Е.В. Самохина, М.В. Демьянова

Общеобразовательный лицей тюменского государственного

Нефтегазового университета

ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Общественное питание является важным структурным элементом социальной инфраструктуры. Роль общественного питания достаточно значима и направлена на выполнение главной функции социальной инфраструктуры - создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

Тюменский рынок общественного питания представлен достаточно широко и состоит из многочисленного количества кафе, баров, ресторанов, кофеин и пабов. В структуре предприятий общепита в городе самая большая доля, более 40%, приходится на кафе, около 20% рынка занимают рестораны, как традиционной русской, так и различных мировых кухонь, около 20% приходится на бары и кофейни. Подробнее остановимся на выявлении ресторанов-предпринимателей на тюменском рынке общественного питания.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Выделяют пять отличий предпринимательства от других видов деятельности граждан и юридических лиц. Эти характерные отличия являются признаками. Но признать деятельность предпринимательством можно только в том случае, если в ней присутствуют все пять признаков без исключения.

К признакам предпринимательской деятельности относятся:

1. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности.

2. Предприниматель действует на свой риск.

3. Предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

4. Предпринимателями могут быть лица (физические лица и юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке.

5. Инновационная деятельность как внедрение новых технологий и элементов в бизнес-процессы

Бизнес - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела посредством оказания услуг питания населению.

К признакам ресторанного бизнеса относятся:

1. Ориентация на получение прибыли;

2. Обоснованный риск;

3. Предпринимательская инициатива.

4. Ответственность;

5. Экономическая самостоятельность.

Таким образом, заметна схожесть в определениях понятий и признаках предпринимательства и бизнеса, но отличительной чертой различия является признак инновационной деятельности в предпринимательстве.

Проведено исследование по наличию инновационных признаков в 10 ресторанах г. Тюмени. Критериями инноваций являются:

1. Наружный и внутренний дизайн помещения (оформление входной группы, интерьер помещения);

2. Технология обслуживания (обслуживание, форма официантов, меню, разновидность блюд);

3. Корпоративная культура (развлекательная программа посетителей, музыка);

4. Специальные предложения (скидки, дисконтные карты, бизнес-ланч, подарочные сертификаты, доставка).

Коэффициент значимости - это коэффициент важности критерия, в какой мере этот критерий важен и заметен при посещении ресторана, настолько он больше ценится, чем остальные, считая от 0 до 1.

Оценивание проявления критерий в ресторанах считалось от 1 до 5. На основе этих данных можно составить таблицу субъективной оценки.

Критерий К.зн. Мао Тсу ру Чум Casa Mia Посей дон Чар ка Дяги лев Калин ка Потас куй Тебриз
Наружный и внутренний дизайн 0,25
Технология обслуживания 0,5
Корпоративная культура 0,15
Специальные предложения 0,1
ИТОГО:

На второй таблице можно увидеть суммарную взвешенную оценку ресторана. Коэффициент значимости соответствующего критерия умножался на оценку данного критерия отдельного ресторана. Итоговые числа складывались по всем четырем критериям, и выводилась общая оценка инновационной деятельности ресторана. Например, ресторан китайской и паназиатской кухни «Мао», коэффициент значимости критерия – наружный и внутренний дизайн равен 0,25. Объективная оценка этого критерия ресторана равна 3. Взвешенная оценка равна произведению коэффициента значимости на оценку 0,25*3=0,75. Сумма четырех взвешенных оценок одного ресторана является общей оценке ресторана.

Таким образом, четыре из десяти, участвовавших в исследовании ресторанов набирают наивысшую оценку от 4,5 до 5, это ресторан-музей «Чум», рыбный ресторан «Посейдон», ресторан русской кухни «Чарка» и итальянский семейный ресторан «Casa Mia». Наглядное сравнение можно увидеть на диаграмме.

Критерий К.зн. Мао Тсу ру Чум Casa Mia Посей дон Чар ка Дяги лев Калин ка Потас куй Тебриз
Наружный и внутренний дизайн 0,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,3
Технология обслуживания 0,5 1,5 2,5 2,5 2,5 2,5
Корпоративная культура 0,15 0,75 0,3 0,75 0,6 0,75 0,75 0,1 0,5 0,6 0,3
Специальные предложения 0,1 0,3 0,3 0,5 0,4 0,5 0,4 0,2 0,5 0,3 0,1
ИТОГО: 4,05 4,1 4,75 4,9 3,3 4,15 3,7

Исследование показало, что на тюменском рынке общественного питания представлены не только бизнес-рестораны, со стандартной моделей ведения деятельности, но и рестораны-предприниматели, вносящие что-то новое, заметное, привлекательное в свой ресторан. Что очень хорошо для посетителей, потому что одну и ту же потребность человека каждый ресторан сможет удовлетворить по своему.

Наши рекомендации