Синтаксис и пунктуация (6 ч.)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи (6 ч)

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Очерк, эссе.

Устное выступление, дискуссия.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Художественный стиль речи (6 ч).

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Общие сведения о языке (3 ч)

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся учёные-русисты.

Повторение (13 ч)

III. Учебно-тематический план.

Содержание Кол-во часов Кол-во контрольных
Синтаксис и пунктуация
Публицистический стиль речи
Художественный стиль речи
Общие сведения о языке -
Повторение
ИТОГО:

IV. Календарно-тематическое планирование.

Дата Тема Тип урока Кол-во часов Домашнее задание
  Синтаксис и пунктуация (6 ч.) 1. Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний  
2. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.  
3. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.  
4. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.  
5. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.  
6 КР 6. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» Урок контроля  
Публицистический стиль речи (6 ч) 1. Особенности публицистического стиля речи. Повторительно-обобщающий урок    
2. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний
3. Очерк, эссе  
4. Устное выступление, дискуссия.  
5. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.  
12 КР 6. Контрольная работа по теме «Публицистический стиль речи» Урок контроля
Художественный стиль речи (6 ч). 1. Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний    
2. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.  
3.. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.  
4. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.  
5. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. Повторительно-обобщающий урок  
18КР 6. Контрольная работа по теме «Художественный стиль речи» Урок контроля
Общие сведения о языке (3 ч) 1. Язык как система. Основные уровни языка.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний        
2 Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.  
3. Выдающиеся учёные-русисты.
Повторение (13 ч) 1. Текст. Стили речи.      
23 - 24 2 - 3. Лексика и фразеология.  
4. Морфемика и словообразование.  
5. Грамматические нормы русского языка.
27 - 28 6 - 7. Морфология.
29 - 30 8. - 9. Орфография.
31 - 32 10 - 11. Синтаксис и пунктуация.  
33 - 34 12.- 13. Контрольная работа по теме «Повторение» Уроки контроля  

Наши рекомендации