______________________

- методическая целесообразность введения приема (приемов) на данном уроке ________________________________________________________________

4) Умение педагога определить содержание и последовательность мыслительных действий, составляющих каждый прием, сформулировать требования к их выполнению _________________________________________________

5) Отражение специфических задач по обучению учащихся применению теоретических знаний в целях урока:

- обучающей _________________________________________________________

- развивающей _______________________________________________________

- воспитывающей _____________________________________________________

Методические приемы обучения учащихся применению теоретических знаний и характер деятельности учащихся:

1) Выявление с помощью соответствующих заданий и учет уровня овладения учащимися основными логическими операциями и необходимыми знаниями о главных структурных элементах знания _________________________

2) Способ введения формируемого приема:

- показ преподавателем образца деятельности по применению теоретических знаний в контексте конкретного задания __________________________

- сообщение знаний о способах действий, показ образца (деятельность учащихся более осознанна, имеет репродуктивный характер) ________________

- применение педагогом постановки учебной проблемы и организация коллективного поиска способа ее решения; совместная выработка ориентировочной основы действия (деятельность учащихся имеет творческий характер, они как бы “открывают” способ действия) __________________________

3) Отработка приема:

- применение педагогом знаний, рассчитанных на простое воспроизведение мыслительных действий, составляющих прием (репродуктивная деятельность учащихся) ______________________________________________________

- использование заданий, рассчитанных на самостоятельную перестройку приема, или на его использование на ином содержательном материале (творческая деятельность учащихся) ____________________________________

- использование заданий первого (а) и второго (б) типа в ходе сообщения информации о домашней работе _______________________________________

- дидактическая обоснованность соотношения на уроке заданий первого и второго типов ________________________________________________________

Деятельность преподавателя по выявлению и учету результативности обучения учащихся применению теоретических знаний:

1) Способы осуществления контроля:

а) задания на применение знаний в сходных ситуациях _________________

б) задания на применение знаний в новых ситуациях __________________

2) Методическая обоснованность выбора способа контроля и соотношения заданий обоих типов (“а” и “б”) ________________________________________

3) Степень охвата учащихся:

- вовлечены все учащиеся ______________________________________________

- вовлечены отдельные учащиеся _______________________________________

4) Оперативность обратной связи:

- результаты получены и осмыслены на уроке ___________________________

- результаты осмыслены сразу после урока ______________________________

- результаты осмысливаются в конце рабочего дня _______________________

- осмысление результатов отсрочено во времени _________________________

Предложения и рекомендации _________________________________________

План наблюдения и психологического анализа урока

Тема урока _________________________________________________________

Тип урока ___________________________________________________________

Вид урока ____________________________________________________________

Психологический аспект организации урока:

- восприятие учащимися целей и задач урока ____________________________

- рабочий настрой на предстоящую деятельность ________________________

- концентрация внимания учащихся на предстоящую деятельность ________

- создание на уроке условий, облегчающих запоминание _________________

- организованность учащихся __________________________________________

- наличие четкого ритма урока _________________________________________

- логическая завершенность урока ______________________________________

Активизация познавательной деятельности учащихся:

- использование методов проблемного обучения на уроке ________________

- степень обобщенности проблемных ситуаций __________________________

- приемы поддержания и развития внимания учащихся ___________________

- приемы развития памяти учащихся ____________________________________

- средства развития творческого воображения учащихся __________________

- развитие профессионального мышления учащихся ______________________

Психологическая характеристика учебной деятельности:

- интерес учащихся к уроку ____________________________________________

- проявление эрудиции ________________________________________________

- степень активности и самостоятельности ______________________________

- сосредоточенность __________________________________________________

- понимание учебного материала, степень осознанности выполнения учебных заданий __________________________________________________________

- участие учащихся в коллективных формах учебной деятельности

__________________________________________________________________

- положительное отношение учащихся друг к другу ______________________

- положительное отношение учащихся к преподавателю _________________

Психологическая характеристика деятельности преподавателя:

- эрудиция преподавателя, разносторонность интереса ___________________

- умение доступно излагать материал ___________________________________

- умение заинтересовать изучаемой темой _______________________________

- умение поддерживать дисциплину ____________________________________

- требовательность ____________________________________________________

- тактичность и вежливость в общении __________________________________

- коммуникативность педагога _________________________________________

- объективность оценивания учащихся __________________________________

Общая оценка урока:

- достижение целей обучения, развития, воспитания ______________________

Рекомендации и пожелания ____________________________________________

План анализа урока по реализации принципа оптимальной организации обучения

Тема урока_____________________________________________________

Тип урока ________________________ Вид урока____________________

Как были спланированы и поставлены перед учащимися цели и задачи урока: ____________________________________________________________

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них ________________________

Как можно оценить избранное содержание урока __________________

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленнос­ти учащихся и возможностей педагога) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля:

- при актуализации опорных знаний и умений _____________________

- при формировании новых понятий и способов деятельности________

- при применении знаний — формировании умений ________________

Насколько удачным оказалось сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем развития индивидуальных способностей _______________________________

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО, приборы и пр. _______________________________________________________

Как можно оценить стиль общения учителя с учащимися на уроке, соблюдение педагогического такта ______________________________________

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержки работоспособности учащихся ___________

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж ______________________________________________

Рекомендации и пожелания: _____________________________________

Наши рекомендации