Технология в воспитательном процессе
С учетом специфики каждой программы структура организации жизнедеятельности лагеря также может быть различной с учётом выбора детьми групп общения и деятельности.
Постоянная группа. Этот термин употребляется как обобщенное название детского коллектива, созданного на период проведения смены. В рамках программы эта группа может называться отрядом, семьей или кланом, в зависимости от содержания работы, проводимой на принципах совместной деятельности и ориентированной на решение межличностных и бытовых проблем. Если реализуется схема комплексной программы, то основной акцент содержания может быть смещен на такую группу.
Временные объединения. К таким объединениям относятся кружки, секции, творческие мастерские, проблемные лаборатории, студии и т. д. Создавая временные объединения в лагере, организаторы программ гарантируют ребенку возможность выбора, а также реализацию потребностей. Временные объединения могут создаваться с целью разработки какого-либо конкретного проекта или творческого дела: выпуск газеты, подготовка радиопередачи, разработка сценария или организационная работа к какому-либо мероприятию. После выполнения поставленной задачи временное объединение распадается. Но это вовсе не означает, что межличностные отношения, возникшие между участниками, исчезают: положительные эмоции проецируются на работу постоянных групп (отрядов) и на саму программу в целом.
Современные воспитательные технологии в отрядной работе
Игровые технологии
Воспитательный потенциал игры неоценим. Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни, особенно велика ее роль в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для гармонического развития личности. Принято выделять следующие наиболее важные функции игры:
- воспитательную (формирование личности, развитие индивидуальности);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- самореализации (игра как полигон человеческой практики);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития) и др.
Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (например, к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение человека в систему общественных отношений, усвоение, отработка поведения и норм человеческого общежития.
Игра – помощь вхождению в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Дети изменяют правила игры в зависимости от внешних условий. Они неосознанно подражают взрослым, но, пользуясь соответствующей информацией, воспринимают ее иначе, что находит отражение в играх.
Наблюдая за игрой, можно заметить, что не все дети умеют играть. Известно, что социальные условия влияют на содержание игр. В середине 80-х годов игры были овеяны романтикой – помочь спасти экспедицию, что-то открыть, исследовать, узнать тайну происхождения механизмов. Сейчас игры направлены на достижение успеха в жизни, получение какой-то прибыли (в денежном или ином выражении). Дети стали более агрессивными. Задача педагога исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помочь, быть терпимыми к другим точкам зрения. Для достижения этой задачи рекомендуется использовать игровые технологии.
2. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игра помогает активизировать деятельность детей, воспитательный процесс. В игровой модели образовательного процесса введением игровой среды создается проблемная ситуация. Проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, где основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. В данном сборнике представлен (Приложение 3) комплектигр, упражнений для организации воспитательной работы в отряде из книги Т.Н. Гущиной «Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков» (20).
Итоги игры рассматриваются в двух аспектах: как игровой и как учебно-познавательный результат.
Воспитателю (вожатому), использующему игру в воспитательном процессе, надо знать направления педагогического руководства игровой деятельностью:
- вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть;
- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи;
- развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры.
Использование игровых технологий часто помогает разрешить проблему нежелания детей участвовать в новых, непривычных, трудных видах работы. Для игрового оформления познания, труда, самообслуживания, общественной работы используют отдельные игровые элементы, приемы и развернутые игровые формы.
Например, чтобы расширить научный кругозор воспитанников, можно провести серию бесед, а можно использовать игровую форму: вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир любознательных, «В гостях у Почемучки» и др.
При организации игр-соревнований и путешествий используются модели транспортной техники. Технические игры многочисленны и разнообразны. Традиционными в детских объединениях являются игры с бумажными моделями самолетов («Посадка на льдину», «Перелет из Москвы во Владивосток»), вертолетов и парашютов на точность посадки в круг; кораблей («Кто быстрее приведет корабль в порт»); автомобилей («Кто быстрее поставит машину в гараж») и другие. Участвуя в таких играх, дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, «становятся» рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.
Организация игровой деятельности с использованием традиционных детских игр
Наблюдение за современными детскими уличными играми показывает, что они имеют тенденцию к уменьшению динамики и выхолащиванию самого существенного компонента – необходимости подстраиваться в своих действиях к движениям сверстника-партнера. Так, например, девочки практически перестали прыгать через веревочку. Мы имеем в виду именно ту игру, в которой участвуют, как минимум, трое (когда двое крутят, а третий прыгает). Такая игра всегда требовала от игроков способности к достижению баланса, синхронности. Не случайно, что дети, играя в эту игру, обучались чувствовать намерения друг друга, действовать ритмично и точно в целях сохранения значимого общего («ткани» совместного игрового взаимодействия). Эмоциональное включение в это игровое взаимодействие, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия, формирует у детей желание и умение настраиваться друг на друга. Таким образом, обучение детей этой простой игре позволяет воспитателям решать педагогическую задачу – формировать у детей коммуникативные навыки.
Очень важно, чтобы воспитатели относились серьезно к игровым занятиям и понимали, что они имеют развивающий и рекреативный смысл. Для этих целей необходим подбор или создание игровой площадки. Детская игровая площадка – это особая территория, где сконструирована взрослыми привлекательная для детей предметно-пространственная среда, на которой не должны действовать обычные запреты взрослых на двигательное поведение («не лазай», « не прыгай и т.п.).
Настоящая игровая детская площадка, позволяющая решать педагогические и психологические задачи возраста, должна быть организована следующим образом:
- позволять ребенку наслаждаться разнообразной двигательной активностью;
- игровые объекты должны быть многофункциональными (чтобы их можно было использовать разными способами, в качестве качелей, лесенок, переходов, укрытий и т.п.);
- конструкции должны быть сделаны «на вырост» (для этого целесообразно создавать многоярусные конструкции на разных уровнях со сложными переходами под разными углами);
- статические конструкции должны сочетаться с динамическими (дети любят висеть, качаться, изобретать разного рода маятниковые траектории движения, осваивая, таким образом, свое телесное – «Я»).
В детской субкультуре существует и практика особого строительства. Речь идет о строительстве тайных укрытий (шалашей, штабов), тайников и секретов. Тайники характерны для мальчиков, где они хранят личные «мужские вещи» (ножи, рогатки, гильзы от патронов, карты, сигареты и т.п.) Девочки строят в земле «секреты», содержание которых практически не меняется на протяжении многих поколений. Обязательным наполнением такого секрета являются красивые (с точки зрения ребенка) вещи: блестящие камушки, стекляшки, фольга, бусинки, цветы. Психологический смысл такого рода строительства состоит в том, чтобы появилось особое пространство, позволяющее детям впервые создавать материализацию собственного «Я», собственного внутреннего мира. Можно сказать, что эти тайники и секреты являются необходимой опорой для построения и развития психической реальности. Созданное детьми убежище (штаб на дереве, шалаш или домик из подручных средств) удовлетворяет естественную (не всегда понимаемую взрослыми) потребность ребенка в уединении и одиночестве.
Делание тайников и секретов позволяет детям (хотя они и не осознают этого в такой взрослой интерпретации) устанавливать глубокий личный контакт с территорией обитания, давая возможность почувствовать эту землю своей.
В летнем лагере во время одного или двухдневного специального похода в лес можно заняться строительством шалашей, показывая детям основные принципы их создания и используя для этого простые подручные средства: сухие и срубленные ветки, куски полиэтилена, картонные коробки и т.п. В построенном шалаше можно рассказывать страшные и смешные истории, играть в охотников, индейцев, искателей кладов, спасателей, используя всевозможные приключенческие сюжеты. Главное, чтобы воспитатели относились к этому строительству, как к серьезному занятию по созданию условий для проживания детьми всей полноты детского опыта.
Модель взрослой жизни в игровых технологиях воспитывает у сегодняшних детей и подростков гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению, в котором ребята совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также учебно-игровое действие.
В связи с этим игра используется для решения самых разных образовательных и воспитательных задач:
- воспитание уверенности в своих силах, веры в людей, оптимизма;
- настрой на жизнерадостность, на реализацию своего предназначения, выработка привычки к постоянному самосовершенствованию;
- включение в процесс самопознания и самовоспитания;
- воспитание ответственности, аккуратности, рачительности.