Симфоническое творчество. Симфония №5 до минор

Людвиг Ван Бетховен

(1770 – 1827)

Симфоническое творчество. Симфония №5 до минор - student2.ru Бетховен родился в декабре 1770 года в маленьком городе Бонне, который был резиденцией кёльнского курфюрста(князь, обладавший правом избирать императора в Германии). Музыка и театр в развлечениях князя занимали одно из первых мест. У него была большая придворная капелла, музыкантами которой были дед и отец Бетховена.

Дед композитора, упорный и энергичный человек, дослужился до ранга «господина придворного капельмейстера». Именно от него Бетховен унаследовал многие черты своего характера – сильную волю, гордый, независимый нрав, настойчивость и работоспособность. При жизни деда семья Бетховена имела приличный достаток. Но постепенно нужда стала спутником детства и юности композитора. Ему с ранних лет пришлось заботиться о куске хлеба.

Музыкальные способности у него проявились очень рано. И отец решил сделать из него новое «чудо», «второго Моцарта». Он будил его среди ночи и вёл к клавесину. Мальчик не мог дотянуться до клавиатуры и стоял перед инструментом на скамеечке. Отец был пьян и кричал: «Играй!» Людвиг играл. Это называлось – урок музыки. Иногда такой урок тянулся до утра. Другой бы возненавидел музыку. Но в мальчике рождалась только неприязнь к отцу. «Второй Моцарт» из него не получался. Но Людвиг пробовал сочинять сам. В детстве он уже умел играть на клавесине, органе, скрипке, альте и флейте.

В одиннадцать лет Людвиг уже пошёл работать – он замещал органиста в церкви. В четырнадцать лет мальчик получил место органиста при княжеском дворе. Теперь семья жила на его деньги, которых тоже не хватало. Поэтому мальчик бегал давать уроки в богатых домах. В свободное время он пробовал сочинять. Первое его произведение – вариации на тему марша – было написано им в 12 лет.

Если музыка в детстве Бетховену буквально «вколачивалась», то об его общем образовании никто не заботился. Прежде всего, на это не было денег. В 10 лет мальчик вынужден был покинуть школу, чтобы зарабатывать на содержание семьи.

Суровое детство повлияло и на характер молодого музыканта. Он был сосредоточенным и замкнутым, стремился к уединению. Став взрослым человеком, в моменты внутренних кризисов, именно в любви к природе и общении с ней находил Бетховен силы, чтобы восстановить душевное равновесие.

Серьёзные занятия Бетховена начались в 1782 году, он встретился с известным музыкантом и композитором Готлибом Нефе, который стал его первым настоящим учителем и наставником. Это был широко образованный человек, оказавший решающее влияние на духовное развитее Бетховена. Их занятия не ограничивались игрой на инструменте. По его совету, Людвиг много читал, изучал, помимо латинского, иностранные языки (французский и итальянский). Бетховен на протяжении всей жизни был благодарен своему учителю.

К этому времени Бетховен уже прославился своей игрой на органе и свободным владением клавесином. Поэтому он был назначен помощником своего учителя Нефе. Круг его обязанностей был очень широк: он помогал Нефе как органист, разучивал с певцами оперные партии, сопровождал исполнение речитативов в оперных спектаклях, играл на альте в оркестре.

Несмотря на огромную занятость на службе, Людвиг продолжал трудиться над своим образованием. Он самостоятельно принялся за изучение древних языков, чтение исторической и художественной литературы. К семнадцати годам он хорошо знал произведения Плутарха, Гомера, Шекспира, произведения немецкой литературы, следил за новым, что появлялось в ней. Кумирами его были Шиллер и Гёте. Бетховен долго мечтал о дружбе с Гёте, преклоняясь перед мудрым гением великого писателя.

В 1787 году, накопив немного денег, Бетховен взял свои сочинения и отправился к Моцарту. Моцарт был занят написанием оперы «Дон-Жуан», но Бетховен хотел, чтобы тот послушал его. Моцарт недовольно поморщился и стал слушать. Бетховен играл перед великим композитором свои произведения, импровизировал. Закончив, стоял, опустив голову, ждал приговора. Моцарт подошёл к двери в соседнюю комнату и сказал тем, кто там находился: «Обратите внимание на этого молодого человека. Он заставит всех говорить о себе».

Бетховен мечтал учиться у великого Моцарта. Но судьба распорядилась иначе – заболела мама, и Людвиг помчался в Бонн. Его мать умерла у него на руках, и теперь все семейные заботы легли на плечи юноши.

В 1789 году Людвиг поступил в Боннский университет вольнослушателем на философский факультет. Хотя учился он там недолго — Бет­ховен не мог позволить себе такую роскошь - занятия эти принесли большую пользу его развитию.

За десять лет творческой работы к 1792 году Бетховен создал около пятидесяти сочинений. Юноша был полон сил и замыслов и понимал, что в маленьком Бонне делать ему уже нечего. Вскоре с творчеством Бетховена познакомился Гайдн и он посоветовал ему ехать в Вену. Так начался новый этап жизни молодого музыканта.

В возрасте двадцати двух лет Бетховен поселился в столице Австрии Вене. Он приехал сюда брать уроки у Гайдна. Вена была одним из крупнейших музыкальных центров того времени. В Национальном театре ставились немецкие оперы и зингшпили. В придворных театрах шли итальянские оперы. Здесь считалось модным заниматься музыкой. Крупные аристократы содержали большие капеллы: оркестры, хоры, ансамбли и даже оперные труппы. Поэтому сюда стремилось много талантливых музыкантов. Этот город Бетховен собирался покорить.

Первоначально славу Бетховену принёс его исполнительский гений. Многие современники отмечали, что его игра производила неизгладимое впечатление.

Такой успех Бетховена-пианиста раскрыл ему путь как композитору. В 1795 году он из­дал по три трио ор.1, затем появились семнадцать сонат для фортепиано, три фор­тепианных концерта, две симфонии, шесть струнных квартетов и многое другое.

Но Бетховен всё ещё считал свои знания недостаточными. Поэтому он обратился к известным педагогам Вены, в том числе к А. Сальери – крупному композитору, мастеру итальянского вокального стиля. Эти занятия дали Бетховену владение вокальным письмом.

В это же время композитора постигло страшное несчастье – его глухота. Ещё в возрасте 26 лет в 1796 году он почувствовал её первые признаки. Композитор долго скрывал это от друзей. И только в 1801 году он признался в этом. Но беда не приходит одна. Бетховен полюбил молодую красавицу аристократку Джульетту, он был полон сил и надежд. И вновь разочарование. Семья Джульетты не позволила ей соединить судьбу с музыкантом, да и сама девушка предпочла выйти замуж за пустого, но богатого и знатного графа. В этот момент Бетховен был действительно на краю гибели. С мыслями о смерти, в отчая­нии, он уехал в предместье Вены Гейлигеншттадт. Здесь появилось знаменитое гейлигенштадтское завещание, адресованное братьям. Из него мы узнаем потрясающую драму Бетховена- композитора. И только музыка, мысль о том, что он еще может принести людям радость, спас­ли его от самоубийства.

Творчество Бетховена зрелого периода поражает разносторонностью замыслов, глубиной музыкальных идей, монументальностью форм. Композитора волновали судьбы народа. А решаются эти судьбы в борьбе. Борьба героя за свободу и счастье людей составляет содержание его творчества. Сказанные им слова: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой», относятся ко многим сочинениям этого периода. С третьей по восьмую симфонии, опера «Фиделио», музыка к трагедии Гёте «Эгмонт», увертюра «Кориолан», знаменитые фортепианные сонаты, например, «Апассионата», «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано, фортепианные и скрипичный концерты, три «русских» квартета и многие другие произведения. Всё это было создано Бетховен в это время.

Радостью, светлой героикой, любовью к природе проникнуты многие сочинения этого периода, начало которому положила третья, «Героическая» симфония.

«Героическая» симфония стала важной вехой в истории музыки. В ней было столько нового! Эта симфония – настоящий роман жизни и борьбы её героя. Да и сам герой был новым – борец, ведущий за собой на борьбу всё человечество. Поражали огромные масштабы симфонии, смелость и новаторство её формы, поразительная красота и стройность пропорций. Развитие симфонии отличали присущие Бетховену глубина и богатство музыкальных мыслей. Именно отсюда идёт враждебность, с которой приняла симфонию аристократическая венская публика, которая привыкла к тому, что музыка должна развлекать, услаждать слух, а не звать на борьбу.

Так же враждебно была принята и единственная опера Бетховена – «Фиделио». Судьба этого произведения была очень сложной. Недаром сам Бетховен говорил о том, что она стоила ему «наибольших мук при рождении, она же доставила наибольшие огорчения». Это сочинение было любимым детищем композитора. Многие идеи, лежащие в основе её сюжета, были особенно близки Бетховену, отвечали его собственным взглядам на идеальную любовь, верность, нравственный долг. Бетховен тяжело переживал неуспех оперы. Но продолжал неустанно трудиться.

Созданные Бетховеном в этот период творения представляют собой колоссальное творческое богатство. Однако материального достатка они не принесли. Ещё большее душевное страдание приносила ему усилившаяся глухота. Он становился всё более замкнутым, одиноким. Он всё реже бывал в обществе. Для того чтобы общаться с друзьями, он завёл «разговорные» тетради, которые сегодня позволяют нам узнать очень много о композиторе.

В 1807 году Бетховен попытался устроиться на должность постоянного оперного композитора императорских театров. Эта должность могла принести ему постоянный достаток. Но театральная коллегия сочла глухого и гордого музыканта неподходящей фигурой и отказала ему.

Тогда Бетховен решил покинуть Вену. Не­которые меценаты посчитали это неудобным для репутации австрийской знати и композитору назначили ежегодную пенсию, а он не дол­жен был покидать пределов Австрии.

С 1813 по 1818 год композитор написал немного произведений: фортепианные сонаты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». До сих пор исследователи спорят, кому был посвящён этот цикл.

В этот период ему довелось пережить вершину своей славы. Бетховен стал модным композитором. Его приглашали на всевозможные приёмы и придворные концерты. Но характер композитора не изменился. Он по-прежнему был полон презрения к аристократам. С большим удовольствием он общался со своими друзьями. И вновь за быстро промелькнувшей славой наступил самый безотрадный период жизни композитора.

Ухудшение здоровья и полная глухота доводили его до отчаяния. Он всё больше стремился к уединению. Многие его друзья разъехались, многие умерли. «У меня нет друзей, я совсем один в этом мире», - писал Бетховен в одной записной книжке в 1816 году. И материальное положение его ухудшилось. Он был человеком непрактичным, глухота и частые болезни делали его игрушкой в руках ловких слуг и жертвой собственной доброты.

Никакие невзгоды не моги сломить великого борца. Зрели новые замыслы. Но над всеми произведениями Бетховена как недосягаемая вершина возвышается Девятая симфония, которая стала обобщением всего творчества композитора. Мысль о её создании появилась несколькими годами раньше. Но работать над ней Бетховен начал в 1882 году параллельно с Торжественной мессой.

В этой симфонии великий музыкант до конца раскрывал свои мысли о жизни, о путях человечества, в ней он обращался к нам с вами, своим потомкам. Девиз всей жизни Бетховена: «Через борьбу – к победе!» Это значит: бороться, чтобы побеждать. Это значит: побеждает только тот, кто борется.

Эту борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в своей гениальной музыке. Как будто человечество вспоминает всё своё прошлое, подводит его итоги и пытается заглянуть в будущее. Эту грандиозную картину будущего великий мастер рисует нам в финале Девятой симфонии. Для этого композитору оказалось мало средств только музыки. Он ввёл в симфонию – оду Шиллера «К радости».

Слушатели сразу поняли революционный дух симфонии, прочли в ней замысел композитора. Русский композитор Антон Рубинштейн писал: «Не верю я также, что последняя часть есть «ода к радости», считая её одой к свободе. Говорят, что Шиллер по требованию цензуры должен был заменить слово «свобода» словом «радость», и что Бетховен это знал.

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками . Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.

Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицо к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция прика­зала слушателям покинуть зал.

Существует легенда, что когда Бетховен умирал, а это было в марте 1827 года, разразилась гроза. Гроза в марте – редкое явление. И вдруг умирающий композитор, который долго был в беспамятстве, открыл глаза и кулаком погрозил небу. Даже на смертном одре он знал — сдавать­ся нельзя. Только вперед, только к победе! И он победил. Потому, что к Бетховену при­шла не смерть, а бессмертие. И каждый раз, когда в концертных залах звучит музыка Бет­ховена, он побеждает вновь и вновь.

Слушание музыки: Л.В.Бетховен, Симфония №9 (4 часть), Симфония №3 (1 часть), Соната №14 (1 часть), Соната №23 (3 часть), «К Элизе».

Фортепианная музыка

Творчество Бетховена стало одной из вершин мирового музыкального искусства. Как никто другой, он сумел соединить в своих произведениях всё лучшее, что было создано до него, достижение современного ему искусства эпохи Французской революции, и открыть для музыкального искусства новые пути.

В своём наследии композитор оставил нам произведения буквально во всех музыкальных жанрах той эпохи. Его сочинения нельзя делить на «большие» и «маленькие». И те, и другие отличаются глубиной замысла, мятежным духом, силой, смелостью. Во всякое творение он щедро вкладывал своё сердце, свои мысли, своё отношение к жизни. Но наиболее ярко дарование композитора проявилось в области фортепианной музыки и симфонии.

Бетховен был гениальным пианистом-виртуозом. Поэтому область фортепианной музыки была для него той стихией, в которой он чувствовал себя властителем. Фортепианные сонаты Бетховена можно назвать маленькими симфониями. В них тот же порыв, та же революционная страсть, тот же призыв к борьбе.

По фортепианным сонатам можно проследить путь становления композитора. 32 сонаты написаны Бетховеном на протяжении его жизни, в разные этапы его творчества. В них как бы проявляются два начала творчества композитора: действенное, драматическое, ведущее к поискам новых форм и приёмов, и филосовское, созерцательное.

«Патетическая соната» до минор, ор.13. Это произведение было создано в 1798 году и сразу было воспринято как сочинение смелое и новаторское. Сам композитор дал ему название «Большая патетическая соната». Слово «пафос» означает приподнято, возвышенно.

Первая часть сонаты написана в традиционной форме сонатного allegro, в этой части много нового. Здесь, как и во многих других произведениях композитора, выражен конфликт между «судьбой и человеком», который так характерен для классического театра той эпохи. Эта связь «Патетической сонаты» с драматической музыкой XVIII века, а особенно – с оперными увертюрами Глюка, заметна уже в интонациях тем. Само медленное вступление в этом отношении показательно – оно похоже на традиционные оперные увертюры своим торжественным массивным стилем. Основу его составляет своеобразная тема – диалог – человеческая мольба и неумолимо грозный ответ судьбы. Волевой характер тем, их развитие, столкновение, взаимопроникновение подчёркивают силу конфликта, упорной борьбы. Все развитие сонатного allegro характерно для Бетховена. Волевая стремительная главная партия похожа на вздымающийся вал. Ей противостоит напевная побочная партия с интонациями вздохов. Их развитие становит­ся все более энергичным к концу экспозиции. На границе с разработкой вновь появляется тема вступления. Однако ее грозный вопрос здесь ос­тается без ответа - лирический эпизод темы не возвращается. Но именно он вступает в борь­бу с главной партией в разработке. Это очень похоже на схватку «сильного» и «слабого». А грозная тема вступления вновь заявит о себе перед окончанием части. Поэтому в соответствии с замыслом композитор меняет ее характер. Од начинает тему со слабой доли, тем самым придавая ей ощущение тревоги и даже отчаяния. Неужели не будет ответа на этот грозный воп­рос судьбы? И ответ появляется в виде энергич­ной и волевой темы главной партии. Воля, стремление к победе, мужество побеждают.

Во второй части царит возвышенное, спокойное настроение. Это глубокие размышления композитора о чём-то очень серьёзном и возвышенном, воспоминания о прошлом, мудрые думы о будущем. Широкая вдохновенно льющаяся мелодия, выразительные подголоски, приглушенная звучность придают музыке ощущение глубокой сосредоточенности.

Третья часть сонаты – финал, Allegro, очень близка первой. Она также стремительна и взволнованна. Но здесь нет контраста между темами. Поэтому нет здесь и мужественного развития. Написан финал сонаты в форме рондо-сона­ты. Рефрен по своему характеру, лирическому и взволнованному, больше близок теме побочной партии первой части. Тема рефрена прохо­дит здесь четыре раза. Заканчивается финал кодой, которая несет в себе основную идею сонаты. Энергичная волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.

Слушание музыки:Соната №8 «Патетическая» c-moll.

Симфоническое творчество. Симфония №5 до минор

Первая симфония Бетховена появилась в 1800 году. Композитору было уже 30лет, он был уже зрелым человеком, автором произведений в разных жанрах. Каждая симфония результат долгого, иногда даже многолетнего труда. Третью симфонию он писал полтора года. Пятую начал в 1805 и закончил в 1808 , а Девятую вынашивал почти десять лет. Очень ярко характерные черты симфонизма Бетховена проявились в его Пятой симфонии. Впоследствии эта симфония стала самой популярной в его наследии. В ней проявились наиболее типичные черты бетховенского стиля, воплотилась основная идея его творчества. Короткие яркие темы сразу врезаются в память. Одна из них проходит через всю симфонию. Об этой теме, своего рода лейтмотиве из четырёх нот с характерным стучащимся ритмом, по свидетельству одного из современников, Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь».

Всё развитие этой симфонии имеет то же направление, что и другие сочинения Бетховена. Проще всего его определить как движение от мрака к свету, как восхождение от страдания и борьбы к победе.

Первую часть симфонии открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы.

Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы.

Певучая и нежная тема побочной партии контрастна ему. И завершается она звонкой кульминацией: весь оркестр грозно повторяет мотив судьбы. Перед нашими глазами зримо возникает картина упорной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в реп­ризе. Но развитие не заканчивается и в репризе: в коде продолжается борьба, причем исход ее неясен — первая часть не дает вывода, остав­ляя пас в напряженном ожидании продолже­ния событий.

Медленная вторая часть сначала была задумана композитором как менуэт. Но затем планы композитора поменялись. Эта часть даёт нам передышку, борьба как будто временно прекращается, хотя и здесь как напоминание звучит мотив судьбы.

Тревожное настроение возвращается в третьей части. Это совершенно необычно трактуемое скерцо – вовсе не шутка. В нём тоже продолжается борьба, начатая в первой части. Здесь по-новому звучит уже знакомый мотив судьбы.

Третья и четвёртая части следуют друг за другом без перерыва. С удивительным мастерством осуществляет этот переход Бетховен. В истории музыки нет больше такого crescendo от ррр к fff. Поэтому финал поражает ослепительно ярким светом. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша.

Чтобы усилить блеск и мощь, композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрфагот и флейту-пикколо.

Весь финал объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в неё не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят ещё схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующие реприза и кода утверждают победу народа.

Слушание музыки:симфония №5 c-moll.

Увертюра «Эгмонт»

Почти все увертюры Бетховена связаны с драматическими произведениями, являясь вступлением к пьесе или опере: «Эгмонт» - к трагедии Гёте, «Кориолан» - к драме Коллина, «Леонора» - к опере «Фиделио».

В своих увертюрах Бетховен совершил долгий путь развития классической увертюры. Отправной точкой для него служила увертюра, сложившаяся в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини. У Бетховена она перестала быть вступлением к последующему развитию драмы: центр как бы перемещается в увертюру, которая в обобщённых образах передаёт содержание всего произведения. Таким образом, у Бетховена увертюра превращается в своеобразную разновидность симфонии. Композитор положил начало ново­му виду музыкального творчества — программ­ной одночастной увертюре

Работа над музыкой к трагедии Гёте «Эгмонт» протекала в годы высшего подъёма творчества Бетховена. В этом произведении многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены.

Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке против испанского владычества. Герой и Вождь фламандцев граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы – наместника испанского короля. Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.

Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращенными к народу: «За родину сражайтесь!..за вольность, за свободу», Эгмонт идёт к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

Открывается увертюра медленным вступлением, в котором уже завязывается узел всей драмы. В основе вступления две темы. Первая из них воплощает идею власти, испанского владычества, угнетения. Она написана в ритме старинного испанского танца-шествия сарабанды.

Вторая тема является выраженным народной скорби и страданий. В ней как эхо перекликаются интонации вздоха.

Если в медленном вступлении композитор как бы показал нам противоборствующие силы, в сонатном allegro происходят их столкновение и борьба. Причём тематический материал allegro как бы произрастает из тем вступления. С образом, воплощающим скорбь народа, связана и драматическая страстная тема главной партии увертюры.

Побочная партия объединяет в себе интонации обеих тем вступления. Второй мотив, изложенный у деревянных духовых, близок второй теме вступления.

Небольшая разработка продолжает столкновение контрастных тем, борьба накаляется. Увертюра идёт как бы на одном дыхании, стирая грани между разделами формы.

Борьба продолжается и в репризе. Тема испанцев звучит в ней непреклонно и жестоко, а тема народа становится ещё более жалобной. С изумительной силой композитор передаёт в музыке последнюю схватку с врагом и казнь героя.

Поэтому еще большее драматургическое зна­чение приобретает кода, изображающая итог всей борьбы, Значение этой коды равнозначно финалу Пятой симфонии. Она вырастает в гран­диозный, величественный гимн свободе.

Слушание музыки: Л.В.БетховенУвертюра «Эгмонт».

Наши рекомендации