Ролевые игры (сюжетные, деловые).
Собери колоду
Участников игры - двое или четверо. Помогать им будет весь зрительный зал. Игрокам выдается по одной карте - туз какой-либо масти. Остальные карты раздаются в зале. Задача "тузов" собрать все карты своей масти от "шестерки" до "короля" как можно быстрее. Обладатели карт - зрители могут бежать к "тузу" только после того, как уже рядом с ним оказалась предыдущая карта.
«Перестройка»
Участники делятся на две команды, выстраиваются напротив друг друга и по команде ведущего перестраиваются в своих командах по разным признакам: по росту, по размеру обуви, по цвету обуви от светлой к темной, по алфавиту имен (от А до Я).
«Молекула»
Вожатый объясняет: сначала нужно просто ходить в толкучке при словах: «Молекула – моли, молекула – моли…» А потом, при неожиданном выкрике какого-либо числа («Три!»), все должны обняться в команды по столько человек,, какое было названо число (в нашем случае по три человека). Потом опять брожение «свободных электронов», и снова команда. Конец игры: «Молекула – моли, молекула – моли.…Все!»
Мафия
Все рассаживаются кружком, но не вплотную друг к другу. Выбирается один ведущий. Далее игроки тянут жребий, организованный ведущим. По результатам определяется один (1) комиссар Каттани, несколько мафиози (их ненамного меньше половины играющих) и добропорядочные граждане, коих большинство. Результаты жребия, т.е. кто кем оказался, необходимо сохранять в тайне. Далее начинаются будни. Сначала день. Все сидят с открытыми глазами пытаются угадать, кто же из них мафиози. Если кто-то признан таковым единогласным решением, то тут же приводится в исполнение «вышка» - человек выбывает из игры. Если консенсуса нет, то просто наступает ночь. НОЧЬ. Все закрывают глаза. Затем ведущий объявляет о выходе мафии. Оставшиеся в живых мафиози открывают глаза и знаками (не голосом!) решают, кого они грохнут сегодня.. Закрывают глаза. Далее выход комиссара Каттани.
Он прикидывает, кто же может быть мафией. Если угадал, то одним мафиози становится меньше, если нет, то выходит осечка. Далее снова начинается день. Игра ведется до полной победы честных граждан или мафии. Замечания: комиссар Каттани - вполне добропорядочный гражданин, т.е. может быть казнен общим собранием или убит мафией. По ходу игры ведущий комментирует происходящее, сохраняя анонимность действующих лиц.
Кошка-собака – участники и ведущий сидят в кругу. Ведущий показывает два разных предмета и дает им название, одному – «кошка», другому – «собака». Задача каждого, кому дается предмет, спросить дающего «Что это?». Дающий, в свою очередь должен спросить то же самое у того, кто дал ему этот предмет, т так далее, пока вопрос не дойдет до тренера. Тренер, в зависимости от предмета отвечает, «кошка», или «собака». Ответ доходит до человека, который спрашивал, тот берет предмет и передает его следующему и все начинается сначала. Предметы движутся по кругу то ведущего вправо и влево. Они должны обойти круг и вернуться к тренеру. Пока предметы не дошли до середины круга – все просто. Как только они пересеклись на каком-то человеке – начинается поступление разной информации и разных источников и наступает момент требующий очень большого сосредоточения. Как правило при этом участники кричат, смеются ничего не понимают о том, что должны делать они, но все понимают о том, что нужно делать остальным, что и анализируется после завершения упражнения. Упражнение очень энергетичное и смешное – можно использовать как разгрузку или как завершение дня.
Отгадай сказку – выбираются два участника, которым дается задание учиться задавать закрытые вопросы. Им говорится о том, что группа, в их отсутствие, придумает про них сказку и необходимо задавая закрытые вопросы, отгадать – кто кроме них еще участвует, как начиналось действие, что происходило, чем закончилось. Когда участники выходят из комнаты, остальным дается следующая инструкция: «Когда будет задаваться вопрос, который заканчивается на гласную, - отвечаете «Да», на согласную – «Нет», на мягкий знак – «Может быть». Отсутствующие участники приглашаются в зал и им, как бы между делом, дается установка на тему сказки. Тренер говорит что-то типа: «Я не несу ответственности, за ту сексуальную свободу, граничащую с …, которую позволили себе ваши коллеги по группе, сочиняя сказку про вас». Далее, начинается угадывание сказки, которое естественно движется в направлении, заданном тренером. Все довольны, все смеются. В заключение угадывающим предлагается рассказать свою версию сказки, после чего задается вопрос: «Если бы можно было одним словом описать человека, который придумывает такие сказки, как бы Вы это сделали?»
Хвост дракона – упражнение-игра, построенное по принципу, аналогичному «молекуле», с такой же целью. Участники разбиваются на группы по 4-6 чел и образуют что-то типа «паровозиков». По команде тренера начинают хаотичное движение в ограниченном пространстве. По хлопку, каждая группа старается «оторвать» последнего от какой-либо группы, причем нельзя позволить оторвать своего замыкающего. Эффект – практически такой же как и в «Молекуле».
Мотогонки – участники работают в парах. Номер первый – гонщик, номер второй – мотоцикл. Номер первый встает за номером вторым, берет его за талию и закрывает глаза, а второй, по команде ведущего начинает бежать по комнате в неопределенном направлении. Смена происходит так же по команде ведущего. В процессе игры хорошо видно кто и как относится к той или иной роли – первые номера демонстрируют способность или неспособность доверять ведущему их партнеру, вторые – способность нести ответственность за того, кто им доверился. Кроме того, это упражнение приводит к очень большому выплеску энергии, большому веселью и очень хорошо расслабляет группу после занятия.
Паровоз – упражнение используется для снятия напряжения в конце рабочего периода, или в конце рабочего дня. Участники стоят в кругу. Тренер дает инструкцию: «Я буду хлопать, сначала медленно, затем быстрее, затем еще быстрее, затем совсем быстро и .т.д. Вы будете хлопать вместе со мной, с точно такой же скоростью и ритмом. С возрастание скорости будет возрастать ваше возбуждение, нарастать чувство тревоги и усталости, старайтесь как бы концентрировать все это между ладонями, наращивая по мере нарастания скорости. Когда скорость и ваши чувства достигнут апогея, я подниму руку и резко, как бы потянув за веревку, опущу ее вниз. В этот момент вы должны «загудеть», вложив в звук все то, что в этот момент будет внутри вас» тренер начинает хлопать, одновременно говорить инструкцию, как бы наращивая то возбуждение, которое должно быть. Все больше скорость, все громче говорит тренер, все больше «заводятся» участники и вот наконец, тренер поднимает руку и резко бросает вниз. Участники издают звук, похожий на гудок паровоза, выбрасывая из себя всю накопленную за день усталость.
Хлопать-топать – Участники сидят в кругу. Правой ногой нужно зацепить ногу соседа справа в области щиколотки, правую руку положить на колено соседа справа. То же сделать левой рукой и левой ногой. Тренер дает инструкцию хлопать ладонью по колену, на котором она лежит так, чтобы хлопки шли один за другим, например по часовой стрелке. После этого аналогичное задание дается для ног. Когда у участников начинает получаться, задания делаются одновременно. Как правило, задание получается не сразу и в процессе отработки участникам удается повеселиться, наблюдая попытки коллег по группе отследить оба потока информации одновременно.
На коленки - по кругу. – участники стоят в кругу по принципу «паровозик», при этом обнимают за талию человека, стоящего через одного впереди. Задание – сесть на коленки тому, кто стоит сзади. Получается не сразу, как правило на первых порах кто-нибудь выпадает из круга и весь круг из-за этого разваливается. Тренер дает установку на то, что любое командное дело похоже на выполняемое упражнение – пока все держат друг друга – все буде работать. Нет самого главного или не важного. Если выпадает один – разваливается все. Пробуют еще раз или несколько – до тех пор, пока не получится правильно. После этого все отпускают руки и тренеру имеет смысл, в целях большего сплочения группы поощрить участников на небольшое проявление радости и гордости собой - «Вы сделали это, имеет смысл поаплодировать себе и коллегам по группе»
Название | Краткое описание | Цель игры | Кол-во участников | Примечание |
«Снежный ком» | По кругу каждый называет свое имя и имена уже назвавших перед ним. | Знакомство и сплочение группы | До 20 | |
«Путаница» | Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг. | Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. | 5-10 | Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. |
«Белые медведи» | 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». | Разрядка | 5-25 | Безопасное помещение |
«Черные шнурки» | Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех., у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим. | Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее. | 6-25 | По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как то определенных отношений. |
«Вася – Вася» | Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. | Знакомство, внимание, наблюдательность, координация. | 5-10 | Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. |
Имена- качества | Каждый придумывает какое- либо качество личности. Свойство характера, начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса- любовь, Сергей- скромность) которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. | Знакомство, создание доброжелательной атмосферы. | Любое | Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно. |
Вопросы на бумажках | Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался. | Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. | Любое | Возможный уход от серьезной работы- написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку» |
Мозговой штурм | Все участники обсуждают проблему и выносят предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии. | Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. | Любое | Техническое обеспечение: ватман, маркеры разных цветов. |
«Я никогда не…» | Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не …». Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно. Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по- честному. | Знакомство в игровой форме. | 5-15 | Нужно оговорить вещи, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т. е. это может благотворно влиять на самооценку человека. |
Знакомство по парам | Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. | Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. | Четное 8-16 | Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать. |
«Поиск общего» | Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью. | Знакомство, внимание к личности другого и проявление своей личности. | 8-30 | Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д. |
Хлопки | Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков. | Разрядка, концентрация внимания. | 5-20 | |
«Времена года» | Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача всех остальных- угадать какое. | Разрядка, знакомство, сплочение группы. | 10-25 | |
«Дни рождения» | Участники молча строятся в линейку по дням рождения. | Разрядка, знакомство, сплочение группы | 5-30 | |
«Построиться по …» | Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, цвет волос, веселость, активность и т. д.) | Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. | Любое | Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия. |
«Разгоняем паровоз» | По кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем обратный процесс. | Сплочение, ощущение общности группы. | Любое | |
«Колпак» | «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов. | Разрядка, смех, ощущение цельности группы. | Любое | Хорошо проводить во время заключительных занятий. |
«Дракон» | Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний «хвост». Голова должна поймать хвост | Разрядка, сплочение | 5-15 | Безопасное помещение |
«Зоопарк» | По предложению ведущего все изображают каких-либо животных (движения и звуки) | Разрядка, проявление фантазии, выход энергии | 5-25 | Подросткам сложно, возможно только при достаточном уровне «продвинутости» группового процесса |
«Эхо» | Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо | Взаимодействие «личность-группа», обратная связь | 5-25 | При желании можно добавлять жесты |
«Переманивания» | Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того кто стоит за стулом не пустить (поймать) «своего» сидящего. | Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений | 11-25 не четное кол-во | |
«Шишки, желуди, оре-хи» | Группа разбивается на тройки и встает в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке – «шишки», за ним «желуди». За ними «орехи». Ведущий стоя в центре называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим. | Разрядка, концентрация внимания. | 13-25 | |
«Птицы, блохи, пауки» | Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает кем она будет - «птицами», «пауками», или «блохами».Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стороны, переходит в другую команду. | Разрядка, концентрация внимания. | 10-30 | Просторное, безопасное помещение. |
«Салки-обнималки» | Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. | Разрядка, взаимовыручка | 6-30 | Просторное, безопасное помещение |
«Зеркало» | В парах один человек повторяет движения другого. Вариант- вся группа повторяет движения одного. | Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. | Любое | |
«Бурундуки» | Ведущий на ухо называет каждого участника каким- либо животным. Все встают в круг и берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается , когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы. | Разрядка, смех, противодействие с группой. | 10-30 | |
«Салки по трое» | Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр. | Взаимовыручка, разрядка, опыт защищать и быть защищенным. | Кратно 4 | |
«Кузнечик» | Участники садятся в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт мелодии передвигаются с места на место перед участником. | Разрядка, смех. | 6-15 | Желательно избегать соревновательных компонентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить. В этом случае тот, кто путается , выбывает из группы. |
«Поджигатель» | Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. | Разрядка, сплочение группы. | 6-12 | У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение. |
«Телетайп» | Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего. который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим. | Групповое сплочение, снятие возбуждения. | 6-20 | Можно использовать для завершения занятий. |
«Рисунок с поводырем» | Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка. | Снятие возбуждения, межличностный контакт. | Любое четное | Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым» |
«Койот и кролик» | Участники сидят в кругу и передают друг другу 2 мяча, один-«кролик», другой- «койот». Задача «койота»- поймать «кролика» «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если 2 мяча оказались в одних руках - «койот» поймал «кролика» | Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции. | 6-15 | Довольно сложно, дети с замедленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса. |
«Два паровозика» | Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и стают «паровозиком».Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий, дотрагиваясь до последнего «вагона», переходит на место паровоза. | Сплочение, опыт ответственности. | 5-30 | Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью. |
«Фруктовая корзина» | Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре и они должны поменяться местами. Задача ведущего- успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим. | Разрядка | 6-15 | |
«Стул сгорел» | Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает. | Разрядка | 6-30 | Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать несколько стульев. |
«Поросята и котята» | Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят». Все закрывают глаза и издавая соответствующие звуки должны найти своих собратьев. | Разрядка | 6-30 | Ведущий заранее говорит, что он не будет играть, т. к. следит за безопасностью. Безопасное помещение. |
«Бабочка- ледышка» | По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкций то «ледышка», то «мячик», то горячая картошка. | Развитие воображения. | 6-10 | Возможен всплеск агрессивности во время передачи бабочки |
«Ассоциации» | Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули называет слово- ассоциацию к сказанному предыдущим участником. | Ассоциативное мышление, знакомство. | 6-20 | Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одной темы к другой. |