Упражнение на осознание сущности эмпатии
Семинарские занятия
Семинар 1. Основы организации учебно-научной работы студентов
Вопросы для обсуждения:
1.Учебный процесс в высшей школе. Формы и методы работы студентов в вузе. Особенности учебно-познавательной деятельности студентов.
2.Самостоятельная работа в учебном процессе.
3.Культура умственного труда студентов.
4.Научно-исследовательская деятельность студентов.
5.Конспект, реферат, курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к оформлению исследовательских работ.
6.Практика устного выступления. Семинарские и лабораторные занятия и подготовка к ним. Условия успешной умственной деятельности студентов.
Практический блок
Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любой вопрос из данного блока, ответить на него письменно, сдать на проверку преподавателю).
1. Реализация учебного проекта «Успешная деятельность студента в вузе»
2. Составление памятки «Как быть успешным в обучении»
3. «Полоса препятствий»
Нарисуйте «полосу препятствий». Что возникает на пути человека к Успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, цепляет, ловит, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь? Изобразите «врагов» жизненного успеха.
4.«Как организовать свои занятия»
Составьте список рекомендаций студентам для успешного обучения в вузе «Как организовать свои занятия». После коллективного обсуждения, добавьте в свой список рекомендации, которые вы считаете наиболее важными.
Блок самостоятельной работы
В процессе изучения педагогики необходимо подготовить учебно-методическое портфолио, которое состоит из разделов: «Педагогический словарь», «Учись учиться или школа жизненного успеха», «Педагогическая диагностика и самодиагностика», «Методические разработки», «Литературно-художественное творчество: стихи, песни, афоризмы, притчи и др.», «Научно исследовательская работа студента (НИРС): рефераты, рецензии, аннотации, микроисследования» и др.
Интерактивные образовательные технологии. Групповая дискуссия «Учитель в современной школе»
Список литературы
1. Введение в педагогическую деятельность/ под ред. А.С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. – С. 151-160.
2. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2008. – Глава 5.
3. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. – М: Академия. – 2008. -256 с.
Семинар 2. Педагогическая деятельность: сущность и содержание
По итогам изучения темы студенты должны
знать:
· ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
· сущность и структуру педагогической деятельности;
уметь:
· анализировать основы педагогической деятельности;
· сравнивать, сопоставлять разные подходы к оценке педагогической деятельности;
владеть:
· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
· способами определения условий эффективной организации педагогической деятельности;
Понятийный аппарат темы
педагогическая деятельность; виды профессиональной деятельности; стиль педагогической деятельности; профессионально-педагогические качества учителя
План рассмотрения теоретических вопросов:
I. Вопросы репродуктивного характера.
1.Понятие «педагогическая деятельность». Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Основные признаки, функции, цель, содержание и структура педагогической деятельности.
2.Основные виды профессиональной деятельности педагога: преподавательская, воспитательная, социально-педагогическая, культурно- просветительская, коррекционно-развивающая, научно-методическая, управленческая.
3.Понятие о стиле педагогической деятельности. Общая характеристика стиля педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагога.
4.Учитель как субъект педагогической деятельности.
5.Особенности взаимодействия педагога с воспитанниками в педагогическом процессе.
6.Профессионально-педагогические качества учителя.
II. Вопросы и задания проблемного и творческого характера
· - при каких условиях возможна высокая эффективность организации педагогической деятельности;
· какое место занимает ученик в педагогической деятельности?
1. Проанализируйте и прокомментируйте высказывания:
Конфуций: Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Д.С. Лихачев: Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
2. Проследите взаимосвязь понятий:
Стиль педагогической деятельности | |
Имидж педагога | |
Дресс-код учителя |
Практический блок
Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые два вопроса/ задания из данного блока, ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю).
Наполните содержанием опорную схему информационного блока.
Опорная схема: «Педагогическая деятельность»
2.Проанализируйте личные качества учителя. Добавьте личные качества, которые необходимы современному учителю, или уберите из списка те качества, которые Вы не считаете важными. Обоснуйте.
· устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми;
· способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей;
· уметь разбираться в отношениях людей;
· хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;
· потребность в общении;
· умение находить общий язык с разными людьми;
· умение слушать;
· умение вести диалог;
· терпение, выдержка, такт, чувство меры;
· хорошая подготовка в конкретной области знаний.
3. Если бы вам предложили принять участие в создании сборника под названием «Слово об учителе», какие стихи, песни, афоризмы, рассказы вы предложили включить в этот сборник? Есть ли у вас собственные произведения для этого сборника?
4. О каком учителе мы говорим: «Учитель с большой буквы»? Когда учитель становится Учителем?
Упражнение на осознание сущности эмпатии
Упражнение 1. «Контакт глазами». Участники разбиваются на пары. В течение 5 мин партнеры смотрят друг другу в глаза, стараясь понять чувства, мысли другого. Прокомментируйте свои ощущения.
6. Проанализируйте “Памятку учителя”Ш.А. Амонашвили:
Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке.