Готовность педагога к здоровьеформирующей деятельности.
Умение педагога подойти к обучающемуся (воспитаннику), найти пути к продуктивному взаимодействию с ним, внушить ему, что негативизм к собственному здоровью ничто иное, как игра с судьбой, сегодня является одной из важнейших задач педагогической деятельности. Педагог должен уметь:
1) донести до обучающегося суть ценности здорового образа жизни;
2) сформировать у обучающегося мотивы сохранения и укрепления своего здоровья;
3) создать такие условия обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать субъектом своей здоровьеформирующей деятельности;
4) создать ситуацию успеха в овладении обучающимися навыками накопления собственного здоровья. У В.А.Сухомлинского есть следующие слова: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости воспитанников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся представляет собой сложную проблему, решение которой зависит не только от: состояния самих обучающихся; объема и структуры учебного материала; применяемых технологий обучения; но также от: соблюдения периодичности в организации циклов деятельности; устранения имеющихся точек сбоя; пополнения запасов энергии обучающихся; усиления их учебных возможностей, и т.д.
Процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, формирования у них культуры здоровья имеет следующиеценности, структурированные в соответствии с теоретически обоснованными субъектами данного процесса
Обучающийся (воспитанник): осознание причин своих личностных, профессиональных и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений.
Семья обучающегося (воспитанника): осмысления мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка.
Педагог: открытие системы ценностей обучающегося (воспитанника) внутреннего происхождения.
Привлеченные специалисты, организации: достижения соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями.
Цель данной модели – сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса:
Обучающийся (воспитанник): осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни.
Семья: удовлетворение потребностей обучающегося (воспитанника) в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания.
Педагог: сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и навыков, здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий и стратегий.
Привлеченные специалисты, организации: межведомственная, межсекторная и межорганизационная координация, формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний непедагогизированной среды.
Психолого-педагогическая модель предполагает реализацию следующих функций субъектов сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях:
· обучающийся (воспитанник): самореализация (взаимодействие с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации);
· семья обучающегося: психофизиологическая (выявление и удовлетворение истинных потребностей подростка, снятие стресса, нормализации работы нервной системы, психики в целом, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил);
· педагог: эстетически-познавательная (эстетическое развитие личности, организация взаимодействие с миром природы для интеллектуального развития личности);
· привлеченные специалисты, организации: психотерапевтическая (взаимодействие для гармонизации межличностных отношений, децентрализация управления, оптимизация инфраструктуры учреждений).
В модели, в соответствии с обоснованными субъектами процесса, выделяются четыре основныхаспекта сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательном учреждении: личностный, командный, образовательный, деятельностный аспекты.
Традиционные формы сохранения и укрепления здоровья обучающихся – это консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции и др. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе сохранения и укрепления здоровья являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривающие:
- воздействие на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;
- пробуждение творческого начала, способности стратегического и критического мышления;
- представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и образования как живого организма, живой формы, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Обучающийся (воспитанник) должен почувствовать естественность и закономерность здоровьесберегающих, здлоровьеформирующих, культурных и образовательных процессов.