В новых образовательных стандартах

Хотунцев Ю.Л.,

МПГУ,

г. Москва, Россия

The educational area "Technology" and providing a pragmatic focus of general education. Subject the results of development of the basic educational program on technology. The main objectives of the implementation of the content domain "technology". Material and technical basis of the educational process.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства.

Образовательная область «Технология», синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой образовательной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.

Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико–ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Содержание образовательной области «Технология», которая в последних документах называется предметной областью, определено стандартами впервые опубликованными в 1998 г. («Учебные стандарты школ России» под. Ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова и М.Н. Лазутовой). Утвержденные стандарты первого поколения были опубликованы в 2004 году.

6 октября 2009 г. был утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по технологии должны отражать:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Основные задачи реализации содержания предметной области «Технология»: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

В опубликованных «Примерных программах по учебных предметам: Начальная школа», М, 2011 г. согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в начальной школе выделяются 135 часов, их них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждой классе). Приведены рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Технология», список которых включает:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечания
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения К К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой). Ф/П Ф – комплект для фронтальной работы
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов К П – комплект для работы в группах
Действующие модели механизмов Ф/П  
Объемные модели геометрических фигур Ф/П  
Технические средства обучения
Аудио/видеомагнитофон Д Демонстрационный (не менее одного на класс)
CD/DVD-проигрыватели Д  
Компьютер с программным обеспечением Д  
Телевизор Д С диагональю не менее 72 см
Проектор для демонстрации слайдов Д  
Мультимедийный проектор Д  
Магнитная доска Д  
Экспозиционный экран Д Размер не менее 150*150 см
Фотокамера цифровая Д  
Видеокамера цифровая со штативом Д  

17 декабря 2010 г. был подписан приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, введенного в действие со дня вступления в действие настоящего приказа. В нем говорится:

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

1) осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их восстребованности на рынке труда.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность; художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и творчества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации; создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования.

В опубликованных «Примерных программах по учебным предметам. Технология 5-9 классы» (М, 2010 г) приведены три направления изучения «Технологии»:

Первое направление: «Индустриальные технологии» включает разделы: технология обработки конструкционных и поделочных материалов, элементы графики и черчения, технологии художественно-прикладной обработки материалов; технологии домашнего хозяйства, включающие технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними, эстетику и экологию жилища, бюджет семьи, оценка возможностей предпринимательской деятельности, выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности, для пополнения семейного бюджета, технологии ремонтно-отделочных работ, технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации, электротехнику и автоматику, современное производство и профессиональное образование, технологии исследовательской и опытнической деятельности (выполнение проектов).

Второе направление: «Технологии ведения дома» включает разделы: кулинария, создание изделий из текстильных материалов, художественные ремесла, оформление интерьера, электротехника (2 часа), современное производство и профессиональное самоопределение, технологии творческой и опытнической деятельности (выполнение проектов).

Третье направление: «Сельскохозяйственные технологии» включает разделы технологии растениеводства, технологии животноводства, профессиональное образование и профессиональная карьера, опытническая и исследовательская деятельность.

Данная примерная программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников. Поэтому в ней выделены инвариантная обязательная часть в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 ч (25% всего учебного времени), который призван расширить или углубить примерную программу.

15 апреля 2011 г был опубликован проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Среднее (полное образование).

Он включает учебные предметы (курсы) по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждениям, например, «Астрономия», «Искусство», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края», а также иные учебные предметы (курсы) в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения. Изучение предметов (курсов) по выбору обучающихся должно обеспечить:

· удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

· общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;

· развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

· развитие навыков самообразования и самопроектирования;

· углубление, расширение и систематизацию знаний и выбранной области научного знания или вида деятельности;

· совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающегося.

Результаты изучения предметов (курсов) по выбору обучающихся должны отражать:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения предмета: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывном самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

· создания материальных и информационных объектов с использованием ручных инструментов и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологий ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);

· проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, управления объектами.

В связи с сокрушительной критикой проекта ФГОС для старшей школы доработка этого стандарта была поручена рабочей группе во главе с директором НИЦ «Курчатовский институт», деканом в Московском физико-техническом институте, заведующим кафедрой в МГУ М.В. Ковальчуком.

Подводя итоги, можно отметить, что предметная область «Технология» вошла в стандарты для начальной и средней школы как обязательная и в проект стандарта для старшей школы как предмет по выбору. Число часов, выделяемых на изучение технологии согласно примерным программам недостаточно и в начальной и в средней школе. Известно, что в начальной школе уроки технологии способствуют развитию мелкой моторики рук учащихся, что приводит к развитию их умственных способностей. Технологическое образование все еще выглядит второстепенным предметом, поскольку не входит в фундаментальное ядро образования, в состав ЕГЭ и не входит в базисный учебный план в 9 классе.

Поставленная Президентом Российской федерации Д.А. Медведевым задача инновационного технологического развития страны, невозможна без системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров, начальным звеном которой является технологическое и естественно – научное образование подрастающего поколения в стенах школы.

Трудовая подготовка и изучение технологии в школе ориентируют ее выпускников на выбор рабочих профессий, на обучение в системе начального, среднего профессионально-технического образования, о возрождении которого Президент Российской федерации говорил в своих выступлениях. Кроме того, сформированные в процессе такой подготовки начальные технические и технологические умения и навыки сейчас, как никогда, необходимы молодым людям для освоения современной военной техники в период службы в рядах Вооруженных сил РФ.

По сообщениям печати («Известия», 22.9.2011) нехватка опытных инженерных кадров в настоящее время является одним из главных ограничителей развития российского оборонно-промышленного комплекса, что представляет угрозу безопасности нашей страны. Разработка новейшего комплекса ПВО для кораблей ВМФ России идет с отставанием от графика. Как сообщили «Известиям» в концерне ПВО «Алмаз-Антей», который разрабатывает эти комплексы, отставание связано с дефицитом инженеров в конструкторских бюро концерна.

Наши рекомендации