Кто первым здоровается – мужчина или женщина?
Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
a) извинюсь перед ней;
b) отдам ей деньги;
c) куплю ей точно такую же;
Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?
a) сразу же;
b) в антракте;
c) по окончании любой песни
Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?
a) да, мало ли что делает хозяин;
b) нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;
c) только в кабинет начальника;
5. Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…
a) чокнуться с сидящим рядом;
b) чокнуться со всеми;
c) поднять бокал и обвести глазами присутствующих;
6. Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…
a) промолчите;
b) скажите ему 1 раз «Будь здоров»;
c) будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;
Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?
a) ничего;
b) извинюсь;
c) сошлюсь на веские причины.
а | |||||||
б | |||||||
в |
Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».
Для I тура предлагались следующие вопросы:
Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?
/может, если в беседу его вовлекут старшие/
1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?/лучше воздержаться от подобного момента/
2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /
3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /
4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюмемужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /
5. Какой должна быть длина галстука?/Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/
Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?
/нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место/
Как мужчины и женщины супру-ги должны сидеть за столом?
/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /
8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?/ входит всегда первой дама /
Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?
/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/
Каким должен быть тон разговора?
/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/
Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?
/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/
Какая допускается рубашка под пиджак?
/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./
Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?
/ищет и ведёт до места - мужчина/
Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?
/да, если это пожилой человек/
На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?
/проходящий/
Для II тура предлагались следующие вопросы:
Кто первым здоровается – мужчина или женщина?
/первым следует здороваться мужчине/
2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот кому звонят?/позвонивший
1. Кто первым здоровается при входе в помещение? /первым здоровается всегда входящий/
2. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/
3. При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / выходит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/
4. Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/
5. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/
6. Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/
7. Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует
избегать/
8. Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/
3. Пара поднимается или спу-скается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/
4. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/
5. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/
6. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/
7. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/
8. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться /
Перед финальной игрой зачитываются результаты проведённого теста – контроля по вопросам, составленным куратором.
1. Имеет ли для меня значение как одет преподаватель?
2. Как должна одеваться женщина – преподаватель?
3. Как должен одеваться мужчина – преподаватель?
4. Должен ли преподаватель следить за своей причёской?
5. Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?
6. Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?
Тест – контроль показал: оказывается из 22 опрашиваемых:
- для 15 человек не имеет никакого значения, как одет преподаватель, и только 7 человек обращают на это внимание
- уже 16 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле; а 5 человек указали на опрятную и удобную одежду; 1 человек упомянул не слишком вызывающую одежду
- тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». 17 человек – за деловой костюм, 5 человек – за удобную и опрятную одежду.
- Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.
- На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия? » 6 человек ответили, что спокойным и строгим; 5 человек – громким и внятным; 3 человека – в зависимости от поведения учащихся; 5 человек – отметили « нормальный » тон, хотя что они вкладывали в понятие « нормальный», мы не знаем; и наконец 1 человек отметил, что преподаватель должен общаться тоном внутреннего распорядка учебного заведения.
- На вопрос « Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося? »: 6 человек ответили коротко и лаконично – «Рапорт» и следовательно доложить начальству; 5 человек посоветовали повысить голос и сделать замечание либо предупреждение (правда каких не указали); 2 человека предложили провести «5 – ти минутную» лекцию «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; 1 человек посоветовал поставить нарушителя «на место», правда как и на какое не указал; и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя.
Для финала предлагались следующие вопросы: