Особенности деятельности и общения дошкольников.

Психолого-педагогический портрет дошкольника (3-7лет).

(Параметры дошкольной зрелости – качества и психические процессы).

В течение дошкольного возраста:

Социальная ситуация развития: установление отношений с миром взрослых людей.

Новообразования (к концу возраста): построение картины мира, высокий уровень познавательных потребностей, возникновение первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, произвольного поведения, личного сознания («Я маленький»).

Ведущий вид деятельности: сюжетно-ролевая игра (единственная деятельность, которая позволяет смоделировать общественные отношения). Единицы игры: 1 - роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя; 2 – мнимая ситуация (через игрушки); 3 - игровые действия.

Сензитивный период для развития памяти

Возрастные кризисы:

Кризис 3-х лет (кризис отношений: внешнее «Я сам!» - негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и т.п.).

Ребенок отделяется от взрослого. Осознание себя как самостоятельной личности, говорит о себе в I лице («Я большой»). Появляются собственные желания. Половая идентификация.

Кризис 7 лет (кризис мировоззрения - потеря детской непосредственности, осознание своей внутренней жизни, связанной пока с конкретной действительностью). Внешнее самосознание превращается во внутреннее («Я маленький»).

Познавательная сфера.

Возраст   Восприятие   Внимание   Память
3-4 года Сенсорные эталоны: знает 6 основных цветов, 5 геометрических форм, умеет выбирать и называть их по образцу. Учитывает цвет и форму при построении. Различает величину предметов, умеет обозначать ее через отношение к величине другого предмета: самый большой, самый маленький, поменьше. Умеет ориентироваться относительно себя в пространстве; владеет пространственной лексикой (верх-низ, впереди-сзади, рядом). Сформированы понятия: утро, день, вечер, ночь. Складывается умение вести наблюдение. Неустойчиво, непроизвольно, объем внимания - 3 единицы. Привлекательной, интересной деятельностью может заниматься 10-15 мин. Распределять внимание между несколькими объектами не может. Переключение внимание с предмета на предмет затруднено. Носит непроизвольныйхарактер. Объем памяти ‑ 2 единицы.
4-5 лег Сенсорные эталоны: выбирает по названию все основные цвета, знает и называет оттенки одного цвета. Различает 7 основных геометрических фигур, выбирает их по слову и называет. Выстраивает фигуры в сериационный ряд. Различает параметры: широкий-узкий, высокий-низкий, длинный-короткий. Ориентируется относительно себя, расширяется словарь пространственной лексики. Знаком с понятием «сутки», умеет выделять существенные признаки времени суток. Развивается умение ориентироваться по плану-схеме. Объем внимания - 4 единицы. Устойчивость внимания возрастает до 15-20 мин. в интересной для ребенка деятельности. В игре может распределять внимание между 2-3 предметами. Объем памяти ‑ 3 единицы В игре запоминает по просьбе взрослого до 5 предметов. Предает поручения взрослого, выполняет его, если поручение состоит из 2-3 простых последовательных операций.
5-6 лет   1. Сенсорные эталоны: знает и различает оттенки по световому тону, называет отдельные из них. Сравнивает основные геометрические фигуры друг с другом, отмечая сходство и различия. Может расчленить сложную фигуру, выделяя составляющие ее более простые фигуры. Различает многоугольники. Сопоставляет 7-10 предметов, соотнося величину в 2-3 рядах. Знает и называет 5‑6 параметров величины. Ориентируется относительно себя и на листе бумаги (право, влево). Знает последовательность дней недели. 2. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим (умение вести наблюдение). Внимание становится более устойчивым, может сосредоточить внимание до 30 мин. в игровой деятельности. Объем внимания - 5 единиц. Появляются элементы произвольности, умеет соблюдать и действовать по правилу. Развивается наблюдательность. Может переключить внимание два раза.   Объем памяти - 4 единицы. Начинает развиваться способность к опосредованному запоминанию. Наиболее благоприятное время для развития образной памяти.  
6-7 лет   Сенсорные эталоны: активно использует и называет 4 и более оттенков одного цвета по цветовому тону. Различает разновидности основных фигур, называет многоугольники. Различает и понимает 2-3 объемные фигуры. Составляет разрезные картинки из 5-6 деталей. Знает последовательность времен года. Знакомится с часами. Общая характеристика: возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия. Устанавливаются взаимосвязи с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется. Внимание становится более устойчивым на занятии до 30 мин., в игре до 1 часа. Объем внимания ‑ 6-7 единиц. Концентрация внимания увеличивается до 10 мин при рассмотрении интересной картинки. Может переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Внимание распределяется между несколькими предметами. Общая характеристика: появляется произвольность - умение слушать и выполнять инструкцию взрослого. Внимание становится опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания.   Объем памяти - 5 единиц. Преобладает образная память. При специальном обучении развивается смысловая память. Может пересказать содержание небольшого рассказа, сказки. Общая характеристика: складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка. Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, направленную на овладение логическими приемами запоминания. При специальном обучении пользуется не только механическим, но и смысловым запоминанием, использует мнемотехнические приемы (но эффективность непроизвольного запоминания все же выше).  

Возраст   Мышление Воображение   Речь  
3-4 года   Наглядно-действенное мышление. К 4-м годам появляются задатки наглядно-образного мышления. Овладевает действием сериации (2-3 предмета). Умеет собирать постройку по образцу (из 4-5 деталей). При сравнении выделяет 2 признака, собирает целое из частей (2 детали).   Воссоздающее воображение проявляется в игре в виде предметов-заместителей. Может продолжить сказку 2-мя-3-мя предложениями. Начинает развиваться обыгрывание предметов.   Четко произносит гласные звуки. Свойственна простая форма устной речи - диалог. Использует в речи слова, короткие предложения. Понимает обращенную к нему речь взрослого и сверстника, отвечает на вопросы. Повторяет рассказ за взрослым из 3-х-4-х предложений. Различает единственное и множественное число. Узнает обобщенные понятия. Использует в речи слова-предлоги.
4-5 лет   Развиты два вида мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное, но ведущим становится последнее. Выполняет действие сериации (4-5 предметов). Собирает постройку по схеме (5-6 деталей). Ориентируется по плану-схеме. Устанавливает причинно-следственные связи (2 последовательные картинки). При сравнении выделяет 3 признака. Выполняет исключение «3-й лишний». Обобщает по более существенным признакам. Овладевает сообщаемыми взрослым сведениями об окружающем, задает вопросы («Почему?»).     Воображение проявляется не только в игре, но и на занятиях. Осваивает творческое действие - опредмечивание. В игру вводят простейшие заместители. Для создания образов использует следующие способы: агглютинация, схематизация, типизация. Может продолжить незаконченную сказку, придумать вариацию знакомой сказки. Включает процесс планирования в воображении, использует ступенчатое планирование.   Правильно произносит звуки, развит фонематический слух, правильный темп речи, интонационная выразительность. Характерно словотворчество. Согласовывает слова в предложении, использует глаголы в повелительном наклонении. Может пересказать литературное произведение, рассказывает по картинке, из личного опыта (2-4 предложения). Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения.
5-6 лет Преимущественно наглядно-образное мышление. Доступны логические действия сериации и классификации.Выполняет исключение «4-й лишний». Группирует картинки по их содержанию (группы из 5 картинок). Выкладывает последовательно 3 картинки. Ориентируется в простом плане.   Старший дошкольный возраст ‑ сензитивный период для развития творческого воображения. Возрастает целенаправленность воображения, устойчивость замыслов (увеличивается продолжительность игры). Самостоятельно может придумывать символы, знаки. Использует творческое действие - включение. Опредмечивание» наполняется деталями, может сочинить сказку на заданную тему как вариацию из нескольких знакомых.   Понимает грамматическую структуру предложения. Задает вопросы. Правильно использует суффиксы.Различает гласные и согласные звуки. Выстраивает рассказ по серии картинок. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события. В речи использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.    
6-7 лет   Развитое образное мышление, возможность отрыва от конкретной ситуации, к концу 6 года появляется наглядно-схематическое, появляются зачатки словесно-логического мышления (сериация, классификация). Устанавливает причинно следственные связи (4-6 последовательных картинок) Проводит простые аналогии. Выполняет исключение лишнего из 5 картинок. Количество классифицируемых картинок увеличивается. Общая характеристика: появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления, складываются такие предпосылки таких качеств ума. как самостоятельность, гибкость, пытливость. Решая мыслительные задачи, представляет их условия, мышление становится внеситуативным. Использует схему для ориентировки в пространстве.     Развивается творческое воображение. Использует целостное планирование. Две формы воображения: ‑ самостоятельное порождение ребенком каких-либо идей; ‑ возникновение воображаемого плана его реализации. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре создания образов. Может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю по теме. Способность воображения является основой творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе Говорит четко. Встречаются ошибки в образованиимножественного числа. В речи использует родовые и видовые понятия. Может объяснить значение знакомых многозначных слов. Использует экспрессивную сторону речи. Содержательно, грамотно, последовательно, связно, точно строит речь при пересказах и самостоятельном рассказывании. Имеет представление о языковых средствах художественной речи. Общая характеристика: речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседа, суждения и рассказы; завершается процесс фонематическогоразвития ребенок правильно слышит и произносит звуки. Развиваются регулирующая и планирующая функции речи, возникает звуковая функция речи, и появляются предпосылки для освоения грамоты

Мелкая моторика руки.

3-4 года Происходит интенсивный процесс формирования движения руки. Умеет держать карандаш, кисть. Слабо регулирует силу нажима.
4-6 лет Идет развитие зрительно-двигательной координации путем копирования графическихдвижений, формируется моторный образ графического действия.
6-7 лет Развита способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. Движения руки плавные, целенаправленные. Ребенок умеет правильно держать ручку или карандаш и хорошо владеет ими, соизмеряя графические действия со многими факторами: текстурой бумаги, твердостью-мягкостью карандаша, пространством графическогодействия, образом изображаемой фигуры.

Особенности деятельности и общения дошкольников.

Возраст Показатели  
3-4 года   Взаимодействиесо сверстниками:в начале года ‑ игра рядом, к концу - неустойчивые, ситуативные группы по 2-3 человека. Распределения ролей и взаимодействия между персонажами нет. Беседуют друг с другом, но не всегда отвечают сверстнику. Замечают несоответствие правил и норм поведения у сверстников. Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать. Привлекает к игре другого ребенка. Взаимодействие с детьми ситуативно, неустойчиво. Часто инициируется взрослым. В конфликтных ситуациях в игре не пытаются согласовать свои желания, прибегают к физическому (драка, толкание) и словесному («Отдай», «Уходи») давлению (но не агрессивность) на партнера или жалуются взрослому. Взаимодействие свзрослыми: начинают проявлять инициативу при установлении контакта. В сфереотношений с взрослыми лежит потребность ребенка в оценке своих действий. Ребенок уже ориентируется на требования взрослого, может, но не всегда переносит их в разные ситуации. По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции. Стремится к общению с взрослым ради получения новой информации,обсуждения причин явлений. Ориентируется на просьбы взрослого, замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. Вид общения: переход от ситуативно-делового (главное ‑ совместная игра с предметами) к внеситуативно-познавательному (предметы и явления окружающего мира). Особенности поведения: происходит формированиечувства уверенности и собственной автономности, способности справляться с жизненными трудностями, если не совсем, то почти самостоятельно. Если ребенку не дают право выбора и у него нет возможности почувствовать себя автономным, то у него начинает формироваться чувство вины, а позже ощущение стыда и сомнении, страх принятия решений, импульсивность в поведении. Происходит выделение физического «Я», расширяются границы возможностей ребенка, формируются навыки самоконтроля, связанные на данном этапе с контролем над собственным организмом. Игра: Больше интересует процесс деятельности, чем результат. Взрослый становится предметом деятельности. Воспроизводят внешний рисунок действия осмысленно, а не просто имитируют движения взрослого. Осуществляют парное ролевое взаимодействие (мама-дочка), но не называют роль. Игра однообразна, действия не вытекают одно из другого логически. В играх с правилами не способны выделить правила и придерживаться их.
4-5 лет Взаимодействие со сверстниками: создаются игровые объединения из 2-5 человек, продолжительность игры ‑ 20-25 мин. Игровые роли расширяются и усложняются, происходит их распределение и согласование во время игры, появляется ролевое общение. Высказывания адресуются друг другу, при этом могут, учитываться возможности слушателя. Может слушать собеседника, хотя часто настаивает на своем. Конфликтую ситуацию в игре решают, оказывая давление на сверстника, но уже пытаются и договориться. Появляется избирательность во взаимоотношениях и общении, но партнеры могут часто меняться. Мотив выбора партнера: ситуативный – «дал игрушку». Предпочитают игры с детьми одного пола. Способны контролировать действия сверстников. Общение со сверстниками является ситуативно-деловым, ребенок стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Взаимодействие с взрослым: имеет представления о том, как надо (не надо) себя вести. Выражены притязания на признание взрослым, может регулировать свое поведение, хотя требуется еще напоминание. Стремление к общению с взрослыми основано на потребности в получении новой информации и обсуждении причин явлений. Особенности поведения: Самостоятельно проявляет социально одобряемые нормы поведения, замечает несоответствие поведения других детей и своего принятым нормам и правилам. Формируется чувство предприимчивости, инициативы, самостоятельности. Ставит перед собой разные цели и пробует различные способы их достижения. Открывая для себя новые возможности и расширяя свое социальное окружение, ребенок определяет границы дозволенного - «что такое хорошо и что такое плохо». При негативной реакции взрослых на инициативу и активность у ребенка может начать формироваться чувство вины. Формируется представление об особенностях полового поведения. Игра: Интересным становится результат деятельности. Последовательность игровых действий соответствует реальной действительности, логична. Называют роли, могут наладить ролевое взаимодействие с партнерами. Способны выделить правило, но не могут придерживаться ограничивающих правил. К концу возраста начинают отделять себя от роли, замечать несоответствие роли реальности (т.е. отличают воображаемый мир от реальной жизни).
5-6 лет Взаимодействие со сверстниками: Взаимоотношения более устойчивы. Мотив выбора партнера: интерес в игре, положительные качества. В конфликте стремятся объяснить свое поведение и поведение другого; объясняют свои действия, обосновывая их. Общение перестает быть ситуативным, становится внеситуативно-личностным (делятся впечатлениями о происшедших событиях). Слушают собеседника, эмоционально сопереживают. Избирательно и устойчиво взаимодействуют с детьми, могут сотрудничать на занятиях, предложить план общего дела, распределить обязанности. Учитывают мнение членов группы, сдерживают агрессивные реакции. Развивается чувство сопричастности к общему делу. Формируются отношения лидерства-подчинения. Взаимодействие с взрослым: выражена потребность в понимании и сопереживании взрослого, беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире. Осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми, особенности своей личности. Особенности поведения: Регулируют свое поведение на основе норм и правил, этических представлений, эмоционально переживают несоответствие им своего поведения. Напоминают сверстникам о правилах поведения. Понимание, поощрение инициативы со стороны взрослых позволяет ребенку развиваться дальше, более свободно общаться с людьми и достигать успехов в усвоении знаний и навыков. Игра: Игры-соревнования. Планируют игру, согласовывая ее правила. Роли распределяются до начала игры. Роль передает характерные отношения между людьми (подчинение: врач-медсестра). На протяжении всей игры следуют своей роли и реальной логике действий изображаемого лица. Четкая ролевая речь. Способны подчиняться правилам, но они не обязательны.  
6-7 лет Взаимодействие со сверстниками: совместно планируют и распределяют роли в игре. Могут оказать помощь, поддержку друзьям, проявляют сочувствие к ним. Во взаимодействии ориентируются на социальные нормы и правила. Старается дать как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику, зарождается активное слушание, могут расспрашивать собеседника, уточнять информацию. Выступает инициатором совместной деятельности со сверстниками, взаимодействие устойчиво, избирательно. Наблюдаются элементы соперничества, желание добиться признания сверстников. Взаимодействие с взрослым: во взаимоотношениях с взрослым ориентируется на нормы и правила, стремится к сотрудничеству. Отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми. Особенности поведения: формируются моральные ценности, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. Учится завоевывать признание, производя что-то полезное. Появляется самоконтроль в деятельности и поведении. Складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми. Ребенок осуществляет речевое планирование, побуждает взрослых и сверстников делать так, как он задумал. Игра: Игровые отношения всё больше соотносятся с образцом отношений людей («Маму надо слушаться»). В ходе игры может принимать другую роль (если не хватает играющих), затем возвратиться к своей. До начала игры планируют ее, распределяют роли. Игровые действия свертываются: иногда долго обсуждают, но не приступают к игре. К концу возраста игра порождает потребность в настоящей общественно значимой деятельности – это предпосылка для перехода к учению

Наши рекомендации