Среда в концептуале современного СПК
· Среда — это культурно-образовательное пространство, окружающее школу. Организованная среда — это те социальные институты, на которые возложены воспитательные функции по отношению к молодому поколению: семья, учреждения культуры, средства массовой информации, производственные коллективы, органы местного самоуправления. Неорганизованная среда — это улица, неформальные объединения молодёжи и взрослых, развлекательные объекты, торговля и др. Окружающая школу среда является для ребёнка источником знаний во всех сферах общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально-нормативной, эстетической. Среда является также источником эмоциональных переживаний школьников, формирования у них чувства прекрасного и безобразного, эмоционально-оценочного отношения к миру.
· Среда может быть сферой приложения (а значит, и развития) физических и духовных сил детей, участвующих в её совершенствовании; значит, она является источником развития личности.
· Окружение школы может и должно быть объектом коллективной заботы ребят, проявляемой как ради самой среды (ибо она является не только ценностью для них, но и самоценностью), так и ради людей. Следовательно, среда может играть важную роль в формировании гуманизма, коллективизма, демократизма — этих важнейших качеств человека и гражданина.
· Педагогизация окружающей среды — это диагностика среды для выявления всех источников влияния на ребёнка, использование её воспитательных и образовательных возможностей, организация возможных воздействий на среду для её улучшения.
· Формула интеграции воспитательных усилий школы и среды в современных условиях: учёт + организация + использование.
Особенности моделей СПК
В зависимости от локальных условий микрорайона технология СПК может иметь несколько вариантов-моделей, акцентирующих те или иные функциональные, социально-педагогические, социально-психологические, информационные или другие связи.
Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребёнка»
Термин «педагогическая поддержка»- (введён О.С Газманом) подразумевает деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Кроме этого, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. В контексте личностного подхода к образованию ребёнка это — педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации (автономизации) человека.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».
Такая модель была создана в 1991 году на базе средней школы № 59 и Д/к № 101 г. Ярославля (директор И.Н. Закатова).
Материальная база достаточно развита: 10 оборудованных предметных кабинетов, 15 комнат для занятий искусством, актовый и физкультурный залы, мастерские, библиотека, столовая, читальный зал, тренажёрный и гимнастический залы, 5 дополнительных специализированных кабинетов психологии и социальной педагогики, логопедический, экологический, прикладного творчества и швейный цех.
На территории микрорайона школы находятся организации коммунального обслуживания, общежитие, аптека, областная больница, рынок, четыре магазина, лесничество, детский комбинат, детская спортивная школа, кинотеатр, действующая церковь.
Структура комплекса
Комплекс социально-педагогической поддержки представляет собой сложную многоплановую структуру, в которой выделяют три основные инновационные системы:
О образовательную систему на основе множественной дифференциации учебного процесса; О систему воспитательной работы и дополнительного образования как равноценного компонента образования наравне с учебным процессом; О систему социально-педагогической и медико-психологической поддержки детей.
Социальная служба
Социально-педагогический комплекс является открытой воспитательной системой, предназначенной для выполнения следующих конкретных задач социально-педагогического характера:
* помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком;
* помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих па его успеваемость и посещение учреждения;
* привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
*• распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях для предотвращения серьёзных последствий;
* индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
* выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
* пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;
* решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы вне учебных занятий.
Для выполнения этих задач в штатное расписание СПК введены должности социальных педагогов, школьных психологов, логопеда и медицинских работников. Они представляют социальную службу комплекса, в которую входят' + территориальная социальная служба (осуществляют социальные педагоги); + внутришкольная служба социальной заботы о детях (классные руководители, воспитатели ГПД, организаторы внеклассной работы по ступеням); + психологическая служба (практические психологи и логопед); + медицинская служба (врач, медсестра).
Территориальная социальная служба комплекса является открытой социально-педагогической системой, развёрнутой на внешкольную среду, деятельность и общение учащихся в которой могут стать своеобразным тренингом, позволяющим упражняться, приобретать качества социальной активности, коллективизма.
Социальный педагог. Территориальную службу осуществляют социальные педагоги. Появление этой новой личности в знаменитой триаде «учитель — ребёнок — родитель» способствует построению личностно ориентированной педагогики. Главное в работе социального педагога — быть связующим звеном между профессиональным воспитанием, семьёй и общественностью.
За каждым из 20 социальных педагогов закреплены дом или подъезд (40-50 семей с детьми) и часть прилегающей территории микрорайона.
Под руководством социальных педагогов действуют разновозрастные объединения (РВО) детей, подростков и их родителей по месту жит ельства: это и коллективы из 2-3 семей, и коллектив учащихся и их родителей из подъезда, дома и т. д.
На карте микрорайона наглядно изображено всё поле деятельности социальных педагогов. На ней отмечены места дислокации РВО, массовых гуляний детей, тусовок, зоны опасных контактов и т. д.
Кроме специализации «семейный социальный педагог», существует распределение социальных педагогов по профилю деятельности (охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д.). В некоторых случаях социальный педагог превращается в тъютора. Его позиция — быть доверенным лицом учащегося, способным обсуждать и строить его образовательную программу — траекторию движения. Педагогика учителя — это педагогика ответов, педагогика тьютора — педагогика вопросов. Тьютор работает с вопросом ребёнка к самому себе, и когда появляются осмысленные, рефлексивные вопросы про себя, это означает, что тьютор достиг цели.
В циклограмме дел-мероприятий, проводимых ежегодно с детьми на территории микрорайона (в них участвуют также родители и взрослые жители), — благотворительные концерты, выставки-продажи изделий детского творчества, праздники «Мы и наши питомцы», «Живи, Земля», систематические дискотеки для молодёжи. Завоевали признание родителей и жителей народные праздники «Святки», «Масленица», олицетворяющие возрождение русских национальных обрядовых традиций.
Социальные педагоги организуют с детьми РВО своих домов выходы в театры, цирк, на художественные выставки, концерты.
Работа с родителями. Действует система педагогического просвещения родителей; производятся анкетирование родителей, сбор заявлений от них; ведутся индивидуальные собеседования; многие родители сотрудничают со школой, являясь общественными воспитателями, кружководами, тренерами.
К совместной работе школы с детьми привлекаются учреждения культуры, спорта, медицины, внешкольные воспитательные учреждения, правоохранительные органы, территориальная депутатская группа и родительская общественность.
Социальная служба проводит ежегодную конференцию родителей, общественности и жителей микрорайона, где обсуждаются общие задачи воспитания молодежи, выбирается Попечительский совет комплекса.
Внутришкольная служба социальной заботы. У классного руководителя есть определённые обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: организация детского питания, помощь многодетным и малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ребёнка, связь и общение с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.), индивидуальная воспитательная работа с «трудными» детьми класса.
В условиях комплекса, при наличии социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную и весьма ощутимую поддержку. Социальные педагоги информируют их о поведении и условиях жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, могут проводить консилиумы по отдельным сложным ситуациям. Кроме того, социальные педагоги оказывают помощь классным руководителям и в проведении воспитательных мероприятий.
Таким образом, классные руководители и социальные педагоги (каждый в своей сфере общения) помогают друг другу лучше понять ребёнка, «ведут» ребёнка от детского сада до выпуска из школы.
Психологическая служба комплекса, в которую входят три штатных психолога, проводит диагностику интересов и способностей детей, делает прогноз и разрабатывает модель индивидуального развития ребёнка, оказывает психокоррекци-онную и психотерапевтическую помощь, консультирует по различным вопросам.
Психологический кабинет имеет рабочее пространство для занятий и тренингов по чсловековед-ческим дисциплинам, уголок психологической разгрузки для учителя. Там же сосредотачиваются данные наблюдений, тестирования и анкетирования учащихся, ведётся картотека трудных учащихся. Психологическая служба обеспечивает отслеживание результатов развития учащихся. Благодаря работе психологов совершается постепенная «психологизадия» учебно-воспитательного процесса.
Задача медика - валеологической службы — отслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Силами врача, медсестры и учителей физкультуры производятся: мониторинг здоровья учащихся (вес, рост, зрение, диагностика заболеваний); формирование физкультурных групп, групп корригирующей гимнастики, здорового образа жизни; профилактика инфекционных заболеваний; проверка режима питания; контроль за санэпидрежимом учащихся; профилактика вредных привычек.
Управление. Высшим органом муниципаль-но-общественного управления комплексом является конференция, которую представляют делегаты от коллективов учащихся, школьных работников и родительской общественности. Конференция избирает Попечительский совет комплекса, который является се исполнительным органом.
Председатель Совета, как и директор комплекса, периодически отчитывается на конференции. Состав и функции Совета определяются действующим Уставом комплекса.
Педагогический совет решает все текущие вопросы, связанные с осуществлением учебно-воспитательного процесса с учётом рекомендации Совета комплекса.
Ученическое самоуправление представлено постоянными и временными органами (которые создаются для какого-либо конкретного дела).
Постоянные органы ученического самоуправления состоят из совета старшеклассников, совета параллелей и советов классов (староста, организаторы по видам деятельности).
Советы учащихся участвуют в планировании и проведении ключевых комплексных дел школьных коллективов, дежурствах, работе педсовета и Совета комплекса, организации работы в классах.
Модель «Школа — координатор воспитательной деятельности социальных институтов»
Осуществляется в условиях микрорайона большого города, в центре посёлка, села, особенностью которых является большое количество учреждений, которые могут реализовать воспитательную функцию по отношению к детям. Это учреждения дополнительного образования, театры и кинотеатры, которые могут вести работу с детьми и в своих стенах, и в школах, другие учреждения культуры (музеи, библиотеки), служба быта. Всё это может быть использовано в работе с детьми как в рамках школы (творческие встречи, беседы, лекции, выставки), так и за её пределами (походы, работа кружков). Однако, несмотря на высокий воспитательный потенциал среды в рамках такого микрорайона, ей присущи, может быть больше, чем другим, и негативные воздействия. Развлекательные заведения, пивные бары, рынки, автовокзалы, молодёжные тусовки — всё это оказывает далеко не лучшее влияние на школьников. Модель воспитательной системы СПК для таких условий должна учитывать и позитивные возможности, и негативные явления. В рамках такой системы предусматривается использование воспитательного потенциала всех учреждений (кинотеатры, учреждения дополнительного образования; кафе, где для них проводятся литературные встречи за чашкой чая; пошивочные ателье, которые проводят консультации по шитью для девочек), и самых разнообразных мер по предотвращению отрицательных влияний среды (общественно полезные акции, дежурство школьников вместе со взрослыми на улицах, профилактические беседы в классах).
Школа-комплекс реализует функцию объединения воспитательных усилий, координат ора влияний, осуществляемых различными воспитательными субъектами и является методическим центром, руководящим педагогизацией окружающей среды.
Модель «Содружество школы и производства»
Необходимо близкое соседство с крупными производственными предприятиями.
Были разработаны и реализованы на практике модели взаимодействия школы и промышленного предприятия (Свердловская область), школы и сельскохозяйственного производства (Ставропольский край).
Завод — школа, колхоз — школа, воинская часть — школа — это целая система двусторонних организованных связей, которыми определяется вся атмосфера окружающего школу социального пространства, где влияния на детей семьи и коллектива предприятия взаимосвязаны. Учреждения культуры и быта здесь также сориентированы на крупное предприятие, работников которого они обслуживают. В таких условиях система школа — предприятие становится определяющей.
Школа организует совместно с базовыми предприятиями жизнедеятельность детей в свободное от занятий время. Школьники часто посещают предприятие, куда они приходят с рапортами, праздничными подарками, сделанными собственными руками, выступают с концертами. Рабочие и руководители предприятия осведомлены об учебных и общественных успехах ребят. Предприятие участвует в оборудовании классов и предметных кабинетов. В школьной газете, радиопередачах рассказывается не только об учебно-воспитательном процессе, а и о делах предприятия.
Среди молодёжи на предприятии много вчерашних выпускников школы. Во Дворце культуры предприятия они вместе со школьниками занимаются техническим творчеством, спортом, туризмом, джазом, вокалом, филателией. В школе также работают разнообразные творческие объединения учащихся, родителей и молодых рабочих, проводятся совместные диспуты, спортивные встречи. Школьники и рабочие вместе заботятся и о младших, особенно о трудных подростках. Функционируют лагеря труда и отдыха, воспитателями которых являются молодые производственники.
Модель - «Школа — вуз»
Цель: решение проблем непрерывного образования школа — вуз.
Примерный алгоритм действий на переходном этапе (окончание школы — поступление в вуз):
· Изучение спроса на услуги по подготовке в вуз среди учащихся школы, обсуждение информации с педагогическим коллективом (предварительный анализ возможностей).
· Получение, изучение и обсуждение учебных планов и программ подготовки абитуриентов, анализ возможностей их реализации, принятие решения.
· Организация встречи с родителями потенциальных абитуриентов.
· Подготовка документов, смет, рабочих планов, графика тестирования.
· Встречи учителей-предметников и куратора со специалистами соответствующих кафедр.
· Стартовое тестирование по четырём дисциплинам.
· Первое промежуточное тестирование.
· Встречи учителей-предметников с соответствующими кафедрами.
· Родительское собрание по анализу уровня знаний учащихся.
· Второе промежуточное тестирование. Встреча учителей-предметников с заведующими кафедрами.
· Итоговое тестирование.
· Организационное (родительское) собрание по итогам.
· Мастерская учителей-предметников и кураторов с заведующими кафедрами по введению в специальности.