По педагогике для 340а, 340б и 450 групп

РАЗВЕРНУТЫЕ ПЛАНЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ИГА

Преподаватель: Яблокова Е.С.

1. Характеристика педагогической деятельности. Педагог в современном дошкольном учреждении: понятие о профессиограмме и профессиональной компетентности педагога; профессиональные и личностные качества педагога.

Педагогическая деятельность имеет черты общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.

Педагогическая деятельность – это особый вид общественно полезной деятельности, сознательно направленной на подготовку человека и, прежде всего, подрастающего поколения к самостоятельной деятельности и общению, формирование и развитие личности, способной к успешной жизнедеятельности в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной:

  • Непрофессиональной педагогической деятельностью – занимаются практически все люди, выполняя различные социальные роли, обучая и воспитывая других людей.
  • Профессиональная педагогическая деятельность – предполагает специальное профессионально-педагогическое образование; она осуществляется в определенных педагогических системах, является основным источником средств существования.

Сущность педагогической деятельности:

  • Передача знаний при проведении занятий и учебного процесса;
  • Воспитание, т.е. формирование качеств личности и ее развитие.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения. В ней выделяются такие компоненты как: мотив – цель – предмет - способы осуществления - результат.

От мотивов,побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит ее успех. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду.

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В педагогической деятельности в роли объекта выступает воспитанник, а в роли субъекта – педагог. Причем, педагогическая деятельность часто из субъектно-объективной превращается в субъктно-субъктную, что делает ее сложной, нестандартной и творческой.

Основное орудие педагогического труда – это педагогическая техника,т.е. разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулировать их активность. Она выполняет служебную роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Особенностью педагогической деятельности является то, что педагог не всегда сразу видит результаты своего труда. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Кроме того, воспитание ребенка – это коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых.

Инициатором такого единения является педагог, как лицо, профессионально подготовленное к образовательной работе.

Также, педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, т.к. ориентирована на стимулирование, организацию и коррекцию работы всех участников воспитательного процесса.

Непременным условием современной педагогической деятельности является педагогическое творчество,которое обусловлено самой сущностью образовательного процесса. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Но следует учитывать, что творчество в педагогическом процессе плодотворно и оправданно, если педагоги хорошо владеют основами своей профессии.

Основы профессии определены государственными образовательными стандартами. А права педагога определены Законом РФ «Об образовании».

Профессиональной деятельности педагога свойственны такие черты, как:

  • созидательность;
  • гуманизм;
  • творческая направленность;
  • коллективный характер.

Исходя из функционального анализа деятельности педагога, определяют профессиограмму.

Профессиограмма – это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.

В наши дни широкое применение, как у ученых, так и у самих педагогов имеет понятие «компетентность».

Компетентность –это личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога,то в содержание этого понятия вкладывают его личные возможности, которые позволяют самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения.

Таким образом, под профессиональной компетентностью педагога понимают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Педагог выступает как целостная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения.

Однако содержание педагогической деятельности предъявляет к педагогу целый ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные.

Эти качества реализуются в деятельности педагога, обеспечивают ее успешность и при этом приобретают специфическую профессиональную окраску:

  • профессиональная направленность (комплекс психологических установок на работу с детьми);
  • эмпатия (постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, сочувствия);
  • педагогический такт;
  • педагогическая зоркость;
  • педагогический оптимизм;
  • культура профессионального общения;
  • педагогическая рефлексия (самоанализ определенных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью).

Профессиональная деятельность предполагает овладение педагогом разнообразными умениями:

  • гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия) и коллектив в целом.
  • конструктивные умения – это умения для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы.
  • коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми, со всей группой, с родителями, с коллегами, с администрацией.
  • организаторские умения – распространяются как на собственную деятельность педагога, так и на деятельность детей, родителей, коллег.
  • специальные умения – делают жизнь детей в ДОУ содержательнее и интереснее.

Наши рекомендации