Петров В.П. Философия. М. 2012.

2. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.

3. Спиркин А.Г. Философия. М.2004.

4. Философия. (коллектив ученых) Ростов н/Д. 2001. 2. Петров В.П. Философия. М. 2012.

5. Введение в философию. Фроло2. Петров В.П. Философия. М. 2012.

в И.Т. ( в двух частях) М.1989

Личность — одно из основных понятий философской антрополо­гии.

Личность присуща только че­ловеку и ни кому более в матери­альном мире.

Характеристика личности, её качеств играют важную роль в раскрытии сути философского отношения «универсум — чело­век», помогая понять, почему мир человека так отличается от мира природы и почему он остаётся че­ловеческим только на основе со­хранения богатства индивидуаль­ных различий между людьми.

® Философская

концепция личности

Проблема личности в истории философии и науки многогранна. В каждой из наук имеются свои особенности понимания природы и сути личности. Это закономерно присуще психологии и педагоги­ке, социологии и политологии, ювенологии и геронтологии, ис­тории и другим гуманитарным и общественным наукам.

Философия рассматривает личность через призму всеобщ­ности (универсальности) в сис­теме отношения «универсум — человек», тогда как другие науки

§ 1. Философская концепция личности
§ 2. Становление и формирование личности
 

подходят к личности узкоспецифически, исходя из предмета своего собственного исследования.

Объективно, личность человека является, складывается, формируется, функционирует и развивается в социуме, в обще­стве. Личность — мера человека, человека как субъекта соци­альных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Сущность человека не есть абс­тракт, присущий отдельному индивиду, в своей действитель­ности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс). Становление человека как личности происходит под воздействием системы общественных отношений, в кото­рых осуществляется его бытие (по сферам жизни общества), причём эти отношения опредмечены, детерминированы собс­твенной, человеческой целеполагающей деятельностью. При этом необходимо учитывать ту закономерность, что человек как личность, находясь под воздействием тех или иных обще­ственных отношений, сам оказывает на них влияние, развива­ет и изменяет их. Кроме того, специфические черты личности обусловлены его собственной генетикой, физиологией, сознани­ем, личной культурой. Чтобы реально представлять личность в означенной интерпретации нам необходимо определиться с такими антропологическими понятиями как «человек», «ин­дивид», «индивидуум», «индивидуальность».

Человек. Понятие родовое, выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие «человек» включаются как его общесоциальные черты, носителем которых он является (речь, общение, интеллект, культура, деятельность), так и биологи­ческие (природоестественные), ибо носителем его социальной сущности является человеческий организм. Кроме того, чело­век обладает ментальными чертами, то есть он отражает в себе те духовные ценности народа, которые формировались истори­чески, они тесно связаны с его социальной сущностью.

Индивид. Индивидом в человеческом мире обычно называ­ют отдельного человека. Индивид — это представитель рода человеческого. Индивиды — носители общих свойств, пара­метров человека, в то же время эти параметры отличны от других биологических видов нашей планеты, а если в про­сторах Вселенной существует разум, то человек как индивид будет иметь свои планетарные земные отличия в сравнении с неземными социальными существами. Биологические и физиологические особенности человека индивидно конкрет­ны — отпечатки пальцев, роговица глаза, глазное яблоко, тембр голоса, походка, осанка, строение тела и отдельных его частей, нервная система.

Индивидуум. Человека с присущими ему социальными чертами можно определить как индивидуума, то есть обла­дателя социального своеобразия, социальной неповторимости: свои привычки и идеалы, определённые способности и соци­альные функции, особенности знаний и умений, своеобраз­ный набор профессиональных качеств, избирательный круг общения, собственный взгляд на мир и своя оценка проис­ходящего в нём. Индивидуумны взгляды, суждения и мне­ния, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат своё собственное «Я». Индивидуумны потребности и способности человека.

Индивидуальность. Каждый homo sapiens обладает единс­твом биологической и социальной неповторимости, ориги­нальности, специфичности, охватывающей единство качеств как индивида, так и индивидуума. Индивидуальность нахо­дит своё выражение в природных и психических свойствах человека. Индивидуальность — это совокупность свойств и особенностей индивида, отличающих его от массы дру­гих. В этом смысле стопроцентных двойников в обществе нет и быть не может, поэтому даже новомодная позиция по проблеме клонирования человека беспочвенна в связи с его индивидуальностью. Индивидуальность — это биологически и социально неповторимый человек, имеющий определённый статус в обществе, исполняющий социальную роль.

Поэтому, когда необходимо подчеркнуть биологическое своеобразие человека, целесообразно использовать понятие индивиду если его социальное своеобразие, то — индивиду­ум; когда же речь ведётся о биосоциальной целостности и оригинальности человека — индивидуальность.

Определившись с вышеизложенными понятиями мы мо­жем говорить о понятии личность.

В русском языке этимология слова личность связана с тер­минами лик, лицо.

Сущностное же понимание личности замыкается на диа­лектичный ряд её структурных качеств: во-первых, на де­ятельность; во-вторых, на психическую направленность; в-третьих, на сознательную ориентированность; в-четвёртых, на индивидуальную культуру: знания, умения, установки.

Личность — это человек, оцениваемый не только с точки зрения его базовых качеств (свойств), но и со стороны его соци­альных, духовных и физиологических особенностей. То есть в этом плане мы можем говорить о мере самой личности, которая проявляется в её особенностях и свойствах, выражаясь в самых разнообразных общественных позициях, в деятельности. Чаще всего здесь сочетаются достоинства и скрытые наклонности человека, что прямо и косвенно детерминирует протекание разнообразных процессов и явлений в социуме и в обществе. Используя понятие меры личности, можно соотнести и ха­рактеризовать такие социальные явления, как гуманизм и диктатура, авантюризм и конформизм, террор и революция и т.п., а также определить типологию личности. В частности, в этих целях методологически приемлемо использование пер­сон Императора Николая II и Ленина, Врангеля и Фрунзе, Сталина и Гитлера, Хрущёва и Ельцина и т.п.

Важнейшим качеством человека как личности является его целеполагающая деятельность. Личность — это, прежде всего, активно действующий социальный субъект, способный изменять среду своего обитания. Далее, личность — это мыс­лящий (функциональное сознание, интеллект) и психически здоровый человек, обладающий собственной культурой. Все эти качества неразрывно связаны. Поэтому личность — это не только носитель общественных отношений, но и человек, который оказывает обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными особенностями, свойствами и способностям, опытом и интеллектом, организованностью и профессионализмом, собственной культурой.

Независимо от того, присоединяется ли индивид к мнению большинства или идёт своим эмпирическим путём, в каждом конкретном случае — это персональная позиция человека, соответствующая его осознанию реальности в соответствии с условиями бытия.

Личность — это общественно и социально деятельный и индивидуально неповторимый человек.

В истории философии, в истории гуманитарной мысли разрабатывались разнообразные концепции личности. Оста­новимся на некоторых из них.

Психологическая концепция личности. В психологии личность (точнее индивид, индивидуальность) рассматрива­ется как целостность психических свойств, процессов, отно­шений, отличающих одного человека от другого. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Для психолога потенции конкретного человека различны, поскольку как врождённые, так и приобретённые качества людей индивидуальны. Ин­дивидуальность отражает неповторимость психических, био­логических и социальных свойств человека, делая его уни­кальным представителем какой-либо группы или общности. Возникновение личности как системного качества обуслов­лено в психологии тем, что индивид в совместной деятель­ности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувс­твенной сущности её носителя — индивида и условий соци­альной среды. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В «гармонической психо­логии», в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не остава­лось места в механической схеме «стимул — реакция».

Социологическая концепция личности. Социологи, как правило, оперируют понятиями личность, социальный субъ­ект для описания социальной сути и социальных качеств человека в процессе совместной деятельности. В современной социологии личность, как субъект, означает активное соци­альное начало, определённый тип способности к деятельности. При проведении социологических исследований социолога в первую очередь интересуют не индивидуальные особенности человека, а та социальная среда, социальная организация, со­циальный институт, в которые он включён и выполняет в них определённые социальные функции. Поэтому ролевая концеп­ция личности получила развитие именно в социологии, хотя зарождению её способствовала социальная психология.

Ролевая концепция личности. Суть её сводится к тому, что люди в процессе жизни и деятельности выполняют различные функции, исполняют социальные роли. Есть первичные фун­кции, которые отражают статусную позицию человека, опре­делённую его профессиональной деятельностью, занимаемой должностью. Есть вторичные функции, которые человек вы­полняет в силу разнообразных факторов бытия, обсуловлен- ных его потребностями и способностями. Особенность в том, что человек в обществе включён во множество социальных образований: семью, школу, вуз, предприятие, фирму, спор­тивную секцию, садоводческое товарищество, гаражный ко­оператив, охотничий коллектив, общество филателистов или нумизматов и т.п. В каждом из них он имеет свои интересы, играет социальную роль. Социальная роль — это способ по­ведения людей в зависимости от их статуса и позиции в об­ществе. Личность здесь рассматривается и представляется как ролевой субстрат конкретного социального института с присущими ему функциональными установками.

Философская концепция личности. О ней мы говорили ранее, раскрывая философскую сущность человека. Лич­ность — это субъект общества, социальный генератор системы общественных отношений (по 10-ти сферам жизни общества, как системообразующим институтам, основанным на базовых формах общественной деятельности), с присущей ему пси­хикой, личностной культурой, сознанием и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в которых форми­руется и развивается личность, не статична, а диалектична, то есть в этом процессе работает система обратных связей, детерминированная наличествующим бытием. Личность — исторический тип человека, способного к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Лич­ность — мера человека, мера индивидуальности.

Существуют несколько теоретических позиций в определе­нии типологии личности, они весьма неодозначны. Различия характеризуют суть оснований выделения типов личности.

Первая позиция. В основе её лежит принцип Социальные социальной (точнее общественной) деятельнос- типы личности ти человека. В ней выделяются четыре типа личности, которые прослеживаются на исто­рическом пути развития человечества:

• во-первых, деятели. Исторически — это люди, обладаю­щие различными способностями, начиная с рыболовов и охот­ников, воинов и ремесленников, земледельцев и рабочих до современных профессионалов во всех сферах жизни общества и областях деятельности. «Хотеть недостаточно, надо действо­вать», — заключал И. Гёте. Для таких личностей главное в жизни — активная преобразовательная деятельность, вклю­чая самого себя. Это так называемые «трудоголики», они отда­ются работе, находя в этом высшее удовлетворение, а отдельные неудачи только обостряют жажду деятельности. Становление и развитие индустриального общества привело к культивирова­нию именно такой личности — активной, профессиональной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного досто­инства и осознающей меру ответственности за себя, своё окру­жение и принимаемые решения. Потребность общества в таких личностях была всегда достаточно острой: П. Столыпин и С. Ко­ролёв, Г. Жуков и А. Косыгин, А. Сахаров и В. Путин;

• во-вторых, интеллектуалы. Это люди, которые в духе свободного научного творчества оценивают мир и происходя­щие в нём процессы. «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны», — отмечал Эсхил. Образ человека мыс­лящего, воплощающего в себе ментальные черты нации, его исторический опыт и память всегда пользовался огромным авторитетом: Р. Декарт и Ф. Вольтер, Г. Гегель и К. Маркс,

3. Фрейд и Ф. Ницше, М. Ломоносов и И. Ильин, Н. Бердяев и В. Розанов, Д. Волкогонов и А. Солженицын... Для таких личностей суть существования — в осмыслении многообраз­ной действительности мира (универсума) и поиск путей его развития. К сожалению, в этой исторической интеллектуаль­ной плеяде были трагичными судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, чьи идеи вызывали не­рвную дрожь и неприятие власть имущих. К их числу от­носятся — Пифагор, Сократ, Г. Галилей, Д. Бруно, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. Флоренский, А. Чижевский, А. Лосев;

• в-третьих, эстеты. Прежде всего это деятели искусст­ва — писатели, поэты, художники, зодчие, музыканты — люди, остро чувствующие актуальное и потенциальное бы­тие. «Поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произволь­ным и приторным сентенциям», — подчёркивал Н.Г. Чер­нышевский. Правда жизни, заключённая в разнообразных художественных и музыкальных произведениях, воспита­ла не одно поколение людей на Земле. А гениальные пред­восхищения этих творцов иногда опережали самые смелые прогнозы. В частности, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) спроектировал воздухолёт (вертолёт); Г. Уэллс (1856-1946 гг.) в своих фантастических рассказах предвосхитил практичес­ки все современные космические события, кроме того, опи­сал урановую бомбу; А. Белый (литературный псевдоним поэта, писателя Бориса Николаевича Бугаева, 1880-1934 гг.) в 1921 г. написал стихи, в которых предвидел ужасное по своей разрушающей силе воздействие на всё окружающее атомного взрыва; А.Н. Толстой (1882-1945 гг.), в романе «Гиперболоид инженера Гарина» художественно представил свойства будущего лазерного устройства;

• в-четвёртых, гуманисты. «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг», — призывал Ж.Ж. Руссо. Гуманисты на­делены глубоким чувством сострадания к горестям и чаяни­ям других людей и стараются облегчить им их душевные и телесные муки. Их сила в вере в своё предназначение, в любви к людям и всему живому, в активно деятельной соци­альной позиции. Они сделали делом своей жизни милосердие и добро. В частности, россиянин Фёдор Петрович Гааз (1780- 1853 гг.) — врач-филантроп, прозванный «святым доктором», был главным врачом московских тюрем, добился организации тюремных больниц, школ для детей арестантов, его жизнен­ный девиз «спешите делать добро»; всемирно известная ал­банка — мать Тереза (1910-1997 гг., в миру Агнес Гонджа Бояджиу) — основательница и настоятельница католическо­го Ордена милосердия, Нобелевский лауреат премии мира; Анри Дюнан (1828-1910 гг.) — швейцарский общественный деятель, инициатор создания «Красного Креста», Нобелевская премия мира в 1901 г.; Альберт Швейцер (1875-1965 гг.) — немецко-французский миссионер, врач, философ, Нобелевс­кий лауреат премии мира в 1952 г. Он построил госпиталь для прокажённых, от которых все отвернулись, его исходный принцип — «преклонение перед жизнью».

Вторая позиция. Здесь основанием социального типа лич­ности является зависимость от степени свободы человека. Имеется в виду степень свободы по Марксу, представленная им в «Капитале». В связи с ней он определял три социаль­ных типа личности:

• во-первых, тип личности, которая связана с отношения­ми личной зависимости. В этом случае человек подвластен внешнему воздействию. Субъектами, создающими отноше­ния зависимости, выступают правящие классы. В XX столе­тии — тоталитарные политические режимы. В этом случае человек подавлен как личность и на макро-, и на микро­уровнях, то есть как в обществе в целом, так и в конкрет­ном коллективе. В этом случае существует ряд устоявшихся общественных и правовых норм, выход за рамки которых жёстко карается. Проявляется эта зависимость как в по­давленном поведении индивида, так и в его подавленном сознании, неспособности выделять себя из массы, самосто­ятельно и творчески трудиться;

• во-вторых, тип личности, связанный с отношениями личной независимости. В этом случае формируются достаточно сложные отношения. Человек свободен, но у него нет средств про­изводства. Поэтому он «продаёт» себя как товар, то есть продаёт свою рабочую силу, являясь её собственником. Он свободен, но продать ему на рынке труда нечего, кроме самого себя — своих профессиональных умений. Чем эти умения выше, тем больше его собственная стоимость (пример: отъезд сотен тысяч россиян за рубеж в период «перестройки» в целях более приемлемых условий труда и оплаты за него; уезжали учёные и инжене­ры, программисты и журналисты, музыканты и спортсмены, художники и писатели). В целом эта личная независимость, основанная на отношениях вещной зависимости, есть необходи­мая объективная предпосылка для развития личности;

• в-третъих, социальный тип личности, обозначаемый как «свободная индивидуальность». В этом аспекте личность рас­полагает огромными возможностями для раскрытия своих способностей и для удовлетворения потребностей.

Современному обществу всё более и более требуется именно такая личность, поэтому необходимо её расширенное воспро­изводство. Такая потребность общества возрастает по мере перехода к новой — информационной эпохе цивилизации. Здесь будет всё более возрастать роль среднего класса, где «свободные индивидуальности» будут сочетать в себе высокие умственные, нравственные и физические качества. Они же будут преобладать и на рынке труда.

Вот здесь необходимо предметное пояснение понятия «сво­боды». Человек становится личностью только в условиях сво­боды, но он же сам эти условия и создаёт. Свобода личности заключается в осознании индивидом необходимости своего собственного выбора образа жизни и деятельности. Осознан­ная человеком необходимость жизненного выбора, осознанное поведение индивида в рамках права, норм и нравственных традиций общества — это и есть настоящая свобода личности, «свобода как мера необходимого» (В. Петров), «свобода как осознанная необходимость» (Б. Спиноза). В соответствии с этим подходом определяется и форма свободы личности — экономическая, политическая, научная, педагогическая, ху­дожественная, медицинская и т.п.

Экономическая (производство, потребление, распределение, обмен) свобода личности предполагает в значительной степени свободу собственного выбора предмета деятельности. Она вклю­чает в себя свободу выбора экономической цели и задач по её достижению, свободу принятия экономических решений, свобо­ду действий в означенных компонентах экономики. Только сам человек решает какой вид деятельности для него предпочти­тельнее: собственное предпринимательство или труд по найму, торговля или обмен, в какой области экономики ему работать, в какой форме осуществлять свою деятельность и т.п.

Политическая свобода личности предполагает такой набор её прав, который обеспечивает выражение гражданской пози­ции и осуществление жизнедеятельности индивида. При этом свобода политическая не может рассматриваться как средство реализации других свобод. Будучи средством, политическая свобода должна обладать самоценностью: реализация граж­данских прав, демократический выбор самодеятельности, персональное самовыражение...

Научная, педагогическая, художественная и иные формы свободы личности предполагают свободу духа, мировоззренчес­кую свободу, выбор ценностных ориентаций, свободу совести и немыслимы без опоры на нравственные и правовые нормы об­щества в соответствии с менталитетом нации. Здесь надо иметь в виду, что существует и антидуховная личностная ориента­ция (антисвобода, некая вседозволенность), которая достаточно предметна и заключается, в частности, в проявлении вахха­бизма в России, появлении новых фашистских организаций, действующих под знаком «народных фронтов» — НБП, РНЕ — «коричневые и чёрные рубашки», «скинхеды» и т.п.

Таким образом, рассмотрев социальные типы личности, мы определились и с таким важнейшим личностным компонен­том как её свобода, свобода как мера необходимого.

Личностью стать непросто, но этот процесс составляет вы­сшую цель цивилизованного общества, самоцель человечес­кой истории, обращённой к каждому её члену. Это стадия становления человека как субъекта общественных отношений с последующей его персонализацией; персонализация — пос­ледовательная трансформация личности в персону общества на основе её высоких индивидуальных качеств.

© Становление и формирование личности

В этой части лекции мы более подробно остановимся на том, как человек становится личностью.

Личность — это общественно развитый человек. Личност­ные качества человека соответствуют его природе и продуци­руют самодеятельность. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности, что характерно для её формирования.

Обозначим условия становления личности. Они неод­нозначны в понимании различных мыслителей.

Можно идти по пути, представленному К. Марксом, и охарактеризовать четыре модуса общественной жизни, они же — условия, способствующие становлению личности:

• экономические (хозяйственно-производственные);

• политические (властно-правовые);

• социальные (индивидуально-предметные);

• духовные (идейно-нравственные).

Такой четырёхуровневый подход был принят и идеологи­чески закреплён в обществознании советского периода. Он устанавливал незыблемость этих сфер общественной жизни,

а коль личность — функционально общественный человек, то его становление и развитие определялось спецификой отношений в этих сферах жизни общества: экономически уравненный, политически преданный, социально структу­рированный, идейно подготовленный. Эта идеологическая конструкция формирования личности была принята в СССР и странах соцлагеря XX столетия. Личность «штамповалась» («идеологическая социализация») в тоталитарной «коммунис­тической парадигме», без внимания и учёта её индивидуаль­ных особенностей, а, тем более, потребностей.

Стоит отметить, что были и иные концепции, относящиеся к проблеме формирования личности, связанные с именами

3. Фрейда, Ф. Ницше, П. Сорокина, Г. Лассуэлла и других представителей научных школ Запада. Они весьма интересны и поучительны.

Поэтому, мы будем говорить о проблеме формирования лич­ности с учётом различных теоретических построений и пред­ставим этот процесс в соответствии с методологией построения сфер общественной жизни, как самостоятельных системообра­зующих институтов жизни общества, которые подробнее будут представлены в ХШ-ХУ лекциях. Здесь же нас будут интере­совать сферные особенности формирования личности.

Известна концепция сферирования общественной жизни Л. Зеленова. Суть этой концепции заключается в понимании родовой деятельности общества, которой обусловлено появле­ние и развитие восьми сфер общественной жизни — эконо­мической, экологической, управленческой, педагогической, научной, художественной, медицинской и физкультурной.

Применительно к означенным сферам жизни общества происходит формирование личности и её всестороннее раз­витие, которое напрямую связано с процессом социализации. В частности, в сфере экономики, характер функционирования которой объективирован потребностями общества, включаю­щими производство, потребление, обмен и распределение то­варов и услуг, индивид усваивает накопленный поколениями опыт экономической деятельности, происходит формирование необходимых социальных качеств, что позволяет ему профес­сионально осуществлять деятельность и совершенствоваться. Это — общий методологический подход. В соответствии с ним оценивается характер деятельности в других сферах жизни общества и уровень её влияния на формирование и всесто­роннее развитие личности.

Чем совершеннее общество в функциональной взаимосвя­зи сфер его жизни, то есть системообразующих институтов, тем предметнее процесс формирования личности и её всес­тороннее развитие (образование — обучение — воспитание : самообразование — самообучение — самовоспитание). Соот­ветственно с этим возрастает её обратная связь с обществом, через персональную отдачу знаний, умений, установок в кон­кретных видах деятельности и в целом в сферах обществен­ной жизни.

Стоит отметить, что восьмисферная (родовая) концепция общественной жизни, представляя научный интерес, не мо­жет претендовать на однозначность, она находится в диалек­тическом процессе соотнесения возможного и действительно­го в общественной жизни, её содержания и формы.

Сферы общественной жизни историчны, основаны на ба­зовых формах общественной деятельности (общественной, здесь — значимой и необходимой для функционирования всего общества) и представляют собой самостоятельные системообразующие институты жизни общества со сложив­шимися правилами, принципами, нормами, культурой. Их становление является закономерностью общественного развития, обусловленной потребностями и потенциалом общества. В соответствии с этой закономерностью логич­но выглядит десятисферная структура общественной жиз­ни, включающая помимо означенных восьми сфер, сферу обороны — Вооружённые силы и оборонно-промышленный комплекс и сферу общественной безопасности, историческое возникновение и функционирование которой обусловлено потребностью общества по пресечению внешних и внутрен­них угроз, исходящих от террористических, националис­тических, криминальных экономических, коррупционных и иных деструктивных структур, методами специальной, разведывательной, милицейской, дипломатической, охран­ной, таможенной, судебно-правовой, антимонопольной и иной направленности. Кроме того, в недалёкой историчес­кой перспективе произойдёт становление ещё одной сферы жизни общества, в которой индивид будет реально персо­нифицироваться как личность — это сфера космонавтики, которая на данный эпохальный момент развития общества представляет область (вид) профессиональной деятельнос­ти, то есть рассматривается узкопредметно в системно-функ­циональном поле общественного бытия. Но, это — уже удел теории, а трансформация данного профессионального инсти­тута в сферу общественной жизни, т.е. системообразующий институт жизни общества, объективна.

В чём же сущностной смысл формирования личности, ис­ходя из означенной специфики сферного подхода и, соответс­твующих сферам, условий бытия человека?

Смысл в том, что личность формируется в процессе де­ятельности. Деятельность — это тот адаптивный субстрат, который определяет как момент становления личности чело­века, так и характер её дальнейшего развития. В нём так­же важен элемент общения, элемент коммуникации. В це­лом формирование человека как личности осуществляется в процессе деятельности, в процессе социализации, то есть постепенного освоения уже имеющегося человеческого опыта (образование — обучение — воспитание : самообразование — самообучение — самовоспитание). Деятельность предполагает функциональное становление качеств личности, а социали­зация требует от индивида продуктивной активности, выра­жающейся в постоянной корректировке своих действий, пос­тупков, поведения в соответствии с усвоением социального (жизненного) опыта поколений. В процессе социализации про­исходит постепенная трансформация усвоенного опыта в пер­сональные качества личности. В основе этой трансформации лежит деятельность человека. Деятельность как целесообраз­ное взаимодействие индивида с предметным миром в целом и в конкретной сфере жизни общества в частности. Целе­сообразность человеческой деятельности выражается в двух формах: 1) сообразность социальным целям (как культурным программам общества); 2) сообразность личностным целям (как творческим программам личности).

Если следовать социокультурным программам (историчес­ки сложившимся, стабилизировавшимся формам, способам, методам), то создается лишь возможность репродуктивной деятельности (воспроизведение уже имеющегося), а следова­ние личностным программам — предполагает возможность творческой, новационной деятельности.

В основе деятельности человека лежат потребности — по­будительные силы (мотивация) и способности — деятельнос­тные силы (реализация).

Способом деятельности являются сложившиеся в обществе программы, методы, модели, приёмы.

Побудителем деятельности является общественная потреб­ность, выступающая по отношению к индивиду как долг, как внешнее долженствование, как объективная сила (она может приобретать форму принуждения, материального и морального стимулирования).

Таким образом, деятельность со стороны личности детер­минирована «долгом» и «стандартами» (общепринятыми пра­вилами). Поскольку же и долженствование, и стандартные программы вырабатываются обществом, а не самим челове­ком, постольку они образуют как бы внешнюю для челове­ка детерминацию, которой он объективно вынужден подчи­няться. Это то, что в обыденном сознании воспринимается и оценивается как «работа». Но это и тот фон, та среда, где формируется личность.

Личность вне деятельности не существует, она есть со­вокупность социальных и общественных отношений, собс­твенных генетических и интеллектуальных, физических и психических особенностей, способствующих проявлению пот­ребностей и способностей человека в его профессиональной среде: космонавт или учёный, водолаз или врач, педагог или лётчик, фермер или офицер.

Их восемь: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда (Л. Зеленов).

Компоненты Деятельность всегда является субъектной, её

деятельности осуществляет человек, субъект, личность с оп­ределённым набором качеств.

Деятельность объектна, «предметна», предметно направлена.

Деятельность орудийна, то есть связана со средствами труда.

Деятельность процессуальна, представлена совокупностью производимых операций по её конкретному виду, в зависи­мости от сфер жизнедеятельности.

Деятельность результативна, продуктивна, иначе де­ятельность превращается в простое безрезультатное процес- суирование.

Деятельность осуществляется при определённых условиях, то есть при включении в неё других систем деятельности.

Деятельность системно организована, упорядочена, струк­турирована.

Деятельность осуществляется в среде, то есть во взаимоот­ношениях с другими системами деятельности, которые высту­пают в качестве активного фона и потенциала компонентов различных видов деятельности.

Если человек, индивид есть отражение всей совокупности общественных отношений (по сферам общественной жизни), то неизбежна многоплановость его социальных ролей, кото-

рые он играет как личность. Выше мы отме-

роли личности чали Р°левУю концепцию личности, здесь же определим социальные роли.

Человек как деятель. Как деятель он выступает независи­мо от того, в какой сфере или области деятельности осущест­вляет свои профессиональные функции. На основе приведённо­го выше рассуждения о социализации индивида, компонентов деятельности, вырисовывается картина становления личности человека в процессе деятельности: работа — труд — деятель­ность — творчество. Это функционально-ролевая динамика формирования всесторонней личности в совокупности со ста­новлением её сознания, психики и культуры.

Человек как гражданин. Человек — личность, которому небезразличен его коллектив, страна, нация, развивающие­ся в рамках естественного права. Он субъект гражданского процесса. Гражданская позиция человека отражает его сущ­ность как индивида правового государства и гражданского общества. Права и свободы человека объективно принадлежат каждому от рождения и должны уважаться государством и всеми институтами общества. При осуществлении граждан­ских прав недопустимо ущемление прав и свобод других. Государство не может издавать законы, умаляющие или от­меняющие основные права и свободы человека как гражда­нина. Нарушенные права человека подлежат восстановлению всеми средствами, которые представляются Конституцией РФ и федеральными законами. Поэтому человек как граж­данин — это полноправный субъект системы общественных отношений, созидатель гражданского общества, способный защищать и развивать его права и свободы.

Человек как патриот. Патриотизм — непременный ат­рибут цивилизованного общества: любовь к Родине, готов­ность отстаивать честь и достоинство Отечества, решитель­ность и мужество вплоть до самопожертвования в защите интересов государства, особенно при внешней вооружённой агрессии или террористических выпадах. Быть гражданином своей страны и не быть патриотом её — это нонсенс. Человек как патриот — это субъект общественных процессов, он не только их главный участник, но и выразитель российской ментальности в каждом из них. Суть проявления патрио­
тизма заключена в делах человеческих, в социальной роли личности. Патриотизм — это духовная потребность личнос­ти, её внутренний персональный и моральный долг по отно­шению к себе, семье, коллективу, обществу, стране. Но эти чувства не должны быть идеологизированы, а представлять собственный, осознанный выбор человека, когда он ощущает себя действительным членом общества, субъектом в делах страны, а страна, государство готовы отстаивать и защищать его человеческое достоинство россиянина в любой точке зем­ного шара как свою высшую ценность. В воспитании патри­отических чувств важна роль национальной идеи, которую можно выразить так: «Великий Народ — Великая Россия : Великая Россия — Великий Народ».

Человек как семьянин. Социальная роль личности, свя­занная с функционированием семьи, универсальна. В семье начинается процесс социализации личности, закладываются основы будущей личности. В семье осуществляется таинство рождения человека, закладываются первичные знания, уме­ния и установки. В семье формируется хозяйственно-бытовая функция человека.

Человек как потребитель. Смысл этой человеческой роли не в утилитарном потреблении тех или иных продуктов и услуг. Личность как потребитель значима тем, что человек способен удовлетворять свои здоровые потребности. Потреб­ности — это побудительная сила, заставляющая индивида включаться в процесс деятельности. Потребность учиться — студент; потребность реализовывать полученные знания — инженер, педагог, врач, офицер; потребность реализовывать умения — руководитель, учёный.

Человек как собственник. Проблема личности как собс­твенника, его ролевое значение в социуме весьма актуаль­ны для развития современного общества. В советскую эпоху в общественном сознании идеологически закреплялся об­раз человека, не обременённого частной собственностью, а, значит, не представляющего её функциональных модусов и меры ответственности за них. Владение частной собствен­ностью считалось постыдным, причём, государство не ут­руждало себя разъяснениями экономических особенностей этого утверждения, а сводило его к однозначно негативной партийно-идеологической трактовке. Право частной собствен­ности, как личная свобода человека игнорировалось, право на общественную собственность было декларативным. Лич­ная собственность минимизировалась, так как существовали «социалистические нормы» для «обыкновенных людей» и рас­ширенные для чиновничьей номенклатуры, что приводило к грубому социальному расслоению общества. Частная собствен­ность повсеместно осуждалась в советском обществе, причём, без всестороннего научного анализа и оценки её форм, учёта особенностей труда собственников и работников, их квалифи­кации, получения и распределения прибыли, формирования фондов оплаты труда, выполнения социальных программ и т.п. Коммунистическая критика была направлена на искус­ственную нивелировку западных технологий, ретуширование инноваций, очернение процессов корпоративной деятельности профессиональных рабочих и менеджеров экономики. Идеоло­гическое огрубление права частной собственности породило её метафизическое восприятие советским обществом и человеком. Однако право частной собственности - это личная свобода че­ловека по отношению к средствам производства, в целом - это экономика, как системообразующий жизнь общества институт - сфера общественной жизни - со свойственными ей функ­циями, целями, задачами, принципами, нормами, традици­ями, культурой, в рамках которых и формируется личность собственника. Игнорирование права частной собственности в системе экономических отношений общества приводит к на­рушению прав личности и нивелированию правовой формы свободы человека как собственника. Человек, ограниченный в правах и свободах, не может быть полноценным творцом своей жизни и жизни общества. Поэтому человек, как собс­твенник, столь же важен для социума как человек-патриот, человек-гражданин; только в соответствии с таким подходом предметно значима его социальная роль в жизни общества.

История творится людьми и только людьми. Лишь учёт объективных условий, определяющих действия людей, даёт возможность научно обосновать и объяснить роль конкрет- Роль ных социальных сил, партий, общественных

личности движений, исторических деятелей в обществен-

в истории ной жизни.

Исторические условия определяют в конеч­ном счёте формат деятельности личности. Выйти за этот фор­мат никакой деятель, даже самый выдающийся, не может. Так, если не созрели необходимые предпосылки для более высокой ступени общественного развития (в соответствии со сферами общественной жизни), то ни один политический де­ятель не в состоянии вызвать переход к ней своими личными действиями (даже харизматическая личность). В лучшем слу­

чае он может ускорить ход общественного процесса. Хорошо если это ускорение будет прогрессивным, но может и затор­мозить его (до тех пор пока вновь не возобладают объектив­ные позиции, как это было в истории человечества в период нахождения у власти в Германии — Гитлера, в России — Сталина, в Китае — Мао Цзэдуна, в Румынии — Чаушес- ку, в Грузии — Саакашвили). Никакая личность не может творить историю по своему произволу, не может повернуть общественное и социальное развитие вспять, например, от индустриального общества к феодальному. Гитлер предпри­нимал в XX столетии попытку восстановления рабовладель­ческого миропорядка, к чему это привело немецкий народ, общеизвестно.

Великие исторические деятели, как и великие обществен­ные идеи, творцами и выразителями которых они являют­ся, появляются, как правило, в переломные эпохи мировой истории или истории той или иной нации. Но не великие личности создают, вызывают к жизни великие эпохи, а, на­оборот, великие эпохи являются той благоприятной почвой, условием, когда таланты, гении, дарования той или иной личности могут созреть, появиться и реализоваться.

Формирование личности процесс многоплановый, поэто­му о нём мы и говорим как о проблеме. Обыденное созна­ние проблему формирования личности, как гармоничной и Проблема всесторонне развитой, воспринимает так: всё

формирования знать и вса уметь. Это достаточно наивная по­личное™ зиция. Личность формируется в сложнейших

общественных процессах, в переплетении мно­жества социальных факторов. Формирование личности осу­ществляется в процессе прямого и косвенного воздействия на индивида всей системы общественных институтов. Поэтому весьма значима диалектика системы: «институт — человек»: «человек — институт». Цель в этом взаимодействии одна: появление человека со сложившейся психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью, то есть — формиро­вание всесторонне развитой личности, обладающей широким набором потребностей, соответствующих развитым индивиду­альным способностям. Если означенной цели нет: у индивида масса потребностей, но нет способностей для их реализации, то вести разговор о сформированной и развитой личности не приходится. В этом случае предстаёт только индивидуум с завышенными потребностями и скромными способностями, что порождает тип человека девиантного поведения, которое чревато делинквентностью и негативной оценкой общества. Поэтому формирование личности обязательно включает её воспитание и последующее развитие. В целом алгоритм пред­ставляется следующим: формирование личности — целевая деятельность институтов общества, воспитание — привитие установок в процессе этой деятельности, развитие — персо­нальный, личностный уровень индивида, как продукта этой деятельности, способного к самодеятельности.

Практическое значение проблемы формирования всесто­ронне развитой личности заключается в следующем:

• во-первых, развитая личность представляет самоцель человечества и отвечает на вопрос о сущности общества и функционировании исторических системообразующих инсти­тутов общественной жизни (сфер);

• во-вторых, всесторонне развитая личность (гармоничная совокупность потребностей и способностей индивида) — со­циальный критерий общественного прогресса, определитель функционирования базовых структур страны, нации, госу­дарства;

• в-третьих, развитая личность — цель самого человека, его деловая, творческая персонификация;

• в-четвёртых, развитая личность — высшая социальная цель правового государства и гражданского общества;

• в-пятых, системный подход к формированию такой личности (биопсихический субстрат, сознание, личностная культура, деятельность) позволяет коррелировать структуру деятельности всех общественных и социальных институтов, начиная с семьи.

ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие «человека».

2. Понятие «индивида».

3. Понятие «индивидуума».

4. Понятие «индивидуальности».

5. Сущность понятия «личность».

6. Структура личности.

7. Психологическая концепция личности.

8. Социологическая концепция личности.

9. Ролевая концепция личности.

10. Философская концепция личности.

11. Социальные типы личности.

12. Критерии формирования личности.

13. Значение для общества всесторонне развитой личности.

14. Социальные роли личности.

15. Роль личности в истории.

ЛИТЕРАТУРА

Антропономия (Общая теория человека). Н. Новгород, 1991.

Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Бердяев НЛ. Философия свободного духа. М., 1994.

Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения оте­чественных и зарубежных авторов. М., 1977.

Зеленое ЛЛ. Становление личности. Горький, 1989.

Зеленое Л А. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. III. Антропономия. Н.Новгород, 2006.

Ильенков Э.В. Что такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для сту­дентов вузов. М., 1998.

Муди Р. Жизнь после смерти. Л., 1991.

Мунъе Э. Персонализм. М., 1992.

Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся самим собой // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990.

О человеческом в человеке. М., 1991.

Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н.Новгород, 2010.

Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро- шевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Спб., 1997.

Сенека и др. Если хочешь быть свободным. М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1997.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

Флоренский П. У водоразделов мысли. Часть шестая. Имена. Метафизика имён в историческом освещении. Имя и лич- ность//Соч. в 4-х т. Т. 3.

Человек. Философско-энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М., 1997.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости

Наши рекомендации