Цель. Продолжить формирование у детей умения пред-
Ставлять текстовую модель в виде схемы. Совершенство-
Вать вычислительные умения.
После проверки домашнего задания рекомендуем выполнить
№ 50 ТПО № 1. Сначала следует обсудить правило, по кото-
Рому записаны выражения в каждом столбце. Например, во
втором:
Разность единиц),
Разность десятков),
Из уменьшаемого второй строки вычитается
Вычитаемое первой строки),
Из вычитаемого второй строки вычитается
Уменьшаемое первой строки).
Следуя правилу, дети заполняют «окошки». Рекоменду-
Ем до чтения в учебнике задания 54 предложить каждому
Второкласснику провести в тетради произвольный отрезок и
Обозначить его АК.
После чтения задания 54 учитель говорит: – Пусть отре-
Зок АК обозначает 98 страниц. Обозначьте отрезком те стра-
Ницы, которые Катя прочитала, и назовите отрезок, который
будет обозначать оставшиеся страницы. – Дети самостоятель-
Но выполняют работу. Педагог наблюдает за ними и выносит
на доску несколько рисунков. Например:
А К
М
А К М
98 24
Методические рекомендации к урокам. I четверть
– Выберите ту схему, которую каждый из вас нарисовал
В тетради, _ предлагает учитель.
В процессе обсуждения учащиеся делают вывод, что схе-
Ма 2 неверная (не подходит к условию, не соответствует ус-
Ловию), так как на ней 24 страницы не входят в 98 страниц.
Отклоняется и схема 4 , на которой 98 страниц обозначены
Меньшим по длине отрезком, чем 24 страницы (часть меньше
Целого). Схема 3 также не подходит, т. к. на ней получает-
Ся, что 98 страниц в одной книге, а 24 страницы _ в другой.
Одобрение получают схемы 1 и 5 . Некоторые дети отмеча-
Ют, что отрезок МК должен быть меньше, чем это нарисовано
На схеме 1 . В этом случае учителю следует обратить внима-
Ние на то, что каждый ученик начертил отрезок АК произ-
Вольно. Поэтому говорить о том, каким отрезком обозначить
Страницы, довольно трудно. Важно, чтобы отрезок, обоз-
Начающий эти страницы, составлял часть отрезка АК.
Затем учитель изображает на доске несколько отрезков
Произвольной длины
И предлагает на каждом отметить отрезки, которые обозна-
Чают 24 страницы и оставшиеся страницы.
Несколько учеников выходят к доске и каждый на одном
Из отрезков показывает (отмечает) отрезок, обозначающий
См, и называет отрезок, обозначающий оставшиеся стра-
Ницы.
Задание 55 можно выполнить устно или записать от-
Вет на вопрос б) в тетрадях в виде равенств. Если учитель
А К М К
Е М
А К
М О
М К
А
А К
М
Методические рекомендации к урокам. I четверть
Организует устную фронтальную работу, то дети читают чис-
Ло, например, 27 и говорят, что его можно уменьшить на 1,
На 2, на 3, на 4, на 5, на 6, на 7. В этом случае в его записи из-
Менится только цифра в разряде единиц. Т. е. в соответствии
С требованием задания из числа 27 можно вычесть 7 одно-
Значных чисел, а из числа 38 _ 8 однозначных чисел и т. д.
Затем дети выполняют пункт в). (Это числа 30 и 40.)
Выполняя задание 55 г), ученики называют «круглые»
Десятки.
Если педагог организует письменную работу, то учащие-
ся записывают в тетрадях равенства:
27 _ 1 _ 26
27 _ 2 _ 25
27 _ 3 _ 24
27 _ 4 _ 23
27 _ 5 _ 22
27 _ 6 _ 21
27 _ 7 _ 20
В этом случае полезно выяснить: – Чем равенства похо-
жи? Чем отличаются? Как изменяется вычитаемое? Как из-
меняется значение разности?
Задание 56 обсуждается коллективно. Дети отмечают, что
В вычитаемых столько единиц, сколько десятков в уменьша-
емом, а затем выбирают соответствующий рисунок. Вычис-
Ление результата можно включить в домашнюю работу.
Задание 58 обсуждается фронтально. В тетрадях учитель
Предлагает построить отрезок, который обозначает количест-
Во конфет в двух коробках. Дети чертят луч и откладывают на
нём последовательно отрезки АМ и ED (складывают отрезки).
После чтения задания 59 ученики самостоятельно отме-
чают «галочкой» схему, которая подходит (соответствует)
условию. При проверке результатов следует выяснить: поче-
Му не подходят схемы 1 и 2 .
Рекомендуем выполнить на уроке тест 14.
На дом: задания 57, 60, 61.
УРОК 16. (Задания 62–67)
Цель. Формировать умение переводить текстовую модель