Игровые упражнения с мячом 5 страница
3. Прыжки на двух ногах через короткие шнуры (без паузы).
Упражнение в равновесии выполняется двумя колоннами: ходьба
приставными шагами, два шага, на третий перешагивание через набивной мяч, руки на поясе или свободно балансируют. Страховка воспитателем обязательна (для этого скамейки ставят рядом).
При выполнении упражнений с мячом дети строятся в две шеренги; расстояние между шеренгами 3 м. В руках у детей одной шеренги по мячу (малый или средний диаметр). По сигналу воспитателя первая группа бросает мяч в середину между шеренгами одной рукой, а вторая группа ловит мячи после отскока от пола двумя руками.
Прыжки на двух ногах выполняются двумя колоннами. Задание: перепрыгивать через шнуры (6—8 шт.; расстояние между шнурами 50 см), на двух ногах с энергичным отталкиванием от пола, используя взмах рук, без паузы. Повторить 2 раза.
Подвижная игра «Ключи». Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке (или выложенные из коротких шнуров) на расстоянии не менее 2 м один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к... (называет одного из детей), постучи!» В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго не может занять кружок, он кричит: «Нашел ключи!» Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим.
III часть.Ходьба в колонне по одному.
Занятие 26*
Основные движения
1. Равновесие — ходьба по рейке гимнастической скамейки, при
ставляя пятку одной ноги к носку другой, руки за голову (2—3 раза).
2. Прыжки между предметами (кубики, мячи, кегли) на правой, за
тем левой ноге (по одной стороне зала на правой, по другой стороне —
на левой) (2 раза).
3. Играющие образуют круги по 4—5 человек. У одного из стоящих в
кругу мяч (большой диаметр). По сигналу воспитателя водящий пере
дает мяч вправо, следующему игроку, тот передает мяч дальше по кругу.
Как только мяч снова окажется у водящего, тот передает мяч влево по
кругу, а получив вновь мяч, поднимает его высоко над головой. Воспи
татель объявляет команду-победителя.
Занятие 27**
Задачи.Упражнять летей в ходьбе и беге с выполнением заданий по сигналу воспитателя; повторить игровое задание с клюшкой и шайбой, игровое задание с прыжками.
I часть.«Быстро по местам». По кругу ставят санки (на один меньше количества играющих). Дети выполняют ходьбу между санками «змейкой», затем бег в умеренном темпе, а на сигнал «По местам!» быстро са-
дятся на любые санки. Кто не успел сесть, тот проиграл. Игровое задание повторяется.
II часть. Игровые упражнения
«Точная подача». Дети распределяются на пары; у каждого ребенка по клюшке и одна шайба на пару. Один игрок становится на расстоянии 1,5 мот ворот, а другой — в 2 мот первого. Задача второго игрока — бросить шайбу первому, а тот должен отбить ее в ворота. Через некоторое время дети меняются местами.
«Попрыгунчики». Санки ставят по кругу, боком к ним стоят играющие. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах примерно треть круга, затем остановка и продолжение прыжков на двух ногах по кругу. Поворот кругом и повторение задания.
III часть.Подвижная игра «Два Мороза».
Занятие 28
Задачи.Упражнять в ходьбе и беге с выполнением упражнений для рук; разучить прыжки с подскоком (чередование подскоков с ноги на ногу); упражнять в переброске мяча; повторить лазанье в обруч (или под дугу).
I часть.Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя
ходьба на носках, руки на пояс; переход на обычную ходьбу, затем
ходьба с хлопками на каждый шаг перед собой и за спиной. Ходьба и
бег врассыпную.
II часть. Общеразвивающие упражнения с палкой
1. И. п. — основная стойка, палка на грудь, хватом сверху. 1— палка
вверх; 2 — палка за голову, на плечи; 3 — палка вверх; 4 — исходное по
ложение (6 раз).
2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, палка внизу. 1 —- палка вверх;
2 — наклон вправо (влево); 3 — выпрямиться, палка вверх; 4 — исход
ное положение (6—8 раз).
3. И. п. — основная стойка, палка вниз. 1 — присесть, палка вперед;
2 — исходное положение (6 раз).
4. И. п. — сидя, ноги врозь, палка на коленях. 1 — палка вверх; 2 —
наклон вперед, коснуться пола; 3 — выпрямиться, палка вверх; 4 — ис
ходное положение (6 раз).
5. И. п. —лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой. 1—2 —
прогнуться, палка вверх-вперед; 3-4 — исходное положение (6 раз).
6. И. п. — основная стойка, палка на полу. Прыжки вокруг палки в
обе стороны (2-3 раза).
Основные виды движений
1, Прыжки — подскоки на правой и левой ноге попеременно, продвигаясь вперед.
2. Переброска мячей друг другу, стоя в шеренгах, двумя руками от
груди (баскетбольный вариант).
3. Лазанье пол дугу (шнур) прямо и боком.
Упражнения в прыжках проводятся двумя колоннами, с соблюдением дистанции между детьми. Задание: выполнить два прыжка на одной ноге, два — на другой, и так попеременно то на правой, то на левой ноге — прыжки с подскоком. От исходной черты дети по очереди выполняют упражнение до линии финиша (дистанция 8-10 метров). Линию финиша перепрыгнуть на двух ногах и пройти с внешней стороны в конец своей колонны. Повторить 2—3 раза.
Дети строятся вдве шеренги; расстояние между шеренгами 3 м; исходная линия для каждой шеренги обозначается шнуром. При переброске мяча (баскетбольный вариант) описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз, затем на грудь и, разгибая руки вперед от себя, послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Ловить мяч кистями рук, образуя пальцами как бы половину шара, в который мяч и должен попасть. В момент ловли мяча стараться не прижимать его к груди.
При бросках и ловле мяча важно занять правильное исходное положение — ноги слегка расставлены на ширине плеч, одна нога выставлена на полшага вперед, руки согнуты в локтях (по 8—10 бросков).
Лазанье под шнур прямо и боком в группировке, стараясь не задевать за край шнура (шнур на высоте 50 см от пола) (подряд 3-4 раза), затем выпрямиться и хлопнуть в ладоши над головой. Выполняется шеренгами.
Подвижная игра «Не оставайся на земле».
III часть.Ходьба в колонне по одному.
Занятие 29*
Основные виды движений
1. Прыжки на двух ногах между предметами, затем на правой и левой
ноге, используя энергичный взмах рук (2 раза).
2. Ползание на ладонях и коленях между предметами (кубики, на
бивные мячи — 5—6 шт.) (2 раза).
3. Переброска мяча друг другу в парах (баскетбольный вариант). Де
ти свободно располагаются по всему залу и выполняют упражнение.
Занятие 30**
Задачи.Упражнять детей в ходьбе с выполнением заданий; повторить игровые упражнения на санках, с клюшкой и шайбой.
I часть.Игра «Фигуры». Ходьба в колонне по одному в умеренном темпе; бег по всей площадке, на сигнал «Фигуры!» остановиться и по-
казать какую-либо «фигуру»: птичку, зайчика, спортсмена и др. Игра повторяется, затем переход на ходьбу колонной по одному.
II часть. Игровые упражнения
«Гонки санок». Дети делятся на две группы. На исходную линию в одну шеренгу ставят санки, и дети садятся на санки верхом, ноги на земле, руки произвольно. По сигналу «Марш!» дети передвигаются на санках до линии финиша, отталкиваясь двумя ногами от снега (дистанция 10-15 м). Воспитатель отмечает первых трех участников. Вторая группа детей занимает место на линии старта. Первая группа отдыхает (каждая группа выполняет задание 2 раза).
«Пас на клюшку». Дети становятся парами, в руках у каждого ребенка клюшка и одна шайба на пару. Ребенок несильным движением подает шайбу партнеру на клюшку, тот, поймав ее, тем же движением возвращает обратно. Шайбу следует не подбрасывать как мяч, а передавать скользящим движением друг другу.
IIIчасть. Игра «Затейники».
Занятие 31
Задачи.Повторить ходьбу со сменой темпа движения; упражнять в попеременном подпрыгивании на правой и левой ноге (по кругу), в метании мешочков, лазаньи на гимнастическую стенку; повторить упражнения на сохранение равновесия при ходьбе на повышенной опоре с выполнением дополнительного задания.
I часть.Ходьба в колонне по одному; на сигнал воспитателя (частые
удары в бубен) ходьба широким свободным шагом; переход на обычную
ходьбу. На частые удары в бубен ходьба короткими, семенящими шага
ми. Подпрыгивания попеременно на правой и левой ноге в движении
по кругу (два прыжка на одной ноге, затем два прыжка на другой) — две
трети круга; переход на обычную ходьбу колонной по одному, перестро
ение в колонну по три.
II часть. Общеразвивающие упражнения
1. И. п. — основная стойка, руки за голову. I — руки в стороны; 2 —
исходное положение (6—8 раз).
2. И. п. — стойка ноги врозь, руки перед грудью, согнуты в локтях. 1 —
поворот вправо (влево), руки в стороны; 2 — исходное положение (6 раз).
3. И. п. —сидя, руки в упоре сзади, колени согнуты. Поднять прямую
правую (левую) ногу, носок оттянут (6-8 раз).
4. И. п. —лежа на спине, руки прямые за голову. 1—2 — поворот на жи
вот; 3—4 — вернуться в исходное положение (3—4 раза в каждую сторону).
5. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — руки в сторо
ны; 2 — поднимаясь на носки, руки за голову; 3 — опуститься на всю
стопу, руки в стороны; 4 — исходное положение (6—8 раз).
6. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. I — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 — прыжком ноги вместе, руки вдоль туло-виша. Выполняется на счет «1—8» (3 раза).
Основные виды движений
1. Лазанье на гимнастическую стенку, с переходом на другой пролет
(на уровне четвертой рейки) и спуск вниз. Основное внимание уделяет
ся хвату рук за рейку: большой палец вниз, остальные — сверху. Одна
группа выполняет лазанье на гимнастическую стенку, другая — занима
ется с мячами (бросание мяча о стенку и ловля после отскока о пол;
дети стоят на расстоянии 2 м от стенки). По сигналу воспитателя дети
меняются заданиями.
2. Равновесие — ходьба парами по стоящим рядом параллельно гим
настическим скамейкам, держась за руки, свободная рука на поясе, го
лову и спину держать прямо. В конце скамейки опустить руки и сойти,
не прыгая (2 раза).
3. «Попади в круг». Метание мешочков правой и левой рукой в обру
чи, лежащие на полу на расстоянии 2—2,5 м от детей. Построение в ше
ренгу и выполнение метания (перед каждым ребенком на полу лежат
3 мешочка).
Подвижная игра «Не попадись» (с прыжками). III часть. Ходьба в колонне по одному.
Занятие 32*
Основные виды движений
1. Лазанье по гимнастической стенке с переходом на другой пролет
(вторая группа в это время занимается с мячом: дети распределяются на
пары и перебрасывают мяч друг другу разными способами). По сигналу
воспитателя дети меняются заданиями.
2. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая
через набивные мячи, попеременно правой и левой ногой (мячи разло
жены на расстоянии двух шагов ребенка, чтобы на третий шаг было пе
решагивание). Выполняется двумя колоннами в среднем темпе. Стра
ховка воспитателем обязательна.
3. Метание мешочков в горизонтальную цель правой и левой рукой.
Выполняется шеренгами.
Занятие 33**
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге с выполнением заданий; повторить игровые упражнения на санках, с клюшкой и шайбой.
I часть. «Снежинки». Дети образуют круг. Ходьба по кругу; на сигнал воспитателя «Ветер!» дети-снежинки ускоряют шаг и переходят на бег в
умеренном темпе. На сигнал «Ветер стих!» постепенно замедляют движение и останавливаются.
II часть.«Гонка санок». Дети распределяются на две группы. Ре
бята первой группы ставят санки на исходную линию и ложатся на
живот. По сигналу педагога «Марш!» дети передвигаются до линии
финиша, отталкиваясь от снега энергичными движениями рук (дис
танция 5-6 м). Воспитатель отмечает самых быстрых и ловких ребят.
К выполнению задания приступает вторая группа. Эстафета прово
дится 2 раза.
«Загони шайбу». На площадке чертится круг (диаметр 3 м). Дети распределяются на две команды. Одна команда находится в центре круга и охраняет его от попадания шайбы. Игроки второй команды, передавая шайбу друг другу, стараются в удобный момент попасть в круг. Если это удается, дети меняются местами.
III часть.Игра «Карусель».
Занятие 34
Задачи.Упражнять в ходьбе в колонне по одному с выполнением задания на внимание, в ползании на четвереньках между предметами; повторить упражнения на равновесие и прыжки.
I часть.Построение в шеренгу, проверка осанки, равнения. Ходь
ба в колонне по одному, на сигнал педагога «Стоп!» остановиться,
выполнить поворот кругом и продолжить ходьбу. Ходьба и бег врас
сыпную с нахождением своего места в колонне (в чередовании).
II часть. Общеразвивающие упражнения с мячом (большой диаметр)
1. И. п. — основная стойка, мяч внизу. I — мяч на грудь, согнув лок
ти; 2 — мяч вверх, поднимаясь на носки, руки прямые; 3 — мяч на
грудь; 4 — исходное положение (6—7 раз).
2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч вниз. I — мяч вверх; 2 —
наклон вперед, коснуться правого (левого носка); 3 — выпрямиться,
мяч вверх; 4 — исходное положение (6—8 раз).
3. И. п. — стойка на коленях, сидя на пятках, мяч перед собой в обе
их руках. 1—4 — поворот туловища вправо (влево), перебирая мяч рука
ми и прокатывая его вокруг туловища (3 раза в каждую сторону).
4. И. п. — основная стойка, мяч вниз. 1 —2 — присед, мяч вперед; 3—4 —
вернуться в исходное положение (6—8 раз).
5. И.п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч вниз. 1—2 — наклон
вправо (влево) медленным движением; 3—4 — исходное положение.
6. И. п. — основная стойка, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча впра
во и влево (3—4 раза).
Основные виды движений
1. Ползание на четвереньках между предметами, не задевая их.
2. Ходьба по гимнастической скамейке с хлопками перед собой и за
спиной на каждый шаг.
3. Прыжки из обруча в обруч, без паузы, используя взмах рук.
Вдоль стен по двум сторонам зада лежат предметы (5-6 набивных мя
чей; расстояние между предметами 1 м). Выполняется двумя колоннами.
Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке, на каждый шаг хлопок перед собой и за спиной. Сохранять равновесие и ритмичность в ходьбе. Выполняется двумя колоннами. Страховка воспитателем обязательна.
Подвижная игра «Жмурки».
IIIчасть. Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок?».
Занятие 35*
Основные виды движений
1. Лазанье на гимнастическую стенку с переходом на другой пролет
(главное — правильный хват рук и постановка стопы серединой на рейку).
2. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на
голове, руки на пояс.
3. Эстафета с мячом «Передал — садись».
Занятие 36**
Задачи.Упражнять в ходьбе и беге с выполнением задания «Найди свой цвет»; повторить игровое задание с метанием снежков с прыжками.
I часть.Ходьба и бег с выполнением задания «Найди свой цвет». Иг
рающие строятся в 3-4 круга, в центре каждого круга кубик своего цве
та. Дети должны запомнить цвет кубика. По сигналу педагога «Беги!»
все разбегаются по площадке. На сигнал «Найди свой цвет!» встают в
круг около своего кубика. Отмечается команда-победитель.
II часть. Игровые упражнения
«Не попадись». Из снежков выкладывается круг. Дети стоят по кругу, в центре двое водящих. Ребята прыгают на двух ногах в круг и из круга по мере приближения водящих, а те стараются «заморозить» играющих. Когда будут осалены несколько ребят, игра останавливается, выбираются другие водящие из числа ни разу не пойманных.
III часть.Игра «Белые медведи» («Карусель», «Затейники»).
Лыжная подготовка
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в старшей и подготовительной группах детского сада детей обучают ходьбе на лыжах (с элементарными требованиями к их освоению).
Если климатическая зона позволяет, имеются условия для обучения ходьбе на лыжах, то выделяются время и место для проведения занятий. Необходимы инвентарь и одежда в соответствии с температурой воздуха.
У детей 6—7 лет формируются достаточно прочные навыки ходьбы на лыжах. Они могут правильно удерживать корпус (с небольшим наклоном вперед); отмечается большая согласованность в движениях рук и ног. Увеличиваются скорость передвижения, длина шагов; движения становятся относительно равномерными, скользящими. Однако наблюдается еще много ошибок в технике ходьбы на лыжах. Только в процессе многократного повторения упражнений формируется и закрепляется правильный навык ходьбы на лыжах.
Перед каждым занятием по лыжной подготовке воспитатель напоминает детям, что необходимо соблюдать интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции; скатываться с горки только тогда, когда внизу никого нет; если на пути при спуске с горки неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.
Занятие 1
Дети строятся в шеренгу в помещении детского сада. Педагог проверяет готовность к занятию: соответствие лыж росту, состояние креплений, наличие варежек. Дети берут лыжи в правую руку вертикально и выходят на улицу.
Построение в шеренгу. Дети кладут лыжи на снег — одну лыжу справа, другую — слева от себя, закрепляют лыжи на ногах. Педагог проверяет выполнение задания.
Упражнения на лыжах: выполнение полуприседа — «пружинка», поочередное поднимание правой и левой лыжи. Ходьба на лыжах скользящим шагом (дистанция 200 м).
Игра «У кого меньше шагов?». Ходьба по лыжне на обозначенном отрезке (дистанция 10 м).
Занятие 2
Построение в две шеренги одна напротив другой. Упражнения на лыжах: боковые шаги переступанием вправо и влево, повороты на месте вокруг пяток лыж — рисуем веер (выполняется под счет воспитателя). На счет «I» поднять носок правой лыжи и переставить его вправо, на счет «2» приставить левую лыжу к правой. На счет «3-4», «5-6» завершить поворот направо на 90°. Так же на счет «1—6» вернуться в исходное положение. Этим же способом выполнить повороты влево. Стоя на месте выполнить несколько полуприседаний — «пружинка».
Ходьба на лыжах по учебной лыжне: 20 м ступающим шагом — как лошадки, 20 м скользящим шагом — как лисички. При передвижении скользящим шагом сгибать колени (ноги полусогнуты) и переносить вес тела с одной ноги на другую; широко и свободно размахивать руками вперед и назад, сочетая движения рук с ритмом шагов.
Передвижение по лыжне (дистанция 300 м).
Занятие 3
Построение в две шеренги. Повторить на месте переступание вправо и влево под счет педагога. Ходьба по учебной лыжне, как можно дольше скользя попеременно на правой и левой ноге, отталкиваясь то правой, то левой ногой, энергично взмахивая руками. Ходьба скользящим шагом (дистанция 300 м).
Игровое задание «Шире шаг». На отрезке лыжни (длина 2—2,5 м) ходьба, как можно дальше скользя на одной ноге. (Подсчитать, за сколько шагов в среднем дети проходят дистанцию.)
Занятие 4
Построение вдве шеренги. Упражнения на лыжах: «пружинка», приседания, повороты переступанием в обе стороны, на месте.
Передвижение по учебной лыжне скользящим шагом, энергично размахивая руками. (Педагог обращает внимание на длительность скольжения на одной ноге и на равномерность движения.) Ходьба по извилистой лыжне (дистанция 20 м). Ходьба на лыжах (дистанция 200 м).
Занятие 5
Построение в шеренгу. Поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжей так, чтобы пятка была не ниже уровня носка; боковые шаги на лыжах — приставной шаг вправо и влево (по 5—6 шагов), ставя лыжи параллельно.
Ходьба по лыжне скользящим шагом в умеренном темпе (дистанция 200 м).
Занятие 6
Построение в две шеренги. Упражнения на лыжах: «пружинка» с ритмичными взмахами рук вдоль туловища, повороты переступанием вправо и влево вокруг пяток лыж.
Передвижение по лыжне в колонне по одному скользящим шагом (ноги согнуты в коленях, в момент толчка нога выпрямляется), согласо-
вывая движения рук и ног. На обозначенном отрезке (длина 10 м) ходьба с меньшим количеством шагов.
Ходьба в умеренном темпе по учебной лыжне скользящим шагом (дистанция 200 м).
Занятие 7
Построение в две шеренги.
Упражнение на лыжах: боковые шаги вправо и влево. Ходьба по лыжне «змейкой», огибая 6—8 предметов то справа, то слева (расстояние между предметами 2 м).
Передвижение скользящим шагом (дистанция 200 м), как можно дальше скользя попеременно на одной и другой ноге, помогая себе энергичным взмахом рук.
Занятие 8
Построение в шеренгу. Упражнения на лыжах: хлопок в ладоши над головой, «пружинка». Ходьба на лыжах попеременно ступающим и скользящим шагом (дистанция 50 м).
Игра «Кто самый быстрый;?. Дети строятся в две шеренги. По сигналу педагога первая шеренга передвигается до обозначенной черты — кто быстрее. Педагог отмечает победителя. Затем выполняет задание вторая шеренга.
Ходьба по лыжне в умеренном темпе (дистанция 200—300 м).
Занятие 9
Построение в шеренгу. Разминка на лыжах: приседания, повороты, приставные шаги вправо и влево.
Игра «У кого меньше шагов». На лыжне отмечается отрезок (длина 10 м). Задание: пройти по лыжне, на обозначенном отрезке выполнив как можно меньшее количество длинных накатистых шагов.
Ходьба по лыжне в умеренном темпе скользящим шагом (дистанция 200-300 м).
Занятие 10
Построение в шеренгу. Упражнения на лыжах: приседания, повороты — рисуем веер.
Игровое задание «Кто дальше просколъзит». Выполнить 5-6 шагов, энергично оттолкнуться на последнем шаге и скользить на лыжах до полной остановки (на проложенной лыжне).
Ходьба на лыжах в умеренном темпе по учебной лыжне скользящим шагом (дистанция 200 м).
Занятия на коньках
Катание на коньках — веселое, увлекательное занятие, вполне доступное детям подготовительной группы (при наличии в детском саду катка, коньков, соответствующей одежды и т.д.).
Занятия на коньках следует проводить при температуре от 4°С до 16°С, лучше в безветренную погоду. Продолжительность занятий на катке при температуре от -12°С до -16°С не более 15-20 минут, при более теплой погоде — 25—30 минут. Продолжительность занятий зависит также от навыков и умений детей в катании на коньках, их общей физической подготовленности.
К занятиям на льду приступают после того как дети достаточно хорошо усвоят упражнения на утрамбованном снегу, применяя технику правильного падения во избежание серьезных травм. При катании на коньках основное внимание уделяется разбегу и умению скользить.
Подготовительные упражнения на хорошо утрамбованном снегу
1. «Пружинка», И. п. — ступни параллельно, чуть расставлены, руки на
пояс, туловище слегка наклонено вперед. Приседания с вьшосом рук вперед.
2. «Цапля». И. п. — ноги параллельно, руки на пояс. Поднять согну
тую в колене ногу, руки в стороны. Поочередное поднимание правой и
левой ноги, затем пауза и повторение.
3. «Конькобежец». И. п. — ноги параллельно, чуть расставлены, ру
ки за спину. Выполнить полуприсед, выдержать паузу до 5-10 секунд
и выпрямиться (4-5 раз).
4. «Неваляшки». И. п. — ноги чуть расставлены, руки на пояс. На
клонять туловище вправо и влево, слегка сгибая колени (3-4 раза в
каждую сторону).
5. «Лисички». И. п. — поза конькобежца. Ходьба, имитируя сколь
жение на коньках, продвигаясь вперед на расстояние 3—5 м (3—4 раза).
Когда дети достаточно хорошо освоят эти упражнения на утрамбованном снегу, повторить упражнения на ледяной площадке.
Упражнения на ледяной площадке
1. Разбег с 3—4 шагов, отталкиваясь поочередно то одним, то другим коньком, и скольжение по прямой на обеих сомкнутых ногах (дистанция 5—6 м).
2. Движение на коньках по прямой — отталкивание одним коньком,
скольжение на другой ноге (дистанция 5—6 м).
3. Попеременно скольжение на правой и левой ноге с уменьшением
количества шагов; более длительное скольжение на одном коньке (ди
станция 5—6 м).
4. Разбег с 3—4 шагов и во время скольжения приседание с наклоном
туловища вперед, опуская руки вниз.
5. Разбег и скольжение с попеременным отталкиванием правой и ле
вой ногой, переносом тяжести тела с одной ноги на другую.
После того как дети освоят элементарные упражнения на льду, можно предложить им игровые задания и игры на коньках.
Игровые упражнения на коньках
1. «Не упади». После разбега от линии старта скольжение с опорой
на оба конька с выполнением 2—3 пружинистых неглубоких приседа
ний в ходе движения.
2. «Кто дальше». Играющие становятся на линии старта в шеренгу.
По сигналу педагога разбег с 3—5 шагов и скольжение на коньках — но
ги слегка расставлены, туловище наклонено вперед. Побеждает тот, кто
проскользит дальше всех. Длина дистанции зависит от подготовленно
сти детей.
3. «Фонарики». На льду по прямой выкладывают снежки (4—5 шт.;
расстояние между снежками 0,5 м). Построение в колонну по одному
(задание также может выполняться шеренгами). По сигналу педагога
разбег, скольжение с опорой на оба конька. Около каждого снежка сна
чала развести ноги врозь, а затем свести их вместе и так проскользить.
4. «Кто быстрее возьмет предмет». Играющие становятся в шеренгу
на одной стороне катка. На противоположной стороне разложены ку
бики (кегли). По сигналу педагога скольжение попеременно на правой
и левой ноге до линии финиша. Задание: как можно быстрее взять
предмет в руки. Педагог отмечает первых трех участников.
5. «Воротца». На середине площадки из снежков делают «воротца»
шириной 40—50 см. По сигналу педагога разбег от исходной линии и
скольжение на двух ногах через «воротца». Если группа малочисленная,
воротца строят по числу играющих.
6. «Наперегонки». Играющие становятся в одну шеренгу у исходной
черты. По сигналу педагога быстрое передвижение на коньках до обоз
наченной линии (дистанция 6—8 м). Побеждает тот, кто быстрее достиг
линии финиша.
7. «Найди пару». Играющие заранее договариваются, кто с кем обра
зует пару (можно предварительно взяться за руки). По сигналу педагога
дети катаются на коньках по всей площадке. На сигнал «Раз-два-три —
свою пару найди!» соединяются в пары (главное, чтобы дети не сталкивались при выполнении этого задания).
8. «Салки». После того как дети достаточно хорошо освоили катание
на коньках и держатся на льду уверенно, можно играть в догонялки. Вы
бирается водящий. Дети катаются на коньках по всей площадке (пло
щадка ограничена). Водящий старается догнать их и осалить. Тот, кто
был осален, поднимает руку — он считается проигравшим, но из игры не
выбывает. По окончании игры подсчитьтваются проигравшие. При по
вторении игры выбирается другой водящий, не из числа пойманных.
9. «Фигуры». Играющие катаются по всей площадке. На сигнал пе
дагога «Фигуры!» остановиться и выполнить фигуру — сделать «ушки*
(зайчик), изобразить медведя (ноги чуть согнуты, руки подняты вверх,
пальцы расставлены) или принять какую-либо позу — присесть, отста
вить ногу и т. д.
Март — апрель — май
Март
Занятие 1
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с дополнительным заданием; повторить задание в прыжках, эстафету с мячом.