Как помогать ребенку осваивать разговорные навыки
Учиться разговорной речи ребенок может где угодно. Положение родителей в этом смысле уникально, поскольку они рядом с малышом и в радости и в печали, и еще потому, что родители - это те люди, к которым малыш хочет обращаться больше всех.
Как организовать занятия
Большинство родителей считают, что для занятий разговорной речью полезно каждый день выделять определенное время (скажем, минут 15). Для этих уроков можно заранее готовить специальные игры и занятия. Кроме того, в условиях, когда не приходится отвлекаться ни на какие другие дела, легче отслеживать успехи ребенка. К занятиям хорошо привлекать других членов семьи. Их поведение может послужить прекрасным примером для ребенка с аномалиями в развитии. Старайтесь не заниматься всегда в одном и том же месте. Лучше разнообразить обстановку настолько, насколько это позволяет ваш дом, сад и т.п.
В любом случае - планируете вы свои уроки, или нет -
занятия, в основном, должны проводиться на фоне повседневной деятельности или в процессе игры. Все методы обучения, которые мы представляем ниже, могут с одинаковым успехом использоваться как на специальных уроках, так и в процессе обычного взаимодействия между вами и ребенком.
Ваша роль
Многие наши советы могут вам показаться банальными. Дело в том, что в них нашло отражение естественное поведение родителей. Как мы уже неоднократно замечали, ученые, занимающиеся проблемами языка, предложили педагогический подход, в основу которого легли их наблюдения за тем, как родители разговаривают со своими детьми.
Пока мы не можем предложить вам чего-нибудь абсолютно нового и незнакомого, убедительно советуем посмотреть на себя со стороны. Вы увидите, что вещи, которые мы описываем, реально происходят. Возможно, тогда вы сможете более вдумчиво, последовательно и точно применить предлагаемые приемы, чем вы это делали раньше - в отношении своих старших детей.
1. Разговаривайте с ребенком о том, что он делает, описывая его действия и предметы, которыми он занимается.
2. Произносите тщательно подобранные слова и фразы ясно и просто, делая особое ударение на том, что соответствует задаче ребенка в настоящий момент.
3. Соблюдайте очередность в разговоре с вашим малышом - не только произнося по очереди слова, но и производя по очереди звуки, жесты, мимические движения. Не следует вести разговор и за себя, и за него. Даже если ребенок пока не говорит ни слова, производимые им звуки и жесты нужно рассматривать как участие в разговоре.
4. Рассчитывайте на ответ и ждите его. Если вы чувствуете, что вам трудно ждать, потренируйтесь, медленно считая про себя до пяти. Не вступайте в разговор сами до тех пор, пока вам не станет абсолютно ясно, что ребенок так и не прореагирует.
5. Во время урока в качестве отправной точки используйте звуки, жесты и слова ребенка, а затем уже постепенно вводите те слова и фразы, которым вы хотите его обучить.
6. По мере возможности, следуйте за интересами малыша. Дети говорят только о том, о чем хотят. Если какое-то запланированное вами интересное занятие не увлекает ребенка, или он просто отказывается принять в нем участие, проглотите обиду, отложите это занятие на другой день и присоединитесь к игре, которую выбрал он.
7. Реагируйте на жесты, звуки, слова ребенка так, как вы реагируете на слова собеседника, желая поддержать разговор. Если вы просто скажете: "Молодец!" или "Как ты хорошо говоришь!", то это не даст ему представления о том, как протекает нормальная беседа. Поверьте, малышу будет не менее приятно, чем похвалу, услышать вашу естественную реакцию именно на то, что он сказал, и это подбодрит его ничуть не меньше. Вот несколько примеров:
Малыш: Там.
Взрослый: О, там мишка!
Малыш: Рыбка.
Взрослый: Да, рыбка плывет.
Малыш: Хочу бутерброд!
Взрослый: Я дам тебе хлеб с повидлом.
Малыш: Бежит большая собака.
Взрослый: Да, это большая пятнистая собака!
Выбор материалов
Если вы занимаетесь с ребенком просто в бытовых ситуациях, старайтесь найти возможность включить задачи, над которыми вы работаете, во все, что вы делаете. Несколько слов тут, несколько слов там - и вам не придется специально думать о материалах. Разумеется, есть задачи, которые требуют предварительной подготовки. Если, например, ваша задача - освоить слово "мяч", вы можете один мяч положить к игрушкам, с которыми вы будете заниматься, другой - возле одежды, а третий, мягкий, - в кроватку. Если вы проходите слово "мишка", может быть, вам придется в течение нескольких дней носить повсюду за собой любимого плюшевого медведя, позволяя ему сидеть с вами за столом во время обеда и слушать вечернюю сказку.
Специально организованные занятия дадут вам возможность использовать одни и те же слова в разных ситуациях. Важно, чтобы ребенок узнал, что "чашка" - это не одна лишь та красная штука с двумя ручками, что фраза "Кукла внутри" может быть сказана не только в том случае, когда кукла находится в коробке.
Заведите себе особый ящичек и положите в него самые разные вещи, которые могут пригодиться во время работы над текущей задачей. Меняется задача - меняйте и предметы в ящичке.
До сих пор мы рассматривали роль педагога лишь в общих чертах. А теперь обратимся к более конкретным вещам, и в первую очередь, поговорим о том, как учить ребенка пользоваться разговорными навыками, а затем - как учить его словам и фразам.
Как учить ребенка пользоваться разговорными навыками
Рассмотрим каждую из трех общих задач, сформулированных в начале данного раздела.
Расширение возможностей использования разговорных навыков
Здесь мы направляем свои усилия на обучение ребенка новым для него возможностям использования отдельных слов. Ниже мы поговорим о переходе к фразам.
Если проверочный лист 3.1 покажет, что ваш малыш не умеет пользоваться своими разговорными навыками ни в одном из случаев, указанных в этом листе, вам следует выбрать для работы одну (или даже не одну) задачу.
Первым делом проверьте, пользуется ли он навыками довербального периода (звуками или жестами) в тех случаях, когда нам хотелось бы, чтобы он использовал слова. Проверочный лист поможет вам ответить на этот вопрос. Если вы обнаружите, что ребенок в каких-то определенных случаях не использует никаких коммуникативных навыков - ни словесных, ни довербальных,- начните учить его не только соответствующему слову, но и жесту. Например, если он не прощается с уходящими ни словом ни жестом, побуждайте его не только говорить "до свидания", но и махать ручкой. Возможно, освоить жест малышу будет легче, чем слово, но если он научится использовать жест, то постепенно можно добавить слово, а со временем, заменить им жест.
Когда ребенок научится пользоваться коммуникативными навыками довербального периода в тех или иных целях, то следующим шагом будет обучение соответствующим словам.
1. Реагируйте на жесты ребенка, называя ему нужные слова. Допустим, ваша задача - научить ребенка пользоваться отдельными словами для того, чтобы просить то, что ему нужно. Если он в таких случаях указывает на предмет, дайте ему этот предмет, но при этом назовите его.
2. Предоставляйте малышу возможность копировать ваши слова. После того, как вы, обращаясь к ребенку, произнесли то слово, которому хотите его научить, сделайте паузу и посмотрите на него, показывая своим видом, что вы ждете, чтобы он повторил это слово за вами. Если малыш вас о чем-нибудь просит, можно подождать с выполнением его просьбы до тех пор, пока он не повторит за вами нужное слово (при условии, что он его заведомо знает). Однако, вообще таких ситуаций лучше избегать. Пусть для вас более важным будет сам факт общения малыша с вами, а не способ общения. Постарайтесь не передавать ему разочарование, если оно вас постигнет. Передайте лучше уверенность в том, что он сумеет выразить свои чувства и мысли,
3. Предоставляйте малышу возможность самому употребить знакомое ему слово. Как только вы убедитесь, что ребенок научился произносить некое конкретное слово, это слово можно больше не демонстрировать. Если же малыш вместо него воспользуется жестом, вы можете проигнорировать этот жест, как бы не поняв, и посмотреть на ребенка вопросительно. Если, получив возможность подумать, он все-таки не скажет нужное слово, можно слегка намекнуть, чего вы от него ждете.
Когда насущные задачи прочно войдут в ваше сознание, вы найдете массу возможностей побудить ребенка воспользоваться в нужный момент новым умением. В классах Центра Маккуэри педагоги вывешивают на стене списки задач каждого ребенка. Может быть, и вам покажется полезным прикрепить подобную записочку, скажем, на дверцу холодильника или положить на столик для записок. Простая фраза типа "Джонни умеет просить нужные ему вещи" способна удивительным образом изменить учебную обстановку в доме!