П. Цели и воспитательные задачи

Они могут быть сформулированы следующим образом:

- знание норм общения (со старшими, сверстниками, родителями и др. );

- знание норм поведения («что такое хорошо и что та­кое плохо»: помощь младшим и пожилым людям, родите­лям; правила хорошего тона - как себя вести в обществен­ных местах, на улице, в транспорте, за столом и т. д. );

119

-знание нравственных норм (говорить правду, быть вежливыми и др. );

- оценочные нормы и правила, правила-запреты и др. ;

- знание народных песен, плясок, сказок, игр, пословиц И ДР. ;

- знание о профессиях, видах и средствах труда, его ре­зультатах;

- знание о народных ремеслах края и народных традици­ях, обрядах, о национально-региональных особенностях;

- знания, определенные учебными программами для дет­ского сада.

В плане в качестве общих целей выделяются также раз­личные умения:

- умение соблюдать в повседневной жизни все перечис­ленные выше нормы и правила общения, поведения, дея­тельности;

- умение применять различные виды знаний в незнако­мых ситуациях;

-самостоятельно оценивать собственные поступки и дела, оценивать их и у других детей;

- проявлять уважение к людям, любить природу и жи­вотных;

-помогать слабому, заботиться о родителях и помо­гать им;

- уметь рассказать сказку и спеть колыбельную песню младшему, нарисовать простой рисунок, сделать игрушку;

- приносить радость другим;

- уметь приготовить подарок.

На основе сформулированных общих целей каждый пе­дагог должен определить воспитательные задачи для сво­ей возрастной группы. Для младших - это ознакомление с простейшими нравственными нормами в конкретных по­веденческих ситуациях, на примерах из сказок, песен, сти­хов (говори правду, не обижай других, не капризничай, живи дружно, люби родителей, братишек и сестренок, бабушек и дедушек, будь аккуратным: не пачкай одежду^ правильно мой лицо и руки и т. п. ).

Каждый праздник должен быть расписан по содержа­нию и форме проведения. Необходимо по возможности подчинить этой подготовке учебные и воспитательные задачи. Тогда праздник станет своеобразным смотром дос­тижений в труде, учебе, других видах деятельности (песенно-музыкальных, изобразительных, физкультурно-оздоровительных и др. ).

120

План не должен быть громоздким. Он может выглядеть примерно следующим образом.

Название праздника, краткое его описание, срок проведения   Содержание деятельности по группам   Ответ­ствен­ный   Вы­полне­ние  
1. Прием новичков (сентябрь). Краткое содер­жание праздника. Этапы подготовки и общие задачи на каждом из них              
2. Новый год и колядки (декабрь). Расписывается содержание              
3. Масленица (февраль-март). Праздник проводится на улице под русскую музыку: - встреча гостей (родителей, почетных гостей, бывших воспитанников, попечителей и др. ). Встречают гостей дети старшей группы в костюмах матушки-Зимы и ее свиты: снежинок, ветра, метели и др. - дети и гости зовут Масле­ницу зазывалками. Она при­езжает на санках, запряжен­ных лошадьми; - игры на воздухе, соревно­вания (санки, лыжи, снежки, лепка снеговиков). Награж­дение победителей; - приглашение в помещение «на блины». Осмотр выста­вок детских рисунков, лепки и т. д. ; конкурсы песни, тан­ца, знатоков пословиц, зага­док и т. д. Награждение по­бедителей; - обед с блинами; - сжигание Масленицы, игры на воздухе, хороводы, про­воды гостей, вручение им сувениров, сделанных рука­ми детей   Старшая группа готовит чучело Масленицы и «тройку лошадей», оформ­ляет выставку рисунков к Масленице, отбирает суве­ниры для гостей, принима­ет участие в конкурсах, играх, соревнованиях: - дети узнают, что такое Масленица, как встречают этот праздник, разучивают песни, зазывалки и стихи о зиме, весне, рисуют и лепят снеговиков, делают аппли­кации чучела Масленицы; - разучивают игры и хоро­воды на воздухе, игры в снежки; - читают с родителями сказки, разучивают стихи, песенки, рисуют, готовят поделки          

(Наиболее подробно здесь представлено планирование праздника Масленица. )

121

Дорогие будущие воспитатели и учителя! Не пренебре­гайте планированием своей деятельности, ибо это помо­жет вам глубже войти в свою профессию, быстрее овла­деть педагогическим мастерством.

Выводы

1. Обучение и воспитание, будучи социально обуслов­ленными целенаправленными процессами, представляют процесс, в котором есть два активных взаимодействующих субъекта:учитель - воспитатель и ученик - воспитанник.

2. Обучение и воспитание - два взаимосвязанных про­цесса, которые практически невозможно разделить. Они образуют целостный учебно-воспитательный процесс, ос­новой, стержнем которого являютсяцели.

3. Обучение является ведущим средством воспитания, воспитание не выполняет функцию условия успешного обу­чения. В этом и заключена сущность воспитывающего об­разования.

4. Обучение и воспитание в детском саду и школе стро­ятся на совокупности принципов - основополагающих идей, определяющих эффективное функционирование учебно-воспитательной системы.

5. Содержание обучения и воспитания, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса (средства обучения и воспитания детей) определяются целями, они должны быть адекватны целям. Только в этом случае воз­можны высокое качество и эффективность педагогической деятельности.

6. Имея много общего - общий механизм формирования знаний, норм и правил поведения и общения, - эти процес­сы имеют существенное различие: обучение может быть индивидуальным, воспитание же всегда предполагает на­личие группы, коллектива, общности людей, ибо нравст­венные, эстетические и другие нормы, общечеловеческие и национальные ценности есть средства, выработанные раз­личными общностями для регулирования поведения, дея­тельности и взаимоотношений своих членов.

7. Планирование учебно-воспитательного процесса пе­дагогов - одно из основных условий эффективности обуче­ния и воспитания детей.

Вопросы и задания

. Что такое процесс обучения? 2. Как вы понимаете активность ребенка в процессе обучения?

122

3. Объясните, как связаны между собой цели обучения, средства их достижения с результатами, успехами детей.

4. Что вы понимаете под средствами обучения?

5. Что такое воспитание?

6. Как связаны между собой обучение и воспитание?

7. Что вы вкладываете в понятие «воспитывающее образование»?

8. Что такое принципы, методы и приемы обучения и воспитания?

9. Как вы понимаете целостность учебно-воспитательного про­цесса?

10. Докажите необходимость планирования педагогического

процесса.

Глава Ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Наши рекомендации