Практическое занятие № 14. Произношение гласных звуков

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Какие сведения о произношении сообщаются в средней школе? (дать краткий обзор и привести примеры упражнений).

2. Приведите не менее 3-х примеров с вариантным литературным произношением, используя орфоэпический словарь. Как подаются в нем варианты, а как отклонения?

3. Затранскрибируйте. Разделите слова на две группы в соответствии с требованиями современной орфоэпической нормы: «литературное аканье» или «литературное иканье».

Бежать, вязать, горизонт, жара, желудёвый, лошадей, ортодонт, посвящать, пояснить, рязанский, хоронить, цена, шагомер, шаровой, язык.

4. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы Е в подчеркнутых словах. Чем объясняется такое произношение?

а) И воды обратной толпой

Помчались во глубь истощенного чрева;

И глубь застонала от грома и рева (В. Жуковский);

б) Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна (Ф. Тютчев);

в) Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям…

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам (Н. Некрасов);

г) Простое, земное – пускай не надзвёздное,

Весёлое к месту и к месту серьёзное [о слове](А. Твардовский).

5. Выполните упражнения №№ 67 (5, 6, 9, 10, 12, 13, 18), 70 (10 слов), 71, 73 (3 слова, 74 (III, 3) из сборника упражнений А.Н. Гвоздева.

6. Сделайте выбор: [чн] или [шн]?

Арочный, бессрочный, булочная, вечно, взяточник, горчичный, двоечник, двуручный, единичный, Ильинична, калачный, лавочник, лоточник, мелочность, молочник, нарочно, пересылочный, пустячный, Никитична, убыточный, скворечник, копеечный.

7. Затранскрибируйте данные слова. Как следует произносить буквосочетания ЗЖ и ЖЖ? Назовите орфоэпическое правило, укажите современную тенденцию произношения.

Брызжет, визжать, вожжи, дрожжи, жжение, жужжание, заезжать, можжевельник, позже, прожженный.

8. Какое орфоэпическое правило регулирует произношение буквосочетаний СТН, ЗДЧ, СТС, ЗДН, РДН, ЛНЦ, ВСТВ? Чем отличается состав звуков и фонем в корнях рассматриваемых слов?

Возрастной, гладкошерстный, жалостно, звездчатый, известный, корыстный, несчастный, перехлестнуть, праздный, припоздниться, причастный, разномастный, регбистский, сердцеед, солнцезащитный, съестной, трилистник, участник, чувственность, челюстной, явственный.

9. Выполните упр. №№ 240, 246, 248, 249, 250, 251 из сборника упражнений под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.

10. Поэт Иосиф Бродский так выразился о духе северной столицы России: «… В слове Петербург – в этом «г», которое стоит в его конце, – для русского уха слышна какая-то твёрдость, сродная твёрдости камня». В чём нельзя согласиться с нобелевским лауреатом?

11. Установите, какие произносительные особенности имеют данные слова с иноязычными корнями.

Аббат, Бодлер, вокалист, Вольтер, геодезия, декан, департамент, Доде, жюри, иллюстрация, майонез, модерн, свитер, модель, Шопен, экстернат.

12. Затранскрибируйте и произведите орфоэпический анализ следующего текстового фрагмента:

Последний пример тоже очень типичен для стихотворного языка Лермонтова: это эмоциональный сплав и вместе с тем – абстрактная схема, алгебраическая формула. «Жалеть-желать» антитеза не смысловая (смысл ее даже остается не вполне ясным), а эмоционально-звуковая; это своего рода каламбур, в котором слово «желать» явилось не как смысловое сопряжение, а как звуковой жест. (Б. Эйхенбаум)

Основная литература:

1. Гвоздев А.Н. Современный русский язык: сборник упражнений. – М., 1964.

2. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык: в 2-х частях. Ч.1. – М., 1989.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1985.

4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М., 2009.

5. Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. – М., 1994.

6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч.I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2008.

7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч.1. – М., 1981 и др. годы изданий.

Дополнительная литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. 2-е изд. – М., 1981.

3. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 2008.

4. Сиротинина О.В. Современная разговорная речь и ее особенности. – М., 1974.

5. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. – М., 1982.

Учебно-методические разработки для студентов:

1. Павлюченкова Т.А. Современный русский язык. Материалы для самоподготовки и учебные задания для студентов I – II курсов заочного и очного отделений. – 2-е изд., испр. и доп. – Ч.I. – Смоленск, 2002.

Тема 10. Графика

Наши рекомендации