Тема 4. Психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к школе
В соответствии с проектом Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) дошкольное образование относится к сфере услуг. Следующий этап – школа. На границе данных этапов важно подготовить ребенка к переходу в новые условия развития, облегчить адаптацию к школе.
Система «детский сад – школа» - это социокультурная среда, которая способствует формированию личности ребенка. Основной принцип построения данной системы – преемственность, т.е. совместная форма деятельности, которая объединяет звенья системы образования.
Преемственность детского сада и школы – это содержательная двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность работы в дошкольных учреждениях на требование школы; с другой стороны – опору учителей школы на уровень развития, которого ребёнок достиг в детском саду. Подготовка к школе – это процесс по приобретению знаний, умений и навыков, достижения разных направлений готовности к школьному обучению.
Основные задачи преемственности: обеспечить безболезненный переход к обучению в школе и должный уровень готовности детей к школьному обучению.
Преемственность, по данным научных исследований, имеет сложную структуру, включает следующие параметры:
- преемственность в содержании обучения и воспитания;
- преемственность в формах и методах образовательной работы;
- преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
В методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 25.03.94 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» выделены актуальные и сейчас основания преемственности, которые обеспечивают психологическую готовность детей к освоению программы начальной школы: Основаниями преемственности являются:
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих бьпъ успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной.
3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Готовность ребенка к школьному обучению – это такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность систематического обучения.
Общеизвестно, что готовность к школе подразделяется на общую и специальную.
Общую готовность к школе можно представить как совокупность следующих компонентов: физическая готовность и психологическая готовность (мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, готовность в сфере общения). Общая готовность обеспечивает успешность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности в начальной школе. Специальную можно рассмотреть как подготовку к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую как приобретение детьми первоначальных навыков чтения и счета, так и общее развитие. Общая и специальная готовность взаимосвязаны и взаимообусловлены; в их формировании имеют значение как специфически детские виды деятельности, так и специальные области знаний.
Остановимся более подробно на структуре общей готовности ребенка к школьному обучению, в основе которой - комплексный подход к решению данной проблемы (С.Ф.Багаутдинова, Ю.А. Мичурина, Н.А. Степанова и др.).
Компонентами общей готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга.
Для обеспечения преемственности используются различные формы: взаимопосещение педсоветов, родительских собраний в подготовительной группе; беседы учителя и воспитателя; взаимопосещение детских праздников, концертов; шефская помощь. Составляется совместный план по преемственности, отражающий методическую работу, организационно-педагогическую, работу с родителями, шефство, воспитание у детей интереса к школе.
Т. И. Бабаева выделяет следующие условия успешной подготовки детей к школе:
- сотрудничество взрослых и детей;
- положительная мотивация (желание учиться);
- индивидуальный подход к детям.
Н. А. Яковенко предлагает создавать следующие условия:
- правильное сочетание учебной и познавательной деятельности ребенка;
- использовать шире игру;
- правильно строить взаимоотношения взрослых с детьми;
- сотрудничество с детьми в познавательной деятельности;
- формирование у детей отношения к взрослому как носителю знаний;
- формирование стремления управлять своим поведением, освоение позиции школьника.
Успешность подготовки и адаптации ребенка к школе во многом обеспечивается:
1. Состоянием здоровья детей.
2. Целенаправленной, развивающей педагогической деятельностью дошкольного воспитания по всем компонентам готовности.
3. Высоким уровнем педагогического мастерства учителей начальных классов (субъект – субъектные отношения в учебной деятельности, характер взаимодействия с ребенком, способность понимания педагогом внутреннего мира детей, человекоразмерность).
4. Правильной организацией образовательного процесса и учебной деятельности (посещение детей ДОУ, пребывание 1-ых классов в помещении ДОУ).
5. Грамотным подходом в работе с родителями.
Реализация выделенных условий даст необходимый результат только в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Такое образование имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер. Во многом это определяется личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии и профессионально-педагогическим мышления.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое преемственность детского сада и школы?
2. Каковы психологические основания преемственности детского сада и школы?
3. Назовите основные виды готовности ребенка к школьному обучению.
4. Каковы основные условия успешной подготовки и адаптации ребенка к школе?