Тематика для развития речи

Наш класс, наша школа(22 ч). Название и назначение пред­метов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, игрушек. Правила поведения во время занятий (правильно сидеть за партой, внимательно слушать объяснения учителя и ответы уча­щихся, не мешать товарищам отвечать на вопросы, ответственно относиться к учебе, поручениям, просьбам).

Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя, воспитате­ля. Приветствие старших. Дружеские, приветливые взаимоотноше­ния между детьми.

Знакомство со школой. Расположение классов и других помеще­ний (учительская, спальни, столовая, библиотека и др.).

Режим дня. Элементарные правила личной гигиены: уход за те­лом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Название частей тела, предметов ухода за телом.

Режим питания. Столовая. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, экономно относиться к про­дуктам питания, особенно к хлебу. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.

Режим сна. Спальня. Название мебели, спальных принадлеж­ностей, белья и одежды.

Бережное отношение к вещам: к одежде, учебникам, книгам, игрушкам^ школьному оборудованию и др.

Осень(16 ч). Характерные признаки осени: похолодание, из­менение окраски листьев, травы, листопад. Наблюдения за по­годой.

Фрукты, овощи, ягоды, знакомые учащимся. Домашние животные и их детеныши. Названия 2—3 животных « тех действий, которые они совершают. Различение действий.

Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листь-в, веток, помощь взрослым в осенних посадках растений, в уборке урожая. Уход за комнатными растениями. Названия 2—3 растений.

Экскурсии на пришкольный участок, огород, в зоопарк.

Наш город (село) (18 ч). Название города (села), где живут1 ученики, где находится школа. Знание 2—3 предприятий (завод фабрика и т. д. — в городе; ферма, оранжерея — в селе) и куль­турно-просветительных учреждений (кинотеатр, библиотека и др. Транспорт. Автобус, трамвай, троллейбус, метро. Названия не­которых профессий, связанных с транспортом. Правила поведе­ния детей в транспорте.

Улица. Правила перехода через улицу. Поведение на улице.

Зима (16 ч). Характерные признаки: мороз, снежный покров, замерзание водоемов, внешний вид растений. Наблюдения за пого­дой. Названия предметов зимней одежды, обуви. Зимние развле­чения детей. (Названия некоторых видов спорта.) Труд людей. Зимние работы.

Праздник елки.

Птицы ближайшего окружения (воробьи, вороны, синицы и др.), их названия, подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Наш дом (14 ч). Мое имя, фамилия.

Мои родные (состав семьи). Члены семьи, их имена, занятия. Употребление ласкательных имен членов семьи. Уважение к труду взрослых, Выполнение посильных поручений в семье.

Весна (15 ч). Характерные признаки: потепление, таяние снега, распускание почек и листьев на деревьях, появление зеленой тра­вы, прилет птиц.

Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадка кустарников, деревьев, вскапывание грядок, клумб. Посильная по­мощь детей. Названия некоторых видов цветов и плодовых деревьев, некоторых фруктов и овощей. Посадка лука, бобов, наблюде­ния за ними.

Родная страна (29 ч). Наша Родина—Союз Советских Социа­листических Республик. Москва — главный город нашей страны. Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина. Забота партии и пра­вительства о советском народе, о детях.

Советские праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

ПРОИЗНОШЕНИЕ (84 ч)

Подготовительный период

Индивидуальные занятия

I. Обследование учащихся.

II. Формирование навыков правильного произношения и разли­чения звуков.

1. Развитие моторики артикуляционного аппарата в соответ­ствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей с выраженным нарушением подвижности речевого аппарата проводятся упражнения, развивающие мышцы лица; для с врожденными расщелинами губы и нёба —упражнения, напрвленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и.т.д.

2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.

Выработка точной координации движений речевого аппарата при образовании согласных звуков [п], [т], [м], [в], [н], [к], [ф], [х], в зависимости от индивидуальных возможностей учащих­ся Различение согласных звуков.

3 Выработка движений, необходимых для правильного произ­ношения звуков [i], [с], [с'], [з], [з'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [г], [г'].

4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответ­ствии с индивидуальными затруднениями детей.

5. Преодоление затруднений, связанных с произношнием слов сложного слогового состава и предложений (на материале пра­вильно произносимых звуков).

Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, тат, атпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последо­вательности или структуры слогов: и-а-у,.., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т, д.

Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.

Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, па­нама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).

6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового со­става слов. 29

7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в фор­мировании грамматического строя речи.

Наши рекомендации