Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности

Упражнение 1. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).

Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла».

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.

Упражнение 3. Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

• У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

• Как плачет зайка?

• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».

Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).

Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.

Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).

Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.

Вопросы:

• Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)

• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)

• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)

Упражнение 6. Игра «Положим спать» (проводится с игрушками):

• На звук «а» укладываем спать куклу:

Кукла-куколка, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:

«А-а, а-а, а-а».

• На звук «у» укладываем бычка:

На кроватке спит бычок,

Он улегся на бочок:

У-у, у-у, у-у».

• На звук «и» укладываем мышку:

Захотела мышка спать

И полезла под кровать:

«И-и, и-и, и-и».

Упражнение 7. Различение звуков «му» и мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).

• Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка, корова ?

• (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);

• Кто кричит: «Му» («Мяу») ?

• Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).

• Видишь корову (кошку)?

(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).

• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)

• Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).

(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).

Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

Му-му!

Молока кому?

Мяу-мяу! - кто пищит?

У меня живот болит.

Упражнение 8. Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».

Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.

• Спрячь поезд (молоток, часы)

• Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)

• Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).

• На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?

• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?

• Что тикает? Как?

Включать звукоподражания в стихотворные тексты:

Вот поезд наш едет, колеса стучат:

Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

А в поезде этом ребята сидят.

Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

Строим, строим новый дом,

Тук-тук молотком.

Наши часики стучат:

Тик-так, тик-так.

Отработанные звукоподражания включают в стихотворные тексты.

Считать кукушка научилась.

На том ученье прекратилось.

Ку-ку, ку-ку.

Куры крыльями махали:

Ко-ко, ко-ко!

Куры ключами стучали:

Ко-ко, ко-ко!

Гуси, гуси, га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Прилетели гули, гули-голубочки:

Гуля-гуля-гуля.

На головку сели моей дочке:

Гуля-гуля-гуля.

Гоп-гоп! Конь живой

И с хвостом и с гривой...

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Гоп-гоп-гоп!

Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.

А я дудочку нашла,

И Ванюше отдала:

Ду-ду-ду-ду!

Маленькие мышки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Пищат: «пи-пи-пи!»

Пистолет пугает мух.

Говорит он громко: «ПУХ!»

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда пустился вскачь?

Оп-оп-оп-оп!

Миша, Мишенька, бай-бай!

Спи скорее, засыпай!

Мальчик плачет и кричит:

«Ручка у меня болит!»

Бо-бо-бо-бо!

«Би-би-би, - гудит машина, -

Не поеду без бензина!»

С барабаном мы идем,

Громко песенку поем!

Бом-бом, бом-бом!

Говорит собака: «АМ!

Кошке мясо не отдам:

«Ам-ам-ам!»

Наш малыш кричит с утра:

«УА-УА-УА-УА!»

Заблудились мы в лесу,

Закричали все:

«АУ-АУ!»

Сводная таблица звукоподражаний

Звук Звукоподражания голосам животных Звукоподражания бытовым, транспортным и музыкальным шумам Эмоциональные восклицания Слова
М МУ - корова   АМ - ребенок ест Мама, Маша, мой, Мила, мыло
П ПИ - цыплята, мышка, птичка ПУХ- ружье, хлопушка   ОП, ПРЫГ- мячик прыгает Папа, Поля, Паша, пила
Б БЕ - овечка БОМ - барабан БИ-БИ - гудит машина БУЛЬ - чайник БАЙ - пора спать БО-БО - у ребенка болит ушко, ручка БУХ - упал Баба
Д   ДУ-ДУ - дудочка ДИНЬ - колокольчик, лодка в стакане ДА - выражение согласия Дай, деда, домик (дом)
Т   ТУ - поезд, пароход ТУК - молоток ТЮК - топор ТИК-ТАК - часы ТОП - малыш топает Тата, Толя, Тома, тетя
Н НО - лошадка   НА Ната
К КУ - кукушка КО - курочка КАР - ворона КРЯ - уточка     Катя, Котя, киса (котик), Коля

Продолжение таблицы

Наши рекомендации