Тематика для развития речи
Наш класс, наша школа(22 ч). Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, игрушек. Правила поведения во время занятий (правильно сидеть за партой, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам отвечать на вопросы, ответственно относиться к учебе, поручениям, просьбам).
Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя, воспитателя. Приветствие старших. Дружеские, приветливые взаимоотношения между детьми.
Знакомство со школой. Расположение классов и других помещений (учительская, спальни, столовая, библиотека и др.).
Режим дня. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Название частей тела, предметов ухода за телом.
Режим питания. Столовая. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, экономно относиться к продуктам питания, особенно к хлебу. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.
Режим сна. Спальня. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.
Бережное отношение к вещам: к одежде, учебникам, книгам, игрушкам^ школьному оборудованию и др.
Осень(16 ч). Характерные признаки осени: похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад. Наблюдения за погодой.
Фрукты, овощи, ягоды, знакомые учащимся. Домашние животные и их детеныши. Названия 2—3 животных « тех действий, которые они совершают. Различение действий.
Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листь-в, веток, помощь взрослым в осенних посадках растений, в уборке урожая. Уход за комнатными растениями. Названия 2—3 растений.
Экскурсии на пришкольный участок, огород, в зоопарк.
Наш город (село) (18 ч). Название города (села), где живут1 ученики, где находится школа. Знание 2—3 предприятий (завод фабрика и т. д. — в городе; ферма, оранжерея — в селе) и культурно-просветительных учреждений (кинотеатр, библиотека и др. Транспорт. Автобус, трамвай, троллейбус, метро. Названия некоторых профессий, связанных с транспортом. Правила поведения детей в транспорте.
Улица. Правила перехода через улицу. Поведение на улице.
Зима (16 ч). Характерные признаки: мороз, снежный покров, замерзание водоемов, внешний вид растений. Наблюдения за погодой. Названия предметов зимней одежды, обуви. Зимние развлечения детей. (Названия некоторых видов спорта.) Труд людей. Зимние работы.
Праздник елки.
Птицы ближайшего окружения (воробьи, вороны, синицы и др.), их названия, подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
Наш дом (14 ч). Мое имя, фамилия.
Мои родные (состав семьи). Члены семьи, их имена, занятия. Употребление ласкательных имен членов семьи. Уважение к труду взрослых, Выполнение посильных поручений в семье.
Весна (15 ч). Характерные признаки: потепление, таяние снега, распускание почек и листьев на деревьях, появление зеленой травы, прилет птиц.
Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадка кустарников, деревьев, вскапывание грядок, клумб. Посильная помощь детей. Названия некоторых видов цветов и плодовых деревьев, некоторых фруктов и овощей. Посадка лука, бобов, наблюдения за ними.
Родная страна (29 ч). Наша Родина—Союз Советских Социалистических Республик. Москва — главный город нашей страны. Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина. Забота партии и правительства о советском народе, о детях.
Советские праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.
ПРОИЗНОШЕНИЕ (84 ч)
Подготовительный период
Индивидуальные занятия
I. Обследование учащихся.
II. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков.
1. Развитие моторики артикуляционного аппарата в соответствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей с выраженным нарушением подвижности речевого аппарата проводятся упражнения, развивающие мышцы лица; для с врожденными расщелинами губы и нёба —упражнения, напрвленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и.т.д.
2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.
Выработка точной координации движений речевого аппарата при образовании согласных звуков [п], [т], [м], [в], [н], [к], [ф], [х], в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся Различение согласных звуков.
3 Выработка движений, необходимых для правильного произношения звуков [i], [с], [с'], [з], [з'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [г], [г'].
4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответствии с индивидуальными затруднениями детей.
5. Преодоление затруднений, связанных с произношнием слов сложного слогового состава и предложений (на материале правильно произносимых звуков).
Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, тат, атпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у,.., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т, д.
Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.
Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).
6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слов. 29
7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.