Сущность библиотечной профессии

Введение

В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.

Сегодня работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей деятельности. Сейчас библиотека должна выжить и доказать, что она необходима обществу. Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё. Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Конечно, он не строит дома, но своим ежедневным трудом библиотекарь прокладывает дороги в мир знаний и мудрости, в мир человеческих душ и сердец [14, с.16-21]. Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Библиотекарь совершенствуется всю жизнь. Он должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование.

Работа с учебно-практическими пособиями — первый шаг на пути профессионального образования. Они помогут вам не только познакомиться с особенностями библиотечного дела, но и окажут поддержку при организации деятельности вашей библиотеки.

В душе библиотекаря и в его деятельности органично соседствуют прошлое и настоящее. Она распространяет накопленное за годы, а то и за столетия, но вынужден постоянно держать руку на пульсе современной жизни, следить за быстро текущей действительностью, отвечать на ее требования. Последнее относится в какой-то мере к представителям всех профессий, обслуживающих сферу интеллектуальной и нравственной жизни, например, к людям, которые работают в школе, университете, других учебных заведениях. Но для того, чтобы они осознали сущность тех или иных общественных перемен, затем пересмотрели свои программы, написали новые учебники, разработали новые лекции, - для всего этого необходимо время. И граждане считают подобную затяжку правомерной, не подозревая, что названные процессы в значительной мере совершаются с помощью библиотеки, без чего все это заняло бы намного больше времени, а то бы и не состоялось.

«Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь – сам ученый. Но только он работает не над одной и при том своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим» – так говорил Д.С. Лихачев.

Сущность библиотечной профессии

1. Что значит быть библиотекарем сегодня.

В настоящее время библиотекарь освободился от выполнения идеологических задач и от общенациональных духовных идеалов, но появились и проблемы – обилие совершенно новых по содержанию источников информации, дорогих и зачастую недоступных библиотекам, сложности с комплектованием, материальные трудности.

Согласно терминологическому словарю "Библиотечное дело" (РГБ, 1997), библиотекарь - профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в библиотеке). Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре.

Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями [10, с.105-107]. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.

Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих "факторов удовлетворенности" формирует благоприятное отношение к работе.

Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.

Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технологизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.

Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлению WWW-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям [17, с. 640].

С другой стороны, на изменение библиотечной профессии влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социально незащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии.

В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.

Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора [3, с. 48]. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности и библиотечного работника.

Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу. Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать "менеджер библиотечных социокультурных программ", в ее рамках целесообразна специализация "менеджер выставочной деятельности".

Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической культуры, знания этикета, слежения за своим имиджем. Не случайно в некоторых учебных заведениях, в том числе Московском государственном университете культуры и искусств, вводятся специальные курсы, дающие эти знания и навыки [4, с. 296].

Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня характерны технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, возросший культурный уровень специалиста. Библиотечная деятельность усложняется, становится многогранной, оперирующей все большим числом объектов, связанной с широким кругом общественных явлений, зависимой от многочисленных факторов. Это определяет, с одной стороны, подготовку специалистов в области управления библиотекой (специализация "менеджер библиотечного дела" в МГУКИ уже существует) [15, с.96], с другой - необходимость экологического подхода к библиотеке и формирования экологической культуры библиотекаря (возможна в будущем потребность в специалистах по безопасности библиотеки, библиотечных экологах).

Очевидно, удовлетворение потребности библиотек в новых специалистах будет осуществляться, как это было всегда, и путем их подготовки в вузах культуры, и путем привлечения выпускников других учебных заведений. Но любой специалист современной библиотеки обязан владеть новыми информационными технологиями. Обратим в этой связи внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом, который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экранах его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна.

Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей [12, с.122-129]. Библиотекарь - не избранный, имеющий допуск к "святая святых" - к книге, а один из многих поставщиков и потребителей информации.

Информатизация – один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные программы библиотек требуют современных информационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекарь – информационный специалист, его профессия – одна из ряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди.

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям [17, с. 640].

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран [18, с. 44-47]. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Обсуждение вопроса о будущем библиотечной профессии сопровождается разнообразием мнений и имеет «нетипичную для такого рода дискурсов эмоциональную окраску». Психологическое состояние дискомфорта населения в ходе информатизации — проблема малоизученная специалистами. Психологический дискомфорт информационных специалистов — явление вдвойне сложное. С одной стороны, специалист готов к переменам. С другой стороны, он остается под влиянием ментального багажа уходящей эпохи. Кроме того, изменение информационной структуры общества влияет на судьбы конкретных людей, связано с привычкой чтения бумажных книг и уверенностью «в возможности получить любое издание», гарантированное всей историей существования библиотек (2, с. 18).

Для исследования современного состояния библиотечной профессии и определения вектора ее будущего развития, необходимо четко представлять позицию библиотек в структуре информационного общества (ИО), в «его культурном и образовательном пространстве». К числу мифов относится утверждение о том, что проблемы современного библиотекаря имеют национальные корни. Рассмотрение их с точки зрения макросоциологии указывает на иную причину — «информатизация как глобальный тренд затрагивает все социальные институты и системы», включая информационную структуру общества».

На основе современных дискурсов о библиотекаре XXI в. выявлено две модели будущего библиотечной профессии: «надвигающаяся профессиональная смертность» (первая модель) и «переход классической информационной профессии на новый виток спирали развития информационной деятельности» (вторая модель).

К важнейшим направлениям информатизации относят «совершенствование профессионального разнообразия информационной деятельности». Новые профессии способствуют устойчивому развитию информационной среды, в то время как устоявшиеся изменяются в соответствии с используемыми технологиями. Важно определить критерий устойчивости для изменяющегося профессионального разнообразия информационной деятельности. Это необходимо «для идентификации, классификации и социального позиционирования» представителей профессий новых и «классических», таких как, например, библиотекарь (2, с. 18—19).

«Информационная структура общества, частью которой является библиотека, выполняет важную культурообразующую функцию, выступая условием культурных и образовательных процессов». Все элементы структуры выполняют единую миссию — «развитие информационного пространства как основы удовлетворения информационных потребностей и обеспечения социальных коммуникаций». Но так как в современном пространстве информационной деятельности труд сильно атомизирован, то социальные связи, объединяющие данную социально-профессиональную группу, незначительны. Одна из причин слабой социально-профессиональной интеграции информационных работников видится в «низкой профессиональной идентичности». Это означает, что «многие информационные специалисты не видят своей “генетической” связи с библиотечной профессией, а представители библиотечной профессии не хотят идентифицировать себя как информационных специалистов».

Отмечается, что дискурсы (например, в социальных сетях) «о природе библиотечной профессии демонстрируют отождествление многими авторами ведомственной и социально-институциональной ее принадлежности». Указывается на «искусственное сдерживание конкретно-организационными рамками функционирования библиотеки как социального института» под влиянием как «недостаточной гибкости структуры государственного управления отраслью», так и «поведения профессиональной элиты». Подчеркивается, что сохранение этих барьеров и отрицание позиций библиотеки в информационной структуре будущего общества «катализирует социальные риски и для этого социального института, и для общества в целом» (2, с. 19).

При исследовании дисфункции библиотеки как социального института, в первую очередь, определяют факторы влияния не вне библиотеки, а внутри нее. Главный элемент развития библиотеки — библиотекарь (структурно-функциональный поход). Выявлено две профессиональные позиции библиотекарей. Первая из них — активно-деятельностная (готовность к изменению «мира», «начиная с изменения себя»). Вторая — адаптивная («”догоняющее” изменение себя» вслед за изменением окружающей среды). Результаты анализа позволяют сделать вывод: при взаимодействии библиотеки и читателя ее регулятивная социально-институциональная функция снижается в случае, «если библиотекарь следует массовому фактору, а не лидирует или не идет “в ногу с ним“» (2, с. 19— 20).

На начальном этапе информатизации социально-ролевые позиции библиотекаря давали ему шанс лидерства: стать во главе «многих процессов модернизации информационной структуры общества»[2]. К сожалению, библиотекарь вступил в противодействие информатизации, почувствовав угрозу «со стороны субституциональных конкурентов», хотя именно этот момент «требовал от библиотекаря максимума активных действий по управлению информатизацией».

Развитие библиотечной профессии рассматривается с точки зрения ее компетентностного содержания. Новые компетенции возникают с появлением информационно-технологических новаций. Сущность компетентностных проблем состоит в том, что ИКТ-компетентность библиотекарей «приходит в столкновение с информационной культурой специалиста, <…> с нежеланием выйти за рамки профессиональных габитусов и предлагаемых обстоятельств». В качестве первого примера, приводится идея (SaraWingateGrey) о «странствующих библиотекарях»5 (модернизированные книгоноши нового времени). То есть, автор предлагает библиотекарю строит профессиональную деятельность «по подобию уходящей эпохи». Другой пример касается активности библиотекарей в блогосфере, которая ограничивается общением с коллегами. Очень мало блогов, рассчитанных на интересы читателей. По данным исследования, проведенного кафедрой информатизации культуры МГУКИ, «эта ниша блогосферы не занята, но востребована читателями» (2, с. 20).

В настоящее время «библиотекарь пытается сохранить традиционный взгляд на библиотеку, аргументируя это важнейшей гуманитарной и культурной миссией сохранением культурного наследия». Но нельзя забывать о том, что библиотека это информационная система (М.Я. Дворкина), в функции которой входит не только роль общественной памяти (собирание и сохранение книг), но и организация доступа потребителя к культурным ценностям, что «невозможно без новых инструментов».

Не принимая изменений библиотечной философии и библиотечных технологий, противопоставляя себя существующей культурной среде, «библиотекарь трансформирует библиотеку в квазиинститут» (2,с. 21).

Отмечается, что взгляд на проблемы современной библиотечной профессии с позиции культурологии «позволяет выявить влияние еще одного тренда социокультурного развития — примитивизации». Он проявляется «в упрощении функции библиотеки, отказе от отдельных важных и актуальных социально-культурных задач, отсутствии системного взгляда на библиотеку и понимания ее структурно-функциональной специфики».

Предполагается, что в ближайшем будущем библиотечную профессию ожидают следующие изменения: «усиление информационного компонента; интеллектуализация и виртуализация; коррекция традиционных основ трудовой деятельности; формирование новых форм организации и институализации трудовой деятельности; отход от дисциплинирующей функции работы и формирование новой этики трудовых отношений; появление дистанционных технологий организации труда (удаленная работа); изменение представления об организации трудовой деятельности в сторону усиления технологий самоменеджмента, снижение доли дисциплинирующих механизмов и усиление приоритетов интеллектуального и креативного компонентов» (2,с. 21).

К прогнозируемым направлениям развития библиотеки относят «появление новой социальной роли библиотекаря как организатора и медиатора отношений читателя и автора», так как только библиотекарь является «гарантом авторского права, с одной стороны, и права человека на доступ к информации, гарантируемого ему законом». Подчеркивается, что «новые направления участия библиотеки в регулировании отношений “автор—читатель” обусловлены деятельностно-активистской парадигмой формирования информационных ресурсов, предполагающей полиакторность этого процесса, демократизацию и эгалитарность процессов публикации и социальной презентации информационных ресурсов». Таким образом, библиотека получает «новые рычаги влияния на общество посредством информационных трансферов с макроуровня до микроуровня и открывающейся возможности консервации новых типов информационных ресурсов, создаваемых массовым фактором»[2].

В арсенал средств используемых библиотекарем для воздействия на общество входят и социально-информационные технологии. Например, «нельзя отрицать возможности влияния посредством чтения на уровень демократического мировоззрения граждан, на реализацию гражданских свобод, что определяет характер политики и экономики, а также национальную безопасность и конкурентоспособность страны».

В настоящее время в зарубежном библиотековедении развивается новый подход к библиотеке — политологический. Его смысл состоит в активизации позиции библиотек и библиотекаря в политических процессах7. Идея усиления политической роли библиотеки отражена «в национальном библиотечном законодательстве стран Европы и наднациональных руководствах и директивах по регулированию библиотечной деятельности». Распространение названных тенденций на развитие общества в будущем «позволяет предположить формализацию обратной реакции на передачу идеи в формате самопубликации и формирование коллекции самопубликаций в фонде библиотеки (по типу привычной для нас системы депонирования рукописи)» (2, с. 21—22)

2. Профессиональная компетентность библиотекаря

В условиях коренных преобразований, связанных с усилением в общественном развитии роли информации, знаний и образования как условия обеспечения устойчивого развития и стабильности новой цивилизации, происходит осознание мировым сообществом необходимости специальной подготовки индивида к продуктивной жизнедеятельности в принципиально иной информационно-образовательной среде общества, которое принято назвать информационным, а сегодня со всей определенностью «переходным к обществу знаний» [17, с. 640]. Образование считает приоритетной целью формирование людей с новым типом мышления, творческих, самостоятельных в принятии решений.

Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особо подчеркивается, что «…развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…» [15, с.96].

В новом обществе формируется новый тип «опережающего образования» (образование в течение всей социально активной жизни индивида), успешность осуществления которого во многом определяется способностью индивида добывать информацию, извлекать из нее знания, создавая на этой основе новое знание, то есть, продуктивно использовать не только «готовое» знание, но и сырье. Таким образом, успешность реализации непрерывного образования во многом определяется уровнем информационной культуры индивида.

В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования, обеспечивающего повышение информационной культуры в обществе вообще и отдельного индивида в частности.

В процесс информационного образования должны быть включены образовательные учреждения различного уровня, система повышения квалификации специалистов, органы информации. Особое место среди социальных институтов, причастных к информационному образованию занимает библиотека, а ключевая роль отводится библиотекарям. Именно на них возлагается ответственность за повышение уровня информационной культуры личности. Реализация целостной концепции возможна при ориентации на технологический подход к процессу обучения основам информационной культуры различных категорий пользователей информации [12, с. 122-129].

Решение этой сложной социальной задачи требует не только кардинально новых подходов к деятельности библиотеки как социального института, отвечающего за формирование информационной культуры личности, но и к деятельности организаторов информационного обучения, то есть библиотекарей. В практике отечественных библиотек накоплен интересный опыт, сложились определенные традиции. Однако, несмотря на определенные усилия, которые предпринимают библиотекари, состояние информационной подготовки, уровень информационной культуры личности остается не соответствующим требованиям времени. В условиях перехода к обществу знаний становится необходимой целенаправленная, осознанная, результативная организация деятельности библиотеки, а это, в свою очередь, невозможно без специально подготовленных кадров. Только специальная подготовка, включающая освоение будущим специалистом соответствующей предметной области, характеризующей феномен информационной культуры личности, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп обучаемых, профессиональное знание широкого спектра современных форм и методов обучения, новых педагогических технологий может обеспечить результативность деятельности на уровне современных требований.

Важнейшей составляющей профессиональной компетентности библиотекаря в сфере формирования информационной культуры являются специальные знания: история развития проблемы подготовки пользователей информации, ее конкретная историческая обусловленность, зарубежный и отечественный опыт формирования информационной культуры, современные концепции формирования информационной культуры личности критерии уровня информационной культуры определенных групп обучаемых

Превращение библиотекаря в ключевую фигуру, от которой зависит реальное повышение уровня информационной культуры личности, предполагает формирование креативной личности будущего специалиста. Понятие «креативность» в переводе с латинского означает созидание. Креативной в различных словарях (философских, психологических, иностранных слов и т.д.) понимается созидающая, творческая личность, способная к продуцированию новых идей, располагающая возможностями, которые проявляются не только в мышлении, чувствах, общении, но и в отдельных видах деятельности, в процессе создания новых продуктов. Формирование творческой (креативной) личности специалиста в сфере информационной культуры осуществляется в процессе обучения.

В процессе подготовки специалистов осуществляется глубокое изучение, обобщение библиотечной практики и передового библиотечного опыта, его теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности библиотеки в деле подготовки грамотных пользователей информации. Библиотекари не только принимают активное участие в значительном количестве мероприятий, затрагивающих актуальные вопросы формирования информационной культуры личности, но и успешно демонстрируют собственные творческие наработки, занимая призовые места в различных конкурсах.

Сегодня мы уже можем утверждать, что определенные изменения произошли в системе повышения квалификации библиотекарей-практиков. Формирование их компетентности в информационном обществе осуществляется на той же концептуальной основе, что и обучение студентов университета культуры и искусств. Регулярно проводятся специализированные курсы и семинары для библиотекарей школьных, детских и муниципальных библиотек для взрослых [2, с.8-14]. Опыт организации обучения практиков убеждает:

- первый этап обучения должен быть связан с получением теоретических знаний: предоставление о новой информационной подготовки современного пользователя информации и концепции формирования информационного общества, ее структурных элементах и критериях оценки;

- второй этап должен быть ориентирован на освоение психолого-педагогических знаний, традиционных и инновационных педагогических технологий. На этом этапе формируются необходимые для подготовки занятий умения: выбор рациональных методов обучения, подбор дидактических материалов и средств контроля и диагностики знаний и т.д.

- третий – заключительный – этап логично провести в форме публичной защиты творческой работы (текста урока), сопровождаемой подготовленной его автором видео-презентацией. Оценка слушателями каждой работы осуществляется на основе следующих критериев: информативность, компетентность, логичность, доказательность, культура речи.

В результате такого обучения слушатели получают не только теоретические знания, но и осваивают технологию подготовки и проведение библиотечных занятий.

Использование в процессе обучения различных форм (лекция- диалог, проблемная лекция, семинар–дискуссия, практикум–семинар, консультации, круглый стол, публичная защита выполненной работы) способствует не только продуктивному освоению теоретических знаний, формированию умений, но и проявлению творческих возможностей слушателей, повышению их компетентности в сфере формирования информационного общества.

Заключение

Сейчас наступил критический момент, когда необходимо по-новому взглянуть на библиотеки, определить функции, задачи, приоритет, в том числе приоритет в обслуживании читателей, а самое главное – постоянно доказывать обществу и налогоплательщикам важность для них библиотек, потенциал которых до сего дня использован далеко не полностью. Нужна новая философия, новое мышление в области библиотечного дела. Необходимо такое информационное общество, в котором и читателям, и библиотекарям будет обеспечено право получать любую информацию в любой точке России и в других странах. Библиотека должна непрерывно улучшать имидж профессии, повышать вопрос о совершенствовании всей системы непрерывного образования: профориентационной работы, среднего и высшего специального образования, повышения квалификации библиотечных работников.

Вопрос о роли библиотекаря в обществе будущего, в условиях тотальной информатизации – очень острый для библиотечной профессии. Следует признать, что, как показывает история, те или иные учреждения духовной сферы и соответствующие профессии сохранялись при исторических поворотах и сменах цивилизаций не только тогда, когда общество хоть как-то о них заботилось, но и тогда, когда ему было совершенно не до них. Условием выживания подобных учреждений была их собственная устойчивость, способность воскресать и снова функционировать, врастать в общество. Можно предположить, что отечественным библиотекарям станет уже труднее и даже не потому, что всему обществу будет плохо, а по многим другим причинам. Например, из-за появления мощных конкурентов библиотек в сфере, в которой они вросли корнями, - духовной, проникновение в самое библиотечное дело тех элементов, что первоначально казались чужеродными и не особенно воспринимались библиотекарями: электроники, компьютеров и т.п. Теперь они восприняты, но способны установить свои правила шире.

Говоря о библиотекаре 21 в., нужно, прежде всего выяснить одну из основных предпосылок: сохраниться ли сама библиотека в виде, близком к своему классическому облику. Как предсказывают многие, этот социальный институт может в дальнейшем превратиться в нечто совершенно другое, чем ныне; вся имеющаяся в нем информация будет заложена в банки данных, в компьютерную память, а вместо книжных полок, будет существовать некий микромир, который окончательно погубит память и «читатель» и «библиотека».

Одним словом, сегодня налицо ускоренные темпы технического и материального совершенствования библиотек, стремление достичь невиданного раньше комфорта, красоты и обеспечить читателя всем, даже возможностями для нервной разрядки. И в тоже время существует множество библиотек, созданных без каких либо претензий. Они почти такие же, как в прошлые века, только книги, в нем сохраненные, изданные не столь давно и систематизированы не так, как, например, папирусы в Египте в эпоху среднего царства или рукописные фолианты в Италии на заре Возрождения в 14 в. Ясно, что, наряду с той линией развития библиотек и соответственно библиотечной профессии, когда современная техника преобразует самые основы этих учреждений., длительное время еще будет существовать знакомая нам стереотипная библиотека, хотя и с немалым количеством технических устройств. Ее основу будут составлять книги.

Список литературы

1.Болотов, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. -С.8-14.

2 Библиотека в эпоху перемен.Дайджест. ─ 2015. ─Вып. 2. ─ [Электронный ресурс]. ─ Режим доступа :URL: http://infoculture.rsl.ru/?news-bep

3.Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н.И Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.

4.Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции / М.Я. Дворкина. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2000. – 48 с.

5.Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / М.Я. Дворкина. – М.: Профиздат, 2000. – 112 с.

6.Земсков, А.И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг; [под ред. Л.А. Казаченковой]. – М.: ФАИР, 2007. – 527, [1] с.: ил.

7.Кузьмин, Е.И. Мы готовы ответить на вызов времени //Библиотека. – 1994. - № 9. – С. 8 – 11

8.Кузьмин, Е.И. Библиотечный философ //Персона. – 2000. - № 6. – С. 60 – 64

9.Кабачек, О.Л. Размышления об этике. (Профессия библиотекаря). // Библиотека. – 1995. - № 12. – С. 32 – 35

10.Лигун, Т. Вузы меняются и библиотеки меняются вместе с ними // Библиотечное дело. – 2003. - № 10. – С. 8 – 10

11.Справочник библиографа: справочное издание / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – 551 с.

12.Стародубова, Г.А. Повышение квалификации школьных библиотекарей как фактор совершенствования деятельности по формированию информационной культуры личности / Г.А.Стародубова, Т.Б. Усачева, сост. Е.М. Зуева // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: материалы из опыта работы / Рос. Акад. Образования. ГНУ ГНПБ им. К.Д.Ушинского. – 2006. – №5. – С.16-21.

13.Филиппов, В.М. Модернизация росийского образования / В.М.Филиппов. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.

14.Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / сост. Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.

15.Формирование информационного общества в XXI веке / сост. Е. И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб., 2006. – 640 с.

16.Хайцева, Л.Б. Управление трудовыми ресурсами //Мир библиотек сегодня. – Вып. 4. – М.1996. – С. 50 – 53\

17.Чачко, А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: научно- метод. пособие / А.С. Чачко. – М.: Либерия, 2004. – 172 с.

18.Государственная публичная научно- техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий ГПНТБ. – Электрон. дан. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1998. – Режим доступа: http: // www. spsl.nsc. – Загл. с экрана.

19.Саморегулирование: Пособие для предпринимателей. [Электронный ресурс] / Ин-т нац. проекта «Обществ. договор». – Электрон. дан. – М., 2002. –– Режим доступа: inp/ main.html?code=46. – Загл. с экрана.

Наши рекомендации