Анализ реализации программы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

«Детская школа искусств имени М.А. Балакирева»

ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ «Юный культуролог»

(Россия возвеличится культурой!)

РЕЗЮМЕ

Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф,

Наименование организаций, находящихся в партнерском взаимодействии

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь «Янтарный»

Тематический партнер:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева»

Участники программы

Всего- 317 человек.В том числе, по квотному отбору - 150 одарённых детей, обучающихся в детских школах искусств, носящих имя М.А. Балакирева из 12 регионов Российской Федерации. Все юные балакиревцы - участники программы являются лауреатами и дипломантами международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов исполнительского мастерства, художественных выставок, фестивалей детско-юношеского творчества, международной конференции юных исследователей «Арт-перекрёсток», всероссийской конференции «Наследники М.А. Балакирева».

Краткое содержание образовательной программы

Программа «Россия возвеличится культурой!» выстраивается в соответствии с директивными положениями федеральных целевых программ: «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года».

Её реализация осуществляется в русле решения задач и направлений государственной культурной политики, связанных с подготовкой и формированием в стране элитного слоя гармонично развитых активных и ответственных людей, способных и готовых к творческому созидательному труду во всех областях жизнедеятельности современного российского общества.

В программе предусмотрены обучающие, развивающие, социализирующие аспекты. Главная смысло-содержательная идея ДООП «Юный культуролог» (Россия возвеличиться культурой!) состоит в том, чтобы через создание дополнительной образовательной среды оказывать целенаправленное влияние на формирование у детей комплексного восприятия культуры как основы существования человеческого общества, способствовать углублению понимания ими особенной важности роли культуры в прогрессивно- цивилизационном преобразовании России и утверждении её ведущих позиций в мировом геополитическом пространстве, укреплению их гражданских патриотических позиций.

Программа создаётся как специальный цикл учебных модулей, в которых интегрируются познавательные, досуговые и социально-творческие практики, планируется проведение информационно-просветительских и практических занятий, разнообразных художественно-эстетических событий, способствующих раскрытиюкультурно-исторической преемственности эпох, показу многообразия форм классически и современных видов искусства, направлений их влияния на состояние и эволюцию социальной среды.

Методическое сопровождениепрограммыстроится на основе классических принципов культурно-исторической педагогики с применением традиционных и новаторских педагогических технологий. Здесь используется богатый арсенал средств и форм организации коллективной творческой деятельности, стимулирования и поддержки творческого самовыражения участников при подготовке и проведении увлекательных дел и событий. Также велика палитра разнообразных приемов интерактивного включения учащихся в обсуждение теоретических аспектов культурологии практического освоения организационных механизмов и техник межличностного и группового взаимодействия, навыков проектирования, создания и представления презентаций. Важное место в программе отводится демонстрации примеров жизни и творчества великих деятелей мировой и российской культуры, их благородной роли в развитии общества.

Итог проведения ДООП «Юный культуролог» видится в том, что обеспечиваются возможности:

- развития эстетической отзывчивости детей и подростков;

- эффективного освоения участниками программы базовых знаний о культуре как системе ценностных оснований существования человечества;

- расширения их представлений о духовных ценностях России;

- укоренения уважительно- бережного отношения детей к культуре и истории страны,чувства гордости достижения­ми российской культуры и отечественного искусства;

- углубления понимания одарёнными детьми необходимости генерации в современном обществе культурного типа интеллигентных людей, которым присущи такие нравственные качества как гражданско-патриотическая позиция, целеустремлённость, деятельная активность на общее благо, доброта и порядочность, ответственность, потребность в творчестве;

- поддержки наращивания творческого потенциала детей в познавательно-проектной работе и различных художественных номинациях;

- приобретения одарёнными детьми новых социальных компетенций, способствующих более плодотворному общению и взаимодействию с людьми, установлению дружественных отношений, атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;

- укрепления мотивации участников программы на активное участие в созидательной деятельности по сохранению и развитию культурного наследия народов России, облагораживанию окружающего мира.

То есть, реализация программы «Юный культуролог» под девизом «Россия возвеличится культурой!» обеспечивает создание благодатной среды для обогащения потенциала интеллектуального, социального и личностного развития её участников в условия психологического комфорта и обстановки перманентного творчества.

Анализ реализации программы

Необходимо проанализировать подготовку и проведение всех мероприятий, реализуемых в рамках программы, с указанием преимуществ и недостатков, сложностей, возникших при реализации.

№ п/п Мероприятия, ключевые дела и события Подготовка и проведение Преимущества (положительные стороны Недостатки и сложности, возникшие при реализации программы
  1. «Основные понятия, виды и содержательные элементы культуры. Опыт проектно- исследовательской работыв ДШИ»
1.1 Введение в ДООП «Юный культуролог»   Первый этап программы Ассамблеи юных исследователей искусства. Конференция «Наследники М.А. Балакирева» 06-07 января. Проведение пленарных заседаний: - выступления руководителей программы смены и руководителя программы конференции, - доклады и презентации исследовательских проектов учащихся. Дан старт одного из ключевых мероприятий программы - всероссийской Эстафеты юных исследователей искусства.     Новая проектная линия дополнительного образования. Мотивация участников смены на активное участие в программе «Россия возвеличится культурой!» Повышается внимание к исследовательской составляющей в детском художественном образовании. Пробуждение и укрепление интереса большой детской аудитории к истории российской культуры, к музыкальному творчеству, к деятельности таких великих деятелей культуры и граждан России, каким был М.А. Балакирев и другие участники кружка «Новая русская музыкальная школа» («Могучая кучка). Представлено 10 содержательных интересных докладов с музыкальными номерами и слайд- иллюстрациями.  
1.2 Эстафета юных исследователей искусства "Россия возвеличится культурой!"     Эстафета проводилась в течении всей смены 7 раз.Дети выступали с подготовленными в своих городах презентациями, так и созданными в лагере буквально за сутки. Проекты готовили добровольно, сами выбирали интересующую тему. С ними были Проведены необходимые учебные занятия и беседы, организована помощь детей, которые уже имеют исследовательский опыт и успехи На защиту проектов приходили по два отряда слушателей-зрителей, каждую встречу разные отряды. Таким образом, удалось охватить детей всего лагеря «Янтарный». На итоговом пленуме состоялась общая дискуссия о важности культурного подвижничества в мире глобальных вызовов, о необходимости укрепления и развития культурной среды общества.   Освоение начальных практик ведения культурологического исследования. Влияние на изменение восприятия детьми культуры, (в частности, музыки) лишь как сферы развлечения, поворот к осознанию общей ценности культуры и важности её роли в организации жизни человеческого общества, формировании этических гуманитарных норм и духовных «скреп». Нехватка времени и места для подготовки проектов в лагере. Сложности с техническим обеспечением
  1. «Основы русской народной культуры. Поликультурное пространство России».
 
2.1 Учебные занятия и мастер-классы по русским народным играм, колядкам, песенному народному творчеству, народной инструментальной музыки, народному танцевальному творчеству, народному театру.     Обще-лагерный фронтальный семинар «Корни и национальная самобытность народной культуры» Отражение основных духовно-социальных черт и образа жизни народа в обрядах и традициях, различных жанрах художественного творчества. Групповая работа вмастер- классах. Было проведено 6 мастер-классов для двух разных отрядов по народным играм, танцам, традициям, песням-колядкам. с одним из отрядов подготовлена и отрепетирована постановка «Коза», посвященная празднику Рождества, подготовлен и поставлен музыкально-цирковой номер «Колядовщики» с детьми из лагерного кружка «Цирковое искусство».   На улице был проведен праздник Рождества с исполнением всех выученных народных песен, игр, танцев всем лагерем и показом постановки «Коза», номера «Колядовщики», выступления дуэта домристов.   Интересный и новый формат ознакомления детей с истоками и традициями русской народной культуры. Вовлечение в празднование Рождества детей всего лагеря, а не только отряда, ответственного за это мероприятие. Интерактивное включение в праздничное действо по канонам народных игрищ и обрядов создаёт эффект присутствия в другом времени, в другой эпохе, формирует понимание важности знания и сохранения культурных корней. Этот этап реализации программы сплотил отряды, дал всем детям мотивацию к со-творчеству в осуществлении других ключевых дел программы смены. Недостаточное вовлечение в подготовку праздника Рождества вожатых лагеря, из-за чего возникали организационные трудности во время проведения самого мероприятия
2.2. Театральная постановка «Коза» в рамках подготовки к празднованию Рождества  
2.3. Народные праздники:Рождество. Святки
  1. «Культура элитарная, популярная и массовая: особенности и возможности воздействия на культурную эволюцию социальной среды и общества».
«Искусство – особая часть культуры: классика и современность».  
3.1 Мастер-классы по вокалу, актерскому мастерству, танцам, аранжировке, сценическому движению, цирковым жанрам, инструментальному исполнительству Шла работа педагогов ДШИ с участниками смены, выбравшими соответствующие кружки и студии Дети узнали и освоили начальные навыки несколько новых элементов, полезных для поддержки в дальнейшем возможного желания продолжить занятия по данным направлениям.  
3.2. Встреча с Народным артистом Российской Федерации Левоном Оганезовым.   Распространение информации о народном артисте, обсуждение и подготовка с детьми вопросов к Левону Саркисовичу.   Отбор 150 детей лагеря «Янтарный» и детей лагеря и группы детей из лагеря «Морской» для встречи с артистом.   Формат и атмосфера встречи с первых минут захватили детей и включили их в живой разговор о музыке, классической и современной, великих музыкантах и исполнителях разных эпох. Дети спрашивали и о биографии самого Оганезова, его творческом росте, методах работы. Также несколько «счастливчиков» смогли сыграть и спеть вместе с Левоном Саркисовичем. По материалам, которые оперативно были размешены на сайтах школ и в сетях, очевидно громадное впечатление, восторг и радость участников этого мероприятия. Малень-каяаудитория для проведения такого мероприятия
  3.3.   Музыкальный конкурс «13 хитов столетия - МДЦ «Артек» поет вместе с Левоном Оганезовым».   Мастер-классы Народного артиста РФ Левона Оганезова, певицы Аллы Лазаревич, пианиста Олега Михайлова Сообща отобраны популярные песни столетия, которые символизировали одно из десятилетий (20-е годы, 30-е, 40-е и т.д.). Отряды стали творческими коллективами, каждый из которых выбирает своё десятилетие и готовит новый песенный «продукт».   Они выучивали тексты, мелодии, сценарные замыслы. За каждым отрядом был закреплен педагог ДШИ, который помогал написать аранжировки и выучить песню.   Для проведения самого музыкального конкурса использовано оборудование и были привлечены операторы по звукорежиссуре МДЦ «Артек». Для оформления праздника напечатан большой баннер «Россия возвеличится культурой!» и подготовлена анимационная заставка «13 хитов столетия».   Общая заинтересованность, совместное обсуждение и выбор песни. Группа ансамбля Л. Оганезова помогала доработать музыкальные номера отрядов, провела по два мастер-класса для каждого отряда(36 мастер-классов!)   Режиссер ДШИ написала сценарий праздника и отрепетировала его с отрядом, ответственным за мероприятие. На празднике каждый отряд в порядке очереди представил свое видение выбранной песни перед жюри во главе с Левоном Оганезовым. Только живой звук, без использования каких-либо фонограмм и «минусовок». Самостоятельные аранжировки аккомпанемента. Каждым отрядом представлен оригинальный мини- мюзикл, в котором было всё: пение, танцы, игровые сюжеты соответствующие теме костюмы, декорации, аранжировки песен 20 века. В завершении весь лагерь и группа Л. Оганезова исполнили песню «Три белых коня»  
3.4. Гала-концерт «Ближе к звёздам» (Балакиревские встречи в Артеке)   Артековская модель Балакиревских сезонов. Совместно со старшим вожатым «Янтарного» проведен просмотр и отбор творческих номеров детей лагеря для проведения Гала-концерта. В кастинге по различным направлениям музыкального искусства участвовало более 70 детей, решивших показать своё исполнительское мастерство на артековских подмостках. Со всеми «труппами»работал концертмейстер ДШИ, велись репетиции. . Всеобщий бум: заявок на участие больше чем на пять программ больших концертов.   Все выступления отличает художественный вкус, сценическая культура и профессионально высоким уровнем исполнительского мастерства юных артистов. Особо следует подчеркнуть – на всех мероприятиях всё исполняется только ЖИВЫМ ЗВУКОМ, Все участники лагерной смены стали артистами и зрителями великолепных театрализованных представлений 13-ти песен  
3.5. Мастер-классы: «Исторические бальные танцы»; «Спортивные бальные танцы» «Бальный этикет, бальная церемония». По просьбе дирекции лагеря «Янтарный» на протяжении смены было проведено 4 мастер-класса по 1,5 часа по спортивным бальным танцам для вожатых лагеря Во всех отрядах велась подготовка к «Дню танцев» и заключительному Балу Было проведено более 40 мастер-классов для каждого отряда по бальным танцам.   У всех участников смены расширены познания о танцевальной культуре, состоялось практическое освоение наиболее распространённых танцевальных программ по разным номинациям танцевального искусства, ибальных церемониалов  
  1. «Новые технологии в искусстве. Электронная музыка».
 
4.1.   4.2 Занятия с детьми по специальному курсу «Коллективноемузицирование на синтезаторе»     Мастер-класс от компании CASIOEUROPGmbH   Компания CASIOEUROPGmbH (Москва) доставила в Артек 8 инструментов. Специалистом партнёра было проведено 6 занятий по 3 академических часа. В завершении курса представитель компанииCASIOEUROPGmbHпровёл презентацию инструментов, которую посетили 120 детей лагеря. Каждый присутствующий в зале ребенок имел возможность прикоснуться к синтезатору и поэксперементировать с его звучанием. Финальным аккордом презентации было выступление детей, прошедших полный курс коллективногомузицирования. Большое число детей получили живое и яркое представление о синтезаторе -одном из самых популярных современном инструменте, услышали отрывки из произведений выдающихся мастеров 20 века. Детям показали многообразие тембров, звуков, эффектов. Они много узнали об ансамблевой игре. Выступление на сцене тех, кто научился в лагере игре на синтезаторе, было одобрено бурными аплодисментами участников мероприятия. Хотелось бы видеть на занятиях по программе этого курса еще большее количество детей.
5.Подготовка концертных номеров к мероприятиям лагеря «Янтарный»  
5.1 5.25.3 Открытие смены Открытие СК «Олимпия» Представление музыкальных номеров в рамках «Эстафеты юных исследователей искусства "Россия возвеличится культурой!"   В течении всей смены проводились репетиции с учащимися школ Балакирева по подготовке и отбору концертных номеров для участия в мероприятиях лагеря. Проведено две массовых репетиции для создания новых музыкальных ансамблей. Подготовлен номер участников танцевального кружка для открытия СК «Олимпия». В театральном кружке поставлен и показан спектакль «5 минут чудес».    
6. Праздничная культура: художественный и социальный аспекты.  
Заключительный Артековский бал «Балакиревские сезоны» Танцуют все! Ведущий-распорядитель бала вспоминал с ребятами движения осваиваемые ими на мастер-классах, организовывал размещение танцевальных «кругов», командовал торжественным выходом-полонезом и др. Возможность для самопроявления и неформального общения детей из разных отрядов, Танцевали все !!!!   В зале у всех было мажорное праздничное настроение. Нехватка времени и места для подготовки и проведения бала. Трудно было соблюсти «классический» бальный церемониал в условиях плотной насыщенности сетки заключительного дня смены. Неравное количество мальчиков и девочек – увы, кавалеров, для танцев не хватало.
                         

Результаты исследования удовлетворенности детей участием в программе.]

ВОСТОРГ – вот главное слово, выражающий позитивные эмоции и уровень удовлетворённости юных балакиревцев из 12 регионов России самим фактом пребывания в «Артеке», содержательной насыщенностью программных мероприятий, великолепием природы, инфраструктурой и воздухом лагеря, условиями проживания и качеством питания. Об этом свидетельствуют материалы, размещённые на сайтах школ городов Казань, Екатеринбург, Тольятти, Петрозаводск, сводка результатов экспресс - интервью, проведенного с детьми из Москвы, Ульяновска, Гусь-Хрустального, письма директоров школ искусств из Санкт-Петербурга, Ярославля и Волгограда.

Высокие оценки слышатся в большинстве отзывов:

- Смена незабываемая, спасибо всем. Это был самый лучший лагерь в моей жизни (г. Тольятти)

- Возможность почувствовать состояние счастья - СПАСИБО, АРТЕК! (г.Петрозаводск)

- Зачастую несбыточная мечта всех детей оказалась реальностью для наших учащихся. Дети в восторге, преподаватели горды и довольны настроением и успехами детей. (г. Санкт-Петербург, Колпино)

- Дети, педагоги, родители – все «сподвигнуты» (г. Екатеринбург)

- Поездка учащихся в «Артек» – самое яркое впечатление 2016-2017 года (г. Волгоград).

Артек – это ПРАЗДНИК и всем участникам смены хочется его продолжения.

Впечатления и отношение детей к самому факту и процессу их пребывания в «Артеке», а также уровень их включенности в ежедневный круговорот дел и мероприятий, свидетельствует о достижении ожидаемых результатов реализации программы смены и успешности выполнения основных образовательных задач с точки зрения личностного развития ребёнка.

Общие выводы

Характер программы и ход её реализации.

ДООП «Юный культуролог» («Россия возвеличится культурой!») разработана и реализовывалась как пилотный проект модели создания в одном из лагерей МДЦ «Артек» образовательного пространства, содействующего углублению восприятия детьми ценностно-смысловой сущности культуры как основы человеческой деятельности и реальной жизни любого общества на определённой территории или конкретном отрезке истории, понимания ими особенной важности роли культуры в позитивно - цивилизационном преобразовании современной России.

Всё разнообразие содержания программы объединяется педагогическими установками на интеллектуально-эмоциональное обогащение участников, расширение объёма их знаний по истории отечественной и мировой культуры, развитие навыков создания и презентации исследовательских проектов в области искусства, освоение возможностей творческого самопроявления, приобретение новых компетенций общения и взаимодействия с другими людьми.

Все мероприятия социально-педагогической программы культурологической направленности выстроены с учётомвозрастных, интеллектуальных и творческих особенностей контингента участников смены.

Оригинальность и новизна программы обусловлена доминированием проектно-исследовательской составляющей, содержательной глубиной и логической последовательностью реализуемых модулей, направленностью на пробуждение у детей большого интереса к личностям и творчеству выдающихся композиторов России, широким использованием технологий интерактивного проведения всех мероприятий.

В каждом модуле программы обеспечивалось коллективное соучастие детей и отрядов в создании нового творческого продукта, укрепление общей эмоциональной основы для обретения ими культуры дружества, формирования и развития сообщества людей, способных понимать друг друга, договариваться, взаимодействовать и созидать.

Все запланированные содержательные модули программы юный культуролог были реализованы. В смене приняло участие 317 подростков от 11 до 17 лет, ставших активными участниками всех ключевых дел.

Первый (организационно-адаптационный) этап.

В буйстве великолепия новогодних чудес, была осуществлена интеграция программных мероприятий в общую драматургию 15-й смены лагеря «Янтарный» и проведена необходимая работа по информированию участников смены о цели и содержании программы, их мотивации на принятие и активное погружение предлагаемого Со-бытиЯ, в океан новых знаний и действий, интеллектуально-эмоционального обогащения, творчества и оптимизма.

Второй (деятельностный) этап.

Лагерь «Янтарный» мчался по модульной сетке программы от мероприятия к мероприятию как «Экспресс особого назначения», объединяя всех «пассажиров» уникальной энергетикойпознания и общего креативного действия:

- Рождественские гуляния и святки, проведённые в рамках модуля «Основы русской традиционной культуры», усилили праздничное настроение иудачно вывели на главный фарватер программы;

- «Эстафета юных исследователей искусства "Россия возвеличится культурой!" - инновационная составляющая программы, привлекшая общее внимание. Проведенные конференции расширили кругозор участников программы в области истории русской и мировой музыкальной культуры. После первых пленумов несколько десятков детей захотели попробовать подготовить свои искусствоведческие проекты. Это желание они осуществили в период смены, серьёзно поработали и выступили с докладами на финальной части «Эстафеты»( на конференциях выступило 40 человек, представивших 29 проектов);

- «13 хитов столетия - МДЦ «Артек» поет вместе с Левоном Оганезовым» - одно из ключевых событий смены. Коллективное творческое дело, подготовка и проведение которого проходила в неповторимой атмосфере общей увлечённости совместным поиском, созданием и представлением песен различных десятилетий 20 века как особыхносителей социокультурной информации о жизни страны;

- Гала -концерт «Ближе к звёздам» - беспрецедентно высокое число участников программы вышли на пик творческой формы, воодушевлённо демонстрируют свои таланты по различным направлениям и жанрам искусства на сценической площадке «Янтарного»;

- Бал «Балакиревские встречив Артеке» венчал танцевальный марафон, который проходил в отрядах лагеря. Танцевали все 317 детей!

- Мастер-классы, проведенные группой Левона Оганезова, преподавателями ДШИ и представителем Кампании CASIO, занятия в студиях и кружках по вокалу, актерскому мастерству, танцам, аранжировке, сценическому движению, цирковым жанрам дали многим детям новые знания о возможностях повышения уровня их исполнительского мастерства и творческого роста, стимулировали интерес к знакомству с новыми видами искусства, расширению своего эстетического выбора (в общей сложности гостями и специалистами партнёра проведено более 110 занятий);

- Экскурсии – неотъемлемый элемент программы пребывания в МДЦ «Артек», здесьдети получили большой объём важной информации о культурно-историческом богатстве Крыма, их восхитило архитектурное великолепие дворцов, глубоко впечатлила поездка в Севастополь.

Результаты реализации программы

Для детей

* Высокая содержательно- эмоциональная насыщенность прошедших событий обеспечила неизгладимость полученных детьми впечатлений и новые возможности влияния на их личностное развитие. Личностно-значимый результат для участников смены связан с их вовлечением в «симфонию» согласованных коммуникативных отношений, в со-творчествоинтересной и увлекательной жизни отряда и всего лагеря, освоением ими компонентов разнообразной познавательной и социально-творческой активности, установлением новых социальных контактов, вхождением в новые социальные связи.

* Одним из существенных результатов проведения программы является расширение культурно-исторического кругозора и повышение общекультурной эрудиции её участников, приобретение ими бесценного опыта погружения в процесс культуросообразной жизнедеятельности детско-взрослого сообщества лагеря «Янтарный», происходящий в атмосфере эмоционального насыщения, каждодневной радости иоптимистического мироощущения, в условиях безопасности и детского благополучия.

* Знакомство многих детей, не являющихся учащимися школ искусств, с биографией и творчеством М.А. Балакирева вызвала у них глубокое уважительное отношение к благородной личности М.А. Балакирева и его подвижническому служению отечественному искусству. Примеры жизнедеятельности великих деятелей русской культурыпомогают детям и подросткам понять ценности культуры, осознать то, что настоящий гражданин и патриот своей Родины знает и ценит её культуру, творчески и ответственно трудится на благо общества в различных сферах его жизнедеятельности.

*Освоенные подростками культурологические знания, разнообразные способы, формы и технологии организации массового творческого действа будут способствовать их ценностному самоопределению исамоидентификациикак приверженцев и подвижниковрусской культуры, в которой интегрированы базовые ценности национальных культур многочисленных этносов России, укреплению мотивации детей к инициативным действиям по развитию культурной среды социума.

Для родителей

Родители переживают и оценивают возможности пребывания в Центре международного значения как факт их социальной успешности и благополучия, как уникальное событие в их юной жизни и как стимул для личностного роста, отмечают прекрасную организацию поездки детей в Артек.

Для детских школ искусств результат смены видится в том, что:

- укрепляется взаимодействие детских школ искусств как субъектов государственной культурной политики, способных к объединению усилий и четкой слаженной работе по продвижению значимых социокультурных проектов, способствующих формированию элитного слоя граждан и патриотов России;

- методическая копилка школ искусств пополнилась пилотным проектом ДООП «Юный культуролог» (Россия возвеличится культурой!). Такие содержательные программы и формы проведения отдыха сплачивают детей, дают импульс для дальнейшего творческого развития, способствуют развитию социально значимых качеств, укрепляют жизненную позицию детей.

- реализация данной программы показывает, что сегодня при организации профильных тематических смен для художественно одарённых детей актуальным является смещение акцентов с образовательно-творческих задач на задачи социализационного (социально- творческого, воспитательного) характера.

Для лагеря «Янтарный»:

- содействие наращивания разнообразия культурно-творческого потенциала лагеря;

- насыщение информационного пространства позитивными социально-педагогическими репортажами, заметками, зарисовками, интервью, фотоматериалами и др.;

- пополнение методической библиотеки лагеря программой межрегиональной Ассамблеи «Россия возвеличится культурой!» и комплексом материалов по её методическому оснащению, рабочими планами 6-ти дополнительных программ для кружков и студий;

- вклад в педагогическую программу лагеря: специалистами партнёра и гостями программы для всех участников смены проведено более 110 мастер-классов, занятий в кружках и студиях, репетиций и консультаций по подготовке к мероприятиям и к выступлениям.

Факторы, отрицательно повлиявшие на реализацию программы.

По большому счёту таких факторов нет.

*Однако, при всем восторженном отношении к происшедшему, некоторыми дети и родители высказаны сожаления о том, что, они не имели возможности для занятий музыкой, поддержания формы, не получилось воспользоваться музыкальными инструментами, которые брали с собой.

* Из-за высокой стоимости проезда некоторые достойные ребята из Волгограда не могли поехать в Крым.

Предполагаемое последействие:

*Есть мечта о том, чтобы партнёрство «Балакиревцев» и МДЦ «Артек» укрепилось, а также и о том, чтобы появилась возможность увеличения числа путёвок для одарённых учащихся школ искусств.

* Есть большое желание того, чтобы смена проходила в тёплый период года, в летние каникулы.

* Расширение культурно-образовательного пространства Артека будет эффективно способствовать приобщению подрастающих поколений к отечественной и мировой культуре, повышению их общекультурной компетентности, становлению и саморазвитию незаурядной личности Человека Культуры – созидателя и творца новой России.

Культурное подвижничество – запрос времени.

Россия должна возвеличиться КУЛЬТУРОЙ!

Наши рекомендации