Образовательное пространство как фактор профилактики девиантного поведения подростков

Понятие образовательного пространства прочно вошло в обиход российских методологов высшего профессионального образования в связи с инициацией Болонского процесса, явившегося отражением развивающихся в мире тенденций глобализации экономики, которая базируется на знаниях и интернационализации образования.

«Образовательное пространство» стало встречаться как речевой оборот в конце 80-х годов, вошло в доктринальные документы (Закон об образовании, проект Федеральной программы образования в России), встречается в литературе как метафора сохранения федерального единства в образовании при проведении децентрализации образования и преодолении центробежных сил в образовании. Единое образовательное пространство даже в географическом представлении по всей территории России – вещь довольно условная [4, с. 2].

Быстрое вхождение словосочетания «образовательное пространство» в лексикон не случайно. Оно совпадает с переходом общества к информационной стадии развития, формированием информационного пространства, которое, безусловно, несет образовательные функции и оказывает влияние на образовательное пространство.

В обобщенном виде под термином «образовательное пространство» понимается множество объектов, между которыми установлены отношения. Образовательное пространство организовано как скопление, совокупность, множество образовательных систем, причем каждой отводится определенное место, обусловленное не только составом и функциями самой образовательной системы, но и другими причинами.

Многие исследователи отмечают, что понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи: идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий.

Таким образом, образовательное пространство представляет собой некую форму трансляции социального опыта от поколения к поколению. Передача опыта происходит на уровне, превышающем естественный уровень и имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания, то есть таком, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования.

В настоящее время в современном обществе наиболее актуальной является социальная проблема девиантного поведения подростков. Значительный рост девиации объясняется нестабильностью общества, отдалением больших социальных групп от общественных форм деятельности и проявления отношений к деятельности.

Девиация (отклонение) – одна из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Итак, поведение может быть нормативное и отклоняющееся [2, с.104].

Нормативное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам [3, с.15].

Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Здесь идет речь о людях с акцентуированными характерами или психопатиями.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общества и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, токсикомании, бродяжничестве, проституции, суицидальном поведении и пр. Такой вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений.

Авторами данной работы рассматривается вторая группа поведенческих отклонений. Большей частью членов общества отклонение поведения от нормы рассматривается как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Таким образом, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.

По данной проблеме было проведено исследование на выявление склонности к девиантному поведению. В нём принимало участие 27 человек, (10 мальчиков и 17 девочек) 9 класса 15-16-ти летнего возраста МОУ СОШ №7 г. Ишим Тюменской области в сентябре 2012года.

Целью исследования является изучение процесса социально-профилактической работы по предотвращению девиантного поведения подростков.

Задачи исследования: определить необходимость проведения профилактической работы; разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте.

В результате проведенного исследования было выявлено, что: 64% подростков имеют высокий уровень склонности к девиантному поведению, то есть чрезмерно проявляется раздражительность, которая ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу, преобладает завышенная самооценка. В результате обработки данных выяснилось, что 23% подростков имеют средний уровень склонности к девиантному поведению. У респондентов проявляется реакция группирования со сверстниками, которая сопряжена со стремлением к властвованию, эгоцентризм, легко вступают в конфликтные ситуации, самооценка далека от объективности.

Отметим, что 13% подростков имеют низкий уровень склонности к девиантному поведению. Сами опрашиваемые отмечают, что бывают грубые поступки, слегка непоседливы, самооценка достаточно адекватная. Редко проявляется нежелание учиться, нет срывов и депрессивных состояний [1].

Авторами представляется, что ключевой фигурой в данной системе мер является образовательное пространство. Во-первых, образовательное пространство выступает фактором реализации внешних связей с социумом и ориентация на конструктивную внешнюю и внутреннюю социально направленную активность подростка. Во-вторых, предупреждение отклонений от социально-приемлемого уровня общества базируется на нравственно-нормативном опыте взаимодействия подростка с социумом, направленном на согласие с самим собой; выработку моделей саморегулияции поведения в изменившихся условиях, форм самоорганизации, самовоспитания, самоконтроля, самодеятельности. В-третьих, содержание образовательной деятельности педагога определяется критериально-оценочными и уровневыми характеристиками сформированности социального здоровья подростка, который строится с учётом социально-личностных особенностей контингента.

Образовательное пространство, по убеждению авторов, должно быть направлено не только на формирование определенных навыков, умений и знаний в рамках профессионального уровня, но и на позитивное изменение ценностно-нормативных установок, мотивирующих личность стать полноценным гражданином государства и членом общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2002. – С. 22-37.

3. Работа с детьми «группы риска». – М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 1999. – С. 2-62.

Электронные ресурсы

4. Журнал «Педагог»/ Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_1.html.

Г.А. Галкина

Наши рекомендации