Педагогического процесса ДОУв группах раннего возраста
Методические рекомендации
К выполнению санитарных правил и организации
педагогического процесса ДОУв группах раннего возраста
В санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (Сан-Пин 2.4.1.1249-03), которые являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор указано:
2.15.2 Перед началом работы необходимо тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой специальный костюм, сменную обувь, аккуратно подобрать волосы.
2.17.2 За нарушение санитарного законодательства руководитель ДОУ несет ответственность в порядке, установленном федеральный законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 3.03.99 г.
Хочется обратить особое внимание сотрудников детских садов на еще один пункт СанПинов, а именно:
Система маркировки
Стулья должны быть промаркированы в комплексе со столом, с учетом роста детей (требования к маркировке для яслей 00,0, имеются в таблице новых СанПинов).
Маркировка на шкафу в раздевальной, на полотенечнице, кровати, на лесенке работ детей по изодеятельности и т.д. должна быть единой на одного ребенка. Например, Иванов Саша, шкаф для одежды – яблоко – обозначение для ребенка, цифра 1 – обозначение для взрослого. Все списки, а также все то, за что отвечает взрослый, идут в цифровом обозначении.
Расчески для детей ясельного возраста не подписываются, хранятся в одной ячейке с полотенцем для вытирания лица и рук, но с противоположной стороны на крючке, если имеется маленькая ячейка над полотенечным шкафом, то в ней.
Маркируются по специальному назначению все ёмкости (полиэтиленовые баки, ведра, тазы, мешки для чистого белья, грязного белья (кроме одноразовых), ковши, например: таз, ведро «для подмывания детей», «мытья игрушек» и т.д.
Над смесителем в поддоне, где подмываются дети, должна быть надпись: «Смесителем не пользоваться» (во избежание ожогов).
Везде, где имеется доступ детей к горячим трубам, их необходимо закрыть (пенопласт, экраном и т.д.) Для подмывания детей в поддоне должно быть:
- промаркированное ведро,
- ковш, удобный для забора воды,
- специальный (лучше без ртути) градусник (на веревочке) для измерения температуры воды (после замера температуры поднимается на специальный фиксатор),
- специальный резиновый на присосках коврик (который промывается),
- рядом с поддоном деревянная решетка,
- на стене обязательно держатель для ребенка,
- бумажное полотенце для вытирания,
- мыло (если есть возможность, специальное детское жидкое мыло),
- если нет разового бумажного полотенца, то необходимо иметь несколько чистых ситцевых салфеток, но надо продумать, как их хранить для рационального использования, а также тара, куда они складываются после использования.
Все эта должно находиться рядом для удобства пользования.
Зеркала в умывальной должны висеть на уровне роста детей. Кусок мыла должен помещаться в руке ребенка, если мыло большое по размеру, то оно разрезается.
Горшки должны быть промаркированы, закрыты крышкой, место, где дети высаживаются на горшок, закрыто легким, но большим ковриком (во избежание травм и соблюдении правил гигиены), который легко моется.
На 3-4 горшка должен быть 1 квач. Грязные квачи помещают в тару со специальным раствором, с маркировкой «для грязных квачей», чистые «для чистых квачей». Все должно храниться в недоступном для детей месте.
Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) маркируют ярким цветом и хранят в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после пользования промывают горячей водой с моющими средствами и просушивают.
У технического персонала дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специально (темный) халат для уборки помещений.
Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат, а после выхода тщательно вымыть руки с мылом; пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.
Для персонала ДОУ следует предусмотреть не менее трех комплектов санитарной одежды. Технический персонал обязательно должен выдерживать систему халатов, например: промаркированный темный халат для мытья туалета должен висеть над промаркированным уборочным инвентарем для мытья туалета, халат для мытья группы, должен висеть над инвентарем для мытья группы и т.д. Фартук и косынка для раздачи пищи должны находиться в «моечной для посуды».
Для мытья посуды, столов, мойки должна быть маркированная ветошь – чисто белая ситцевая тряпка, без цветных ниток, без рисунка (всего 9 штук), если в детском саду нет ужина. Тряпочки маркируются ежедневно простым карандашом следующим образом: З.С., З.П., З.М. (завтрак – столы, посуда, мойка).
После завтрака все три тряпочки тщательно простирываются, вывешиваются тут же в моечной на белую веревку (не леску) на просушку и так повторяется в обед, на полдник. Утром на веревке должно быть девять тряпочек. В специально промаркированной таре не хранят (если нет карантинов).
Губка для мытья посуды не используется.
Все кухонная ветошь при осложненной эпидситуации кипятится в течение 15 минут в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивается в дезинфицирующем растворе, затем простирывается в конце дня с моющим средством, прополаскивается, сушится и хранится специальной промаркированной таре.
В моечной желательно иметь очищающий фильтр для соблюдения питьевого режима детей, можно прозрачный кувшин с кипяченой водой, желательно одноразовые стаканы или пластмассовые стаканы по количеству детей.
Вся посуда для еды должна быть со знаком, что из нее можно есть (на дне тарелки на обратной стороне знак «вилка в перекрест с ложкой»).
Посуду хранят в буфете, она не должна быть щербленой, чашки для питья и полоскания рта нельзя хранить перевернутыми вниз.
Компот нельзя наливать половником с носиком (не выдерживается норма), обязательно круглым, по норме.
Для детей, которые едят неаккуратно, желательно иметь разовые салфетки, которые вешаются на грудь; если их нет, то простые ситцевые, не цветные. Простые ситцевые салфетки после использования собираются в грязный мешок и выносят для стирки. Для детей, которые едят аккуратно, салфетки становятся на середину стола в салфетнице.
Оконные стекла, где имеется к ним доступ для ребенка, должны быть на 20 см закрыты прозрачной или витражной пленкой, клеенкой (в целях охраны жизни и здоровья ребенка).
Все постельное белье маркируют у ножного края после смены (не реже одного раза в неделю), кроме наволочек.
Все незафиксированные двери должны быть зафиксированы (на плинтус, карниз и т.д.)
Градусники для проведения фильтра желательно покупать безопасные (без ртути), хранить в пластмассовой таре, накрывать сверху стерильной белой марлей.
Содержание аптечек не должно превышать нормы (4): зеленка, бинт, перекись водорода, вата, исключение на лето – свинцовая примочка.
Меню всегда должно быть подписано заведующей, медицинской сестрой, врачом.
В табеле посещаемости «детодни» (цифры) надо считать ежемесячно.
Заболеваемость должна отражать посещаемость (так как часто посещаемость вроде бы хорошая, но большая заболеваемость или, наоборот, посещаемость плохая, а заболеваемость низкая). Надо уметь правильно высчитывать различные причины непосещения (по болезни, отпуск родителей, лечение по путевке, индивидуальный уход и т.д.), так как если этого не видно, то делается вывод о непонимании ответственного заведение и оформление документа.
Режим в группах раннего возраста выстраивается не по программе, а очень индивидуально на 3-4 группы детей, с учетом результатов диагностики на поступление ребенка в детский сад, а также с учетом адаптации.
Документация: диагностика на поступление ребенка в детский сад, листы адаптации, карты нервно-психического развития ребенка не должны быть «голыми», а вся информация анализируется, делаются выводы, на основании которых даются предложения, рекомендации для педагогов от врача, старшего воспитателя, специалистов и т.д.
Карта нервно-психического развития, лист адаптации должны быть на каждого ребенка – сводная делается за квартал, в конце года.
Всю имеющуюся документацию необходимо пронумеровать, прошнуровать как в группе, так и у медицинской сестры.
Индивидуальная работа в планах воспитателей должна быть обязательно всегда с детьми II и III групп развития и детьми, которые болели.
Индивидуальная информация о ребенке, вплоть до детских работ по изобразительной деятельности, желательно представлять родителям в отдельных папках.
В группе, особенно в «приемной», для детей раннего возраста необходимо очень тщательно продумать буквально все ситуации на комфортное привыкание ребенка к детскому саду в период адаптации, например: фотоальбомы, уголок заводной игрушки, домики, рукавички с «сюрпризами» для детей и т.д. Выделить место, где родители могли бы раздеться, побыть с ребенком в период адаптации.
Интересны для родителей и такие рубрики, как: «Благодарим за помощь», «С днем рождения», «Мы пришли, нам здесь интересно», «Растеряшки» и т.д. Эти рубрики должны постоянно пополняться, меняться, т.е. работать, а «не застывать».
Очень хорошо, если воспитателями группы продуманы и такие активные формы общения заведующей, специалистов с родителями, например: «Почта для родителей» (тетрадь, разделенная на графы – заведующая, психолог, социальный педагог и т.д., - или отдельные конверты), где родители спрашивают, задают вопросы, высвечивают проблемы и т.д., а востребованные педагоги отвечают (так как родители не всегда могут встретиться с интересующими их категориями педагогов).
В группах второго года жизни возраста на подоконниках не должно быть цветов (только в уголке природы по программе).
Шторы на окнах не должны забирать много света (сохранность зрения, ориентир вдаль).
Цветы и вазы не ставятся на уровне голов детей.
На аквариуме установлен ограничитель.
Вся предметно-развивающая игровая среда организована для ребенка, доступна ему, все игрушки расположены на уровне роста детей.
В группе детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) – «зоны» для девочек и мальчиков с соответствующей атрибутикой и игрушками («кукла мальчик» и «кукла девочка», настоящая, маленьких размеров посуда (кастрюлька, ковшик – как дома).
- люлька;
- в книжном уголке должны быть три, четыре одинаковые книжки и персонажи-игрушки для обыгрывания. Книжный уголок должен быть рядом с театром;
- в уголке изобразительной деятельности – доска, мел, карандаши (в свободное пользование не даются).