В основе психол. анализа лежат принципы развив. обучения

- Учебное занятие проводится не ради него самого, а ради того, чтобы воздействовать на личность студента, стимулируя форм-ние интеллектуальных, волевых, моральных и других качеств.

- - Учебное занятие должно быть построено так, чтобы требования преподавателя стали внутренним побуждением самих студентов.

- - В основе псих. анализа лежат принципы активной, творческой деятельности студентов. Поэтому ведущими процессами выступают мышление, воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных задач и ситуаций.

- - Успех обучения зависит как от внешних факторов — содер­жания, методики, мастерства педагога и т.д., так и от внутренних условий — индивидуально-психологических особенностей студен­тов, уровня их умственного развития, отношения к учебе, осо­бенностей самоорганизации, учебных способностей.

В качестве еще одной разнов-ти анализа урока называют сопоставительный.Суть его в том, что анализ строится путем срав­нения: уроков при различных концептуальных подходах; одной и той же темы, вида учебного занятия, концептуального основа­ния, но проведенного в разных студенческих аудиториях; уроков одного и того же предмета, но с использованием разных учебни­ков, учебных пособий; уроков разных учебных дисциплин, но в одной и той же учебной группе; отдельных форм, методов, средств, использованных для достижения одной и той же цели.

Приступая к любому из перечисл. выше видов анализа уч.занятия, следует учесть такие рекомендации. 1. Пед. анализ учебного занятия — это не только расчленение, разделение целого на составляющие, но и объеди­нение, сопоставление этих составляющих. 2Анализ учебного занятия можно представить как систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществ­ления урока, а также причин, влияющих на результативность учебного занятия. 3. Анализ занятия должен быть объективным, т.е. раскрывать связи, отношения, закономерности, реализуемые в ходе урока. 4.В ходе анализа учитываются внешние и внутренние составля­ющие учебного занятия (специфические условия проведения уро­ка, особенности типа учебного занятия, субъективные отноше­ния между преподавателем и студентами). 5.Предметом анализа выступает ряд последовательных количе­ственных и качественных изменений в ходе учебного занятия. 6.Учебное занятие — это сложная система, все элементы кото­рой взаимосвязаны, поэтому следует установить причины дидак­тических, методических, психологических взаимодействий между преподавателем и студентами. 7. Анализ учебного занятия — это инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда педагога, это канал для обмена опытом и совершенствования профессио­нализма всех присутствующих и анализирующих. Поэтому важен позитивный настрой на учебное занятие и стимулирование про­ф.уверенности педагога.8.Результатом анализа выступает оценка эффективности проведенного учебного занятия. Объективность оценки достигается за счет учета системы критериев.

Критерий(от греч. krierion — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Критерии — это своеобразная норма, уровень, приближение к которым обеспечивает реализацию дидактических, воспитательных целей и развитие интеллекта обучаемого.

На сегодняшний день один из традиц. вариантов анализа урока базируется на выделении десяти параметров (по Т. А. Ильиной): 1) общая структура урока; 2) реализация основной дидак­тической цели урока; 3) осуществление развития учащихся в процессе обучения; 4) воспитание в процессе урока; 5) соблюде­ние основных принципов дидактики; 6) выбор методов обуче­ния; 7) работа педагога на уроке; 8) работа учащихся на уроке; 9) гигиенические условия урока; 10) некоторые специальные за­дачи, решаемые преподавателем в ходе учебного занятия.

В основе критериев оценки класс. анализа урока положена классификация принципов обучения.

1.. Направленность обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития учащихся.

2. Научность обучения.

3.Систематичность и последовательность в обучении.

4.Доступность обучения.

5.Стимулирование положительного отношения студентов к уче­нию, формирование у них познавательных интересов, потребно­стей в знаниях.

6.Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога.

7.Оптимальность сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов и приемов обучения.

8.Оптимальность сочетания разнообразных форм обучения —фронтальных, групповых, индивидуальных.

9.Создание оптимальных условий для обучения.

10.Прочность и действенность образовательных и других ре­зультатов обучения.

11.Индивидуализация обучения.

Важную роль в системе анализа учебного занятия играет его результативность. В качестве основного критерия здесь — коли­чество студентов, выполнивших учебное задание в соответствии с предъявленными требованиями. Как критерий результативности выступает и уровень подго­товленности студентов к учебной деятельности: эмоциональный настрой; интеллектуальные и учебные умения: узнавание, вос­произведение, реконструкция по аналогии; навыки самоконт­роля; умение быстро включаться в урок; способность поддержи­вать заданный преподавателей темп занятия; содержательность, четкость, выразительность формулировок, образность речи сту­дентов.

Для последующей корректировки и совершенствования своей методики преподавания преподавателю нужно обратить внимание на такие критерии, как постановка задач темы, построение моде­лей изучаемой информации, репродукция нового материала, учеб­ное творчество, научное творчество, контроль результатов по теме. Данные критерии выделены в соответствии с этапами развития научных убеждений.

Рефлексия(от лат. reflexio — обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения соб­ственной деятельности, внутренней жизни.

Рефлексия учебного занятия осуществляется в двух направле­ниях: как рефлексия занятия студентом и рефлексия занятия пре­подавателем.

Рефлексия студента связана с осмыслением им собств. учебной деятельности. Как чувственно-переживаемый процесс она заставляет студента вспомнить, выявить, осознать и свою дея­тельность, и полученные результаты, и возникшие проблемы.

Элементарная формула рефлексии педагога— ответ педагога на след.вопросы.

- Что увидел, придя на занятие?

- Что мне захотелось сделать в качестве ответной реакции на действия студентов и что я сделал?

- к самому себе?

- На сколько общение с группой повлияло на смену моего на­строения?

- Что я предприму в следующий раз, чтобы справиться с возникшими затруднениями?

Важно отметить, что любой самоанализ направлен в русло кон­структивизма и служит средством повышения мастерства педагога.

Вопрос 24. Анализ систематизированных эмпирических сведений об учебном процессе в образовательном учреждений как метод контроля его качества и эффективности индивидуальных методических систем.

Вопрос качества предоставляемых образовате. услуг, а значит качества подготовки специалиста в системе профессион. образования на сегодняшний день является определяющим для конкурент-сти выпускника, его проф. карьеры. Для обеспечения студентов, педагогов, администрации уч. заведений постоянной и объективной информацией о состоянии, уровне знаний, умений и других параметров качества обучения, с одной стороны, и внесения требуемых корректив в содержание и организацию образ. процесса для управления развитием личности в достижении конечных результатов – с другой стороны, в уч. заведении должен не только проводиться мониторинг достижений конечных результатов обучения, но и применяться система определения качества на каждом этапе обучения. Применительно к ПО качество результатов образов.деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников, их активной гражд.позицией, уровнем культуры и нравственности.

Хорошее качество результатов напрямую исходит из хор. качества образ.процесса, которое, в свою очередь, определяется его содержанием и его обеспеч-ю ресурсами. В тоже время выс. качество образ. процесса возможно только при качественном функц-ии всей системы проф. учебного заведения. При этом мерой качества образования выступает соответствие выпускников требованиям потребителя (работодателей, государства).

Разработка и внедрение системы мен.качества включает в себя неск.ступеней:

1)установление потребностей и ожиданий потребителей и др. заинтерес. сторон;

2)разработку политики и целей учреждения в области качества;

3)установление процессов и ответ-ти, необх. для достижения целей в области качества;

4)обеспечение необх. ресурсами для достижения целей в области качества;

5)выбор индикаторов (показателей) и разработка методов измерения результатов каж. процесса;

6)определение средств, необходимых для предупреждения и ликвидации несоответствий;

7)разработка и применение процедур для пост. улучшения всех процессов и системы менеджмента качества в целом.

На1ступениобраз. учреждение должно разработать модель выпускника, соответ. требованиям рынка труда. На общегосуд. уровне хар-ка выпускника определяется ГОС, на уровне региональном – требования к выпускнику формируются регион.компонентом ГОС, структурой экономики региона, стратегией развития региона на ближайшую и дальнюю перспективу. Кроме того, на данном этапе необходимо установление связи с конкрет. потребителями «выпускаемой продукции», т.е. с потенц.работодателями.

Для реализации 2 ступени, т.е. постановки целей и разработки политики в области качества необходим глуб. анализ всех сторон развития образов. учреждения. Эта ступень реализуется через систему долговрем. планирования. Для реализации этой ступени в первую очередь необходимо соответствующее метод. обеспечение, реализуемое на комплексной основе.

3Ступень установления процессов и ответс-и, по сути, является самой важной, т.к. она связана с тем как участники образов.процесса воспримут мероприятия в сфере повышения качества. Установление меры ответств-ти каждого работника за определе.участок работы позволяет запустить сам процесс проведения мероприятий по повышению качества.

4.Обеспечение необх. ресурсами зависит от позиции государства и внутр.резервов уч. учреждения.

5, 6 и 7 ступени имеются практически в каждом образов.учреждении, так как связаны с оценкой качества ЗУН обучающихся. В большинстве учреждений существуют системы оценки не только теор. знаний, но и практ. навыков. При этом самой эффективной системой является рейтинговая, применяемая в текущей аттестации.

Наконец,8ступень предполагает модернизацию организац. управления проф.учебным заведением, форм-ие сети стратег.партнеров. Успех этого этапа связан с наличием подгот. Пед. кадров, квалифицированных кадров менеджеров среднего и высшего звена. Кадровая политика учебного заведения должна базироваться на обеспечении работников необходимыми ресурсами и свободой действий в рамках ответственности, признании и поощрении вклада преподавателей, поддержки открытых и честных взаимоотношений, обучения молодых специалистов, повышения привлекательности преподавательской деятельности (в том числе через матер. заинтересованность).

Контроль качества образов. деятельности реализуется администрацией учебного заведения и контролирующими органами власти в области образования на фед., региона. и муниципальном уровнях. Контроль качества образовательной деятельности включает в себя: контроль уровня ЗУН обучающихся и контроль преподав. деятельности.

1.Контроль уровня ЗУН обучающихся может быть текущим и контролем остаточных знаний. Текущий контроль может осуществляться администрацией уч. заведения, отвечающей за уч.работу в период изучения дисциплины, либо проведения производст. обучения. Такой контроль включает проведение «директорских» контр. работ, тестирований. При этом вопросы задания к контролю составляются ведущими методистами, рук. Метод. службы, с учетом рабочей программы и календарно-тематического плана дисциплины. Результаты подобного контроля позволяют вовремя диагностировать и корректировать процесс изучения дисциплины, либо производственное обучение. Контроль остаточных знаний проводится после изучения дисциплины. Он может проводиться также в форме контр. работ либо тестирования, в некоторых случаях возможно проведение устного собеседования.

Каждое проф. учебное заведение раз в пять лет проходит процедуру комплексной оценки, включающей, в том числе, и контроль остаточных знаний. Результаты такого контроля напрямую влияют на судьбу учебного заведения, отриц. результат может быть основанием для отзыва лицензии на право ведения образ. деятельности в сфере ПО. Как правило, результаты подводятся по количеству усвоенных дидактических единиц, отраженных в ГОС.

2.Контроль преподават. Деят-ти реализуется с помощью след. методов:

наблюдение за деят-ью преподавателей, мастеров производ. обучения;анализ выполнения уч.планов, программ;анализ документации;контроль за работой кл. рук., кураторов;беседы с преподавателями;беседы со студентами и анализ полученной инф-ии;беседы с родителями;анкет-ие преподавателей и студентов.

Внутренний контроль становится действенным и эффективным лишь при условии его органической связи с пед. анализом. Так как именно пед. анализ позволяет выявить причины тех или иных недостатков и на этой основе вырабатывать рекомендации по соверше-ю образов. процесса.

Эф-ть индив.метод. систем, применяемых каждым преподавателем при организации уч. процесса по дисциплине, либо мастером производ. обучения при организации произв. практикума, проверяется с помощью провероч. процедур, осуществляемых в ходе контроля.

Контроль качества теорет. обучения бывает 2 видов. 1) заключение о результатах, итогах подгот-сти учащихся на опред.этапах обучения: учебное полугодие (семестр), учебный год, полный курс обучения — периоди. и итоговый контроль. Такой контроль осуществляется путем проведения зачетов и экзаменов по предметам, а также выпускных квалификац. экзаменов.2) текущий контроль непосредственно в процессе обучения. Основ­ная задача— получение операт. данных об успешности процесса обучения, осуществление обратной связи в системе преподаватель—учащийся.

Для тек. контроля характерны два основных способа. Первый — текущее наблюдение за уч. деят-тью учащихся; второй — проверка (устная, письменная, практическая) знаний и умений учащихся.

Данные полученные в ходе текущего контроля позволяют сделать вывод об эф-ти применяемых методов, средств и принципов обучения в ходе изучения конкретной темы. Период. и итог. контроль позволяет делать вывод о эф-ти метод. системы, применяемой для изучения всей дисциплины. И если преподаватель по каким-то причинам не сделал соответствующих выводов в ходе текущей учебной работы, необходим тщательный педагогический анализ системы, оценки всей педагогической деятельности и разработка методических рекомендаций педагогу, помогающих выправлять положение.

Контроль качества производ. обучения осуществляется путем текущих наблюдений за учебно-производ. Деятел-ю учащихся и проверок, выполняемых и выполненных учебно-производ. работ.

Осн. критериальными (точно измеряемыми) показателями качества производ. обучения являются:качество выполнения производственных (учебно-производственных) работ;производительность труда;применение проф.знаний в производственной (учебно-производственной) деятельности;владение приемами и способами выполнения производственных (учебно-производственных) работ, включая контроль процесса и результатов труда;организация труда и рабочего места;

соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований.

Наши рекомендации