Композиция выпускной квалификационной работы

Важной особенностью ВКР, анализ которой дает возможность оценить степень подготовленности будущего специалиста к самостоятельному конструктивному мышлению, является композиционное построение представленной к защите ВКР.

От того, насколько методически грамотно выстроена композиция ВКР, зависит логическая взаимосвязь всех ее компонентов. Структура, содержание, композиция — понятия одного терминологического ряда. В методике выстраивания композиции научного исследования сложился определенный регламент, соблюдение которого позволяет не только установить логическую последовательность представляемых материалов, но и обеспечить ВКР положительную оценку.

Наиболее рациональнаякомпозиция работы может быть представлена следующим образом:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Главы

5. Заключение

6. Список использованных источников и литературы

7. Приложения

После завершения ВКР научный руководитель даетотзыв на нее. Далее научный руководитель направляет ВКР нарецензию, которая заверяется подписью рецензента и печатью организации, в которой работает рецензент. Рецензентом также может выступать преподаватель с другой кафедры.

Лицом ВКР являетсятитульный лист, который оформляется по образцу, разработанному в учебном заведении. На титульном листе должно быть три подписи: 1) личная подпись студента; 2) подпись научного руководителя; 3) подпись заведующего кафедрой, по которой пишется работа;

Следующим компонентом должно бытьоглавление, в котором отражены все структурные элементы ВКР. Кроме наименований глав, которые, в свою очередь, тематически разделены на параграфы, в содержании указываются номера страниц, с которых они начинаются. Наименования, представленные в содержании, должны соответствовать формулировкам глав и параграфов в тексте ВКР работы. В данном случае не допускаются сокращения, изменения их последовательности по сравнению с текстом.

Рубрикация внутри главы осуществляется по индексационной системе, т.е. содержит кроме номера главы порядковый номер параграфа без его графического изображения (Приложение 1).

Введениек ВКР не требует внешней регламентации. Однако особого внимания заслуживает его содержательный аспект. Основными вопросами, требующими раскрытия во введении, должны стать обоснование актуальности темы работы, цель и содержание задач, поставленных в исследовании. Во введении обозначаются объект и предмет исследования, определяются методы работы над ВКР, а также теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Кроме того, во введении формулируются основные гипотезы, предлагаемые к защите. Также необходимо описать степень изученности проблемы, ее научную и практическую новизну, указать временные рамки исследования.

Завершающей частью введения являются сведения о структуре ВКР: перечень глав, их краткое содержание и обоснование логической последовательности изложения материалов исследования.

Аналитический обзор литературы разделяется на обзор источников и обзор собственно литературы.

Под источниками понимаются тексты, которые являются предметом исследования. К ним относятся тексты, принадлежащие автору, чьи труды исследуются, исторические документы, законодательные и нормативные акты. К источникам также относится пресса.

К литературе относятся тексты, которые изучаются, но не являются непосредственным предметом исследования. Это могут быть монографии, статьи в научных сборниках, публикации в журналах и т.д.

Обзор литературы должен быть полным, т.е. ни одно более или менее важное исследование, проведенное в России и связанное с темой ВКР, не должно быть упущено.

Литература должна быть систематизирована по критериям хронологической последовательности, уровню научности, принадлежности к научным школам, языку изложения авторов и т.п.

Взгляды наиболее видных исследователей на данную проблему должны быть кратко проанализированы и сопоставлены.

Аналогичные требования, как правило, предъявляются и к обзору источников. Специфика такого обзора состоит в том, что он должен содержать подробную классификацию источников, а также описание методов их выявления, отбора и использования.

Основные вопросы темы излагаются в главах согласно предусмотренной планом структуре последовательно, логично, с плавным переходом от рассмотрения одного вопроса к другому. При этом каждый последующий вопрос должен с внутренней необходимостью вытекать из предыдущего, продолжать и развивать тему до конечных выводов, предложений и рекомендаций автора.

В конце каждой главы рекомендуется сделать краткие выводы. Это позволит в дальнейшем (в заключении) более полно отразить результаты проведенного исследования.

Если вопрос дискуссионный или выводы, вытекающие из анализа практического материала, неоднозначны, необходимо четко определить свое отношение к ним.

Не рекомендуется дословно переписывать первоисточник либо многостранично пересказывать его. Также не следует злоупотреблять цитатами, принадлежащими одному и тому же автору. Необходимо изложить основные точки зрения по дискуссионной проблеме с приведением по каждой из них соответствующей аргументации. В сносках указать сторонников той или иной точки зрения с перечнем авторских работ (с соблюдением требований ГОСТ). Главным же является собственный анализ дискуссионного вопроса и аргументация своей позиции, своей точки зрения, с иллюстрацией, чем ваша позиция отлична от других и предпочтительна в научном и практическом отношении, какова ее социальная ценность. При этом выпускник должен помнить: полемика по дискуссионным вопросам должна вестись корректно, уважительно, аргументировано. Всегда следует иметь в виду, что до вас ученые и практики уже пытались осмыслить и решить данный вопрос или проблему, а вы, опираясь на их исследования, даете свое видение и решение по теме на основе современных научных знаний.

Взаключение в сжатой форме излагаются выводы, предложения и рекомендации, вытекающие из ВКР и обоснованные содержащимся в ней материалом. Они могут быть направлены содержательно:

1) предложения и рекомендации по созданию эффективного рекламного продукта; 2) на развитие законодательной деятельности в сфере рекламы; 3) на совершенствование управленческих структур в рекламном бизнесе; 4) на вклад в решение международных и экономических проблем; 5) на совершенствование учебного процесса высшей школы при преподавании рекламы; 6) на дальнейшие новые научные разработки и т.д.

При необходимости в ВКР могут использоваться в качестве приложенияк ней сводные таблицы, схемы, диаграммы, графики. Приложения нумеруются и оформляются после списка литературы.

Наши рекомендации