Рисованиекрасками по замыслу

Дидактическая задача. Выявить, в какой мере пред­шествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов.

Материал. Краски восьми цветов (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная, белая), разноцветные листы бумаги, кисти, розетки.

Руководство. Детям показывают краски восьми цветов. Указывая на каждую краску, воспитатель спрашивает, что бывает такого цвета, что можно нарисовать такой краской. Поочередно приглашает малышей к своему столу и спрашивает, что они хотят нарисовать той или иной краской. Если ребенок затрудняется в ответе, не может заранее спланировать свои действия или выразить словами задуманное, то ему предлагается любая понравившаяся краска. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку подобрать бумагу соответствующего цвета. Так, если ребенок хочет рисовать огурцы и берет для этого зеленый

лист бумаги, то воспитатель может предложить малышу серый или белый лист бумаги.

Детей лучше рассаживать по одному, чтобы они не подражали Друг Другу и чтобы воспитатель выяснил, как ребята усвоили знания, полученные на предыдущих занятиях. В ходе выполнении задания педагог спрашивает каждого ребенка, что ом рисует, больше внимания уделяй тем, кто вначале затруднялся в выборе темы. При этом следует помнить, что далеко не все дети могут заранее сказать, что они будут рисовать. Некоторые из них осмысли­вают тему только в процессе работы, другие — лишь после ее окончания. Поэтому, если ребенок не может ответить педагогу, этот же вопрос задается ему еще раз по окончании работы,

Для развития творчества важно создавать детям условия для самостоятельного рисования в свободное время.

Игра-занятне^ продолжается 10—12 минут, проводится один раз.

Рисованиекрасками на тему «Огоньки ночью»

Дидактическая задача. Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных). Обучать технике нанесения мазка способом прим а кивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Материал. Лист черной бумаги размером 21 X 30 см (альбом­ный). Для каждого ребенка приготовляется краска в розетках — гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя. Кисточка беличья или колонковая Ne 8—12.

Руководство. Воспитатель напоминает детям о том, что вечером в окнах домов зажигаются огни. Затем показывает лист черной бумаги и наносит два мазка синей краской. Объясняет детям, что такого цвета огоньки ночью видны плохо. Далее взрослый наносит два зеленых мазка и спрашивает детей, хорошо ли видны огоньки такого цвета. Объясняет, что такого (зеленого) цвета огоньки тоже плохо видны ночью. Наносит два мазка красной краской и снова задает детям аналогичный шпрос. Воспитанники отмечают, что такие огоньки видны лучше. Наконец, взрослый наносит два мазка желтой краской, и все вместе приходят к выводу, чти такого цвета (желтого) огоньки видны лучше всего.

Затем каждый ребенок получает розетки с краской четырех цветов, и ему предлагают показать, какой краской он будет ptfco-вать огоньки. На выбор краски нужного цвета существенно влияет способ подачи материала: розетки с красками лучше разместить таким образом, чтобы необходимая краска не была бы крайней нижней справа.

После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспита­тель дает каждому кисть (вначале сухую) и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе бумаги, акцентируя внимание на моменте прикладывания и отрыва кисти от бумаги. Затем

воспитатель дает малышу лист бумаги н предлагает самостоятельно нарисовать огоньки (цв. табл. 11). Взрослый следит, чтобы ребенок наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нарисует достаточное количество огоньков, воспитатель сразу забирает его работу к кисть, объяснив малышу, что, когда краска высохнет, они асе вместе посмотрят рисунки.

После выполнения задании дети охотно остаются на своих местах, продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товари­щей.

Игра-занятие длится 6—8 минут, проводится один раз.

Рисованиекрасками на тему «Листочки деревьев»

Дидактическая задача. Продолжать обучать детей самостоятельно выбирать цвет из четырех предложенных. Совер­шенствовать умение наносить мазки путем примакивания.

Материал. Листы белой бумаги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти, розетки для красок.

Ру ко водство1. Воспитатель показывает детям веточку с зеле­ными распустившимися листочками, обращает внимание на разные цвета красок на столе и предлагает найти и показать, какой крас­кой можно нарисовать листочки, где краска такого же цвета, как листья5. Далее ставит перед каждым ребенком розетки с красками четырех цветов и предлагает найти заданный цвет, рассмотреть краски, показать, какой из них ребенок будет рисовать листочки. После этого поочередно подходит к малышам, дает каждому кисть и предлагает сделать вначале несколько мазков сухой кистью на бумаге воспитателя.

После предварительного упражнения в сухом примакивании дети по очереди рисуют листочки краской на своих листах бумаги. Воспитатель при необходимости напоминает, что рисовать надо по всей поверхности листа, не накладывая мазки один на другой. По окончании работы взрослый собирает рисунки для просушивания.

Рисунки рассматривают после того, как все работы высохнут, а дети вернутся с прогулки.

Занятие проводится один раз, продолжительность 8—10 минут.

Рисование красками на тему «Апельсин»

Дидактическая задача. Подводить детей к самостоя­тельному выбору цвета для передачи особенностей хорошо знакомого предмета. Учить выбирать краску нужного цвета из трех близких цветов (красный, оранжевый, желтый), рисовать круг одним быстрым движением слева направо, закрашивая его внутри преимуществен­но круговыми движениями.

Материал. Листы голубой бумаги, краски (оранжевая, крас­ная, желтая), кисти, розетки дли красок.

Руководство. Воспитатель показывает детям апельсин, поясняет, что он круглый, обводит его круговым движением руки слева направо и предлагает сделать это движение каждому ребенку, Жест должен быть энергичным, а линия замкнутой.

Далее одним быстрым движением рисует на листе бумаги, за­крепленном на мольберте, замкнутый круг и закрашивает его круго­выми движениями (цв, табл. 11). Нарисовав апельсин, воспитатель сравнивает его с образцом но цвету, форме. Затем предлагает ре­бенку найти краску, которой он будет рисовать апельсин. Воспитатель дает сухую кисть, обхватывает руку ребенка, в которой он держит кисть, и обводит замкнутый круг один или два раза. Только после предварительного обучения можно разрешить ребенку окунуть кисть в краску и нарисовать апельсин. Когда первый ребенок за­красит круг, воспитатель забирает работу для просушки, наблюда­ет за действиями второго ребенка и начинает обучать третьего, затем четвертого и т. д.

Рассматривая вместе с детьми выполненные работы, педагог подчеркивает, что цвет настоящего апельсина и нарисованного одинаковый и что все дети нарисовали много апельсинов.

Игра-занятие проводится один раз, продолжительность 8—10 минут.

Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на пугу»

Дидактическая задача. Продолжать вырабатывать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Учить выбирать краски двух заданных цветов из четырех предложенных. Закреплять умение рисовать мазками.

Материал- Листы зеленой бумаги, краска (красная, желтая, синяя, черная), кисти (по две на каждого ребенка).

Руководство1. Перед каждым ребенком воспитатель разме­шает по четыре розетки с красками, предлагает рассмотреть их, вспомнить и показать, какого цвета были на лугу одуванчики, затем найти и показать краску такого цвета, как жук. Педагог предла­гает каждому ребенку нарисовать на одном общем листе бумаги по два-три одуванчика, а сам затем изображает черным пятном жука (цв. табл. 11).

После общего объяснения и показа взрослый подходит к каж­дому ребенку, раздает по листу бумаги для самостоятельной рабо­ты, еще раз предлагает показать краски, которыми нужно рисовать одуванчики, и дает ему кисть. Когда ребенок нарисует достаточное количество одуванчиков, ему дают чистую кисть для рисования жука.

Поинтересовавшись, какой краской ребенок будет рисовать жука, взрослый уточняет, что жука надо нарисовать между одуван­чиками, а не на них, иначе краски сольются. По мере того как дети заканчивают рисовать, воспитатель собирает кисти и работы.

Игра-занятие проводится один раз, может длиться 8—10 минут.

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке отобраны десять элементов зеленой, десять красной, пять белой, пять желтой, пять синей мозаики.

Руководство. Воспитатель показывает детям мозаику, поясняет, что елочки бывают такого (зеленого) цвета, и размещает у себя на панели елочку—элемент зеленого цвета. Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого (красного) цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель читает: «Елочки нарядные стали все в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок» (цв. табл. 10).

Затем каждый ребенок выкладывает елочку, грибочек, елочку, грибочек на панели воспитателя. После этого воспитанникам раздают коробки с мозаикой для самостоятельной работы.

Игра-занятие длится 10—12 минут, может проводиться один-два

раза.

Примечание. Дифференцированное руководство осуществля­ется различными методами в зависимости от качества выполнения детьми задания. При единичных ошибках достаточно спросить ребенка: «У тебя все правильно? Посмотри внимательно!» Некоторые дети могут правильно разместить две-три пары элементов, затем начинают ошибаться. «У тебя все правильвю? Почему два грибка вместе?»— спрашивает воспитатель, помогая нсправить ошибки.

Другим детям воспитатель в виде поэлементного диктанта по­могает выполнить задание: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек».

Выкладывание измозаики натему «Гуси с гусятами»

Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных-

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элемен­тов (рис. 22). В каждой коробке десять элементов желтой, десять белой, пять красной, пять синей, пять зеленой мозаики.

Руководство. Показывая детям элементы синей мозаики, воспитатель поясняет, что такого цвета бывает речка. Затем отби­рает все элементы синего цвета, размещает их в левой части па-

Рисованиекрасками по замыслу - student2.ru

нели сверху вниз. Показывает один элемент белой мозаики — гусь и один элемент желтой мозаики — гусенок, помещает друг за дру­гом и говорит детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого предлагает детям найти по одному элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их друг за другом на панели.

Когда элементы будут размещены, воспитатель читает детям четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси».

Белые гуси на речку идут, Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Затем каждый ребенок получает комплект мозаики и выполня­ет задание самостоятельно.

Задание считается успешно выполненным, если ребенок чере­дует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной по­мощью взрослого. В том случае, если ребенку требуется поэле­ментный диктант, с ним проводится индивидуальная работа в сво­бодное время.

Занятие проводится один раз, продолжительность 10—12 минут.

Примечание. В самостоятельной деятельности под контролем воспитателя дети могут пользоваться мозаикой восьми цветовых тонов.

Наши рекомендации