О культуре устной речи для педагогов начальной школы (Часть 1)

Ястребова А. В., Лазаренко О. И.

Культура речи состоит не только в использовании большого числа слов, строящих повествование, но и в том, как произносятся эти слова, каковы интонация, громкость, темп речи. Педагог и к этим сторонам речи ребенка должен относиться с пристальным вниманием. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности маленьких детей. Если педагог говорит, четко произнося слова, если его интонации интеллигентны (глубоки, многообразны и др.), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии своего педагога.

Учителю полезно знать о том, что хотя у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста отмечается усиление тормозного влияния слова, хотя они уже способны правильно реагировать на смысловое содержание слова, но эмоциональные компоненты речи играют значительную роль, специальные исследования взаимодействия первой и второй сигнальных систем посредством ЭЭГ - анализа электроэнцефалограммы - показали, что у этих детей первая сигнальная система играет значительную роль в высшей нервной деятельности: первая сигнальная система опережает по времени реагирования вторую - это значит, что психологически ребенок обостреннее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание слова. Это значит, что ребенок в этом возрасте легко подражает. Это значит, что ребенок будет копировать своего учителя в речевой экспрессии, в общей речевой культуре. Именно старший дошкольник и младший школьник отличается наибольшей подражательностью. Позднее над этим свойством будет доминировать рассудочность, и учитель в более старших классах будет лишен возможности непосредственного образного воздействия.

Помните, что Ваша речь образец для детей.

Развитие речевого дыхания

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, больший объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Дыхательные упражнения можно использовать на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

При смысловой и эмоциональной речи происходит разнообразная работа дыхательных мышц. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи; длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках, - то много слов на одном выдохе, то одно-два слова; выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и сред него звуков. В связи с этим следует развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.

Обращайте внимание на правильное дыхание во время любого речевого высказывания на уроке.

Таким образом, речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением. С этой целью учителю предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

Наши рекомендации