Методика ознакомления с днями недели
Методика ознакомления с частями суток
Предварительная работа
В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.
Наглядный материал
Картинки с действиями людей и животных в разное время суток.
Методика обучения
Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро — вечер, день — ночь.
Фрагмент 1:
Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток.
Ход:
—Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)
—Когда мы делаем зарядку? (Утром.)
—А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...)
—А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)
—Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим «Спокойной ночи, малыши»...)
—Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.)
После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.
Фрагмент 2:
Наглядный материал: игрушка — заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).
Ход:
Воспитатель рассказывает сказку про зайца:
— Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:
«Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать».
Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на «фотографиях».
Фрагмент 3:
Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:
—Найдите и покажите картинку с изображением утра?
—Что ты видишь на своей картинке?
—Когда это бывает?
Замечание: перед дневным сном не говорить: «Спокойной ночи», а желать «Спокойного сна».
Можно предложить детям стихи или загадки:
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)
Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День)
За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным-полно. (Вечер)
Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. (Ночь)
В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Фрагмент 4:
Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.
Ход:
—К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.
—Давайте ему поможем!
Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:
После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.
Усложнение заданий:
Назови все части суток по порядку, начиная с вечера.
Усложнение наглядного материала:
· изображение действия ребенка
· изображение природы и деятельности людей
· изображение только природных явлений
Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»
Предварительная работа
Повторение частей суток и их последовательности.
Методика обучения
У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.
Фрагмент 1:
—Что наступает, когда кончается утро?
—После чего начинается утро?
—Назовите части суток по порядку.
—Сколько частей суток вы знаете?
Вывод:
- Утро, день, вечер, ночь — это сутки. В сутках всегда 4 части.
Фрагмент 2:
— Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.
— Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие.
— Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.
— Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование.
Замечание: необходимо ежедневно обсуждать:
— Что было вчера?
— Какое у нас сегодня занятие?
- Что будет завтра?
Методика ознакомления с днями недели
Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».
Замечание: слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.
Последовательность обучения:
1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.
2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:
Понедельник — первый;
Вторник — второй;
Среда — третья (средняя);
Четверг — четвертый;
Пятница — пятая;
Суббота — шестая;
Воскресенье — восьмое.
Можно рассказать детям о происхождении этих названий.
Рис. |
4. Ежедневно на специальном календаре (рис. ) выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».
Усложнения
Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например:
«Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?».