V. образовательные технологии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.Реализация данной рабочей программы осуществляется в учебном процессе посредством активных и интерактивных форм проведения занятий (более 40% всех занятий), включающих использование активных (практические занятия, выступления, тестирование) и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные презентации, ролевых игры, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Используются инновационные методы обучения, такие как Метод развивающейся кооперации, Метод выполнения ситуационных задач, Метод имитационной ролевой игры, где требуются не только знания и навыки, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций.
Применяются следующие образовательные технологии:
Технологии обучения:
1) Технология модульного обучения. Весь учебный материал разбит на модули, изучение каждого завершается промежуточной аттестацией.
2) Компетентностно-ориентированное обучение. Содержание и цели обучения представлены в виде компетенций.
3) Оф-лайн обучение. Учебный раздаточный материал представлен на соответствующих страницах iik, incampus.
Информационные технологии:
1) Мультимедийное обучение. При работе над модулем студенты готовят презентации по заданным темам.
2) Сетевые компьютерные технологии. Магистранты активно используют интернет ресурсы, при работе над терминологическим аппаратом, используются электронные словари, обучающие сайты, корпус текстов. Широко используется локальная сеть для получения материала для самостоятельной работы.
Инновационные методы контроля:
1) Балльно-рейтинговая система оценки результатов. Текущая работа магистрантов по модулю осуществляется посредством балльно-рейтинговой системы. Все тесты также построены на балльно-рейтинговой системе.
2) Технологические карты самостоятельной работы. В начале каждого семестра студентам предлагаются технологические карты самостоятельной работы по модулям текущего семестра. В них указываются: компетенции, виды работ, сроки сдачи зачётных работ и баллы оценивания.
семестр | вид занятия (Л, ПР) | используемые интерактивные образовательные технологии | кол-во часов |
ПР | Презентации, видеоматериалы | ||
ИТОГО: |
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Темы рефератов
1. Язык как информационная модель мира - когнитивная функция.
2. Понятие когнитивной модели как способа представления информации в языке.
3. Концепт и концептуализация.
4. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях.
5. Типы когнитивных метафор.
6. Предложение-высказывание в когнитивном аспекте.
7. Проблемы вербализации концепта.
8. Эмоциональные концепты и их проекции в языке.
9. Начальные этапы становления когнитивизма.
10. Дж. Лакофф: концепты базового уровня.
11. Дж. Лакофф и М. Джонсон: теория концептуальной метафоры.
12. А. Вежбицкая: теория семантических примитивов.
13. Языковая картина мира как информационная модель реальности.
14. Языковая личность и проблемы понимания.
15. Концепты русской лингвокультуры.
Контрольная работа
1. Как сознание связано с языком?
2. В чем проявляется единство языка и мышления?
3. Чем и как отличается язык от мышления?
4. В каких формах выражается мышление в языке?
5. Какие языковые средства используются для выражения форм мышления?
6. Каково основное понимание термина «концепт» в современной лингвистике?
7. Назовите основные концепты русской культуры.
8. Дайте характеристику одного из основных концептов русской концептосферы.
Вопросы к экзамену
1. Процесс становления и история развития когнитивной лингвистики.
2. Коммуникативный функции когниций. Основные разновидности когнитивного «знания».
3. Основные принципы и подходы когнитивной лингвистики к анализу языковых явлений.
4. Основные направления в сфере когнитивной лингвистики.
5. Падежная грамматика и синтаксис.
6. Языковые факты как результат проекции когнитивных процессов на явление языка. Вопрос о типологии концептов.
7. Жанры общения и коммуникативные стратегии и тактики общения.
8. Метафора. Метафорическая модель концептуальной картины мира.
9. Национальный характер содержания концептов.
10. Понятие о «концепте» как пучке связей и отношений в языке и объективной действительности. Основные концепты в русской лингвокультуре.
11. Когнитивные особенности, отражающие «Я»-субъекта и их проекции на язык.
12. Основные разновидности когнитивного знания о мире и их проекции на явления языка.
13. Источники метафоризации значения слов в русском языке
14. Когниции в ментально-культурологическом аспекте. Когнитивные прототипы.
15. Сознание и мыслительная деятельность, их отражение в языке.
16. Когниции, лежащие в основе человеческих эмоций.
17. Содержание понятий «пропозиция», «фрейм», «сценарий» в когнитивной лингвистике.
18. Антропоцентризм и эгоцентризм основных направлений когнитивной лингвистики. Говорящий и собеседник.
19. Когнитивная метафора. Типы метафор.
20. «Гештальты», «схемы», «скрипты». Их содержание.
21. Индивидуальный и национальный характер. Концептосфера и языковая картина мира. Стереотипы как элементы языковой картины мира.
22. Концептосфера и концептуальная картина мира.
23. Основные термины и понятия когнитивной лингвистики.
24. Когнитивные представления о порождении и восприятии речи.
25. Когниции сознания, языковые и коммуникативные когниции.
26. Концепты предметные и ситуативные (пропозиции), концепты отношений.
27. Когнитивные знания о мире, их реализация в процессе речевой деятельности. Концептуальная и языковая картина мира.
28.Когнитивная морфология. Приоритет морфологических форм и значений в построении высказывания и текста.
29. Сущность концептуализации и категоризации как основных познавательных процессов: сходство и отличие.
30. Категоризация как система категорий и как динамический процесс.
31. Классический подход к формированию категорий.
32. Основные принципы прототипического подхода.
33. Понятие «фамильного сходства»: взгляды Л. Витгенштейна.
34. Основные модели категоризации: пропозициональные, схематические модели образов, метафорические и метонимические модели.
35. Взаимодействие языковых и неязыковых знаний в процессе категоризации.
36. Языковые категории и категоризация языковых единиц.