Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности; - самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Формируются и совершенствуются умения:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычным словарем;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Основное содержание программы 8 класс
Речевые умения
Предметное содержание речи
Общение со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках следующей примерной тематики:
1) Школьное образование. Школьная жизнь. Каникулы. Мой класс, одноклассники.
2) Межличностные отношения в семье. Совместное проведение досуга. Мои друзья и совместное времяпрепровождение. Взаимоотношения с друзьями. Мой лучший (-ая) друг/ подруга.
3) Здоровый образ жизни. Здоровье детей. Посещение врача. Виды спорта. Забота о здоровье. Правильное питание. Вредные привычки в молодежной среде и борьба с ними.
4) Досуг и увлечения. Музыкальные/танцевальные коллективы Республики Коми. Декоративно-прикладное искусство народа коми.
5) Мир профессий. Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (писатели, поэты, художники).
6) Человек и окружающий мир. Транспорт. Проблемы загрязнения природы. Защита окружающей среды в Республике Коми. Заповедники Республики Коми. Проблемы экологии.
7) Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение)
8) Коми край. Географическое положение Республики Коми, города, реки. Страницы истории Республики Коми. Легенды и предания народа коми.
Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь:
диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;
диалог-расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;
диалог-побуждение к действию – обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/ не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие принять его, объяснять причину;
диалог-обмен мнениями – выражать точку зрения и соглашаться/не соглашаться с ней; высказывать одобрение/неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание), эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.
Комбинирование указанных видов диалога для решения более сложных коммуникативных задач.
Монологическая речь
-кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/характеристика, повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
-передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
-делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
-выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.
Формирование умений:
-выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;
-выбирать главные факты, опуская второстепенные;
-выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на языковую догадку, контекст;
-игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
-с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
-с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
-с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Использование словаря независимо от вида чтения.
Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Формирование умений:
-определять тему, содержание текста по заголовку;
-выделять основную мысль;
-выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
-устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров.
Формирование умений:
-полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
-оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
-комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации – умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Развитие умений:
-делать выписки из текста;
-писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;
-заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
-писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Языковые знания и навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии, навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Дальнейшее совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Деление предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 800 единиц, включая 500, усвоенных в начальной школе. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
Распознавание и использование заимствованных слов, многозначных слов, синонимов, антонимов. Понятие о лексической сочетаемости.