Теория и методика воспитания

52 часа (26 ауд. + 26 внеауд.)

Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:

ОК — 1. ОК — 3. ОК — 6. ОК — 16. ОПК — 2. ОПК — 4. ПК — 2. ПК — 3 . ПК — 5. ПК — 7. ПК — 8.

Знать:

· содержание государственного заказа («Наша новая школа») в сфере направлений воспитания;

· сущность современных подходов к технологизации и гуманизации воспитательного процесса;

· концептуальные основы, сущность и классификации современных форм и методов воспитания;

· структуру, этапы, законы развития коллектива как субъекта воспитания;

· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

· способы психологического и педагогического изучения учащихся.

Уметь:

· разработать содержание воспитательной деятельности в соответствие с социальным заказом;

· отобрать соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям формы и методы воспитания;

· оценить этап развития коллектива воспитанников и выстроить траекторию его развития;

· использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

· осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

· определить сущностные признаки и продуктивность различных технологий воспитания;

· создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную воспитательную среду.

Владеть:

· современными технологиями педагогического сопровождения воспитанника с опорой на движущие силы воспитательного процесса;

· основами реализации различных воспитательных технологий;

· основами реализации операционно-деятельностного компонента воспитательного процесса;

· технологиями сопровождения роста коллектива как субъекта воспитания.

· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

· основами отбора, реализации и оценки эффективности технологий организации воспитательной деятельности.

Виды деятельности:

· моделирование воспитательного процесса на разных возрастных этапа;

· проектирование различных форм воспитания;

· подготовить сообщения по новым направлениям воспитания;

· разработка проектов воспитательной деятельности;

· аннотирование статей (библиографический поиск).

Продукты деятельности:

· модель воспитательного процесса (письменно или электронный вариант);

· проекты различных форм воспитания;

· дайджест современных программ воспитания;

· проект: «Функционал классного руководителя»;

· презентация «Воспитательная система школы.», «Классификация методов воспитания.», «Методический арсенал классного руководителя.»;

· терминологический словарь, кластер;

· терминологический кроссворд «Коллектив как объект и субъект воспитания», «Воспитательные системы и технологии».

Тематика лекционного курса (10часов).

Тема I. Сущность, движущие силы и базовые теории воспитания (2 часа).

История вопроса. Современная трактовка категорий воспитания: его сущность, функции и место в педагогическом процессе. Структура воспитания. Его диалектичность, специфика взаимодействия «педагог – воспитанник». Характеристики ведущих закономерностей и принципов воспитания. Сущность понятия «личность», структура и характеристики личности (жизненный план, направленность, самоактуализация, мотивы и др.); значение внешних и внутренних противоречий как движущей силы развития личности; характер закономерностей её развития; сущность и значение наследственности в развитии личности, влияние среды на становление личности, взаимосвязь развития и воспитания, значение деятельности как фактора развития личности.

Наши рекомендации