Стадия перцептивной психики.
Индивидуально-изменчивое поведение– поведение, которое формируется с изменением условий окружающей среды; животное программирует свое поведение на основе восприятия (перцепции) сложной реальной ситуации и формирования ее субъективного образа. Индивидуально-изменчивому поведению соответствует уровень психического развития, называемыйперцептивной психикой.
Стадия интеллекта.
Интеллектуальное поведение животных– действия, предпринимаемые для решения задачи в новых условиях, которые осуществляются в три этапа:
· ориентировочный этап – ознакомление с ситуацией, анализ существенных элементов задачи;
· этап исполнения – выполнение нового способа действия, не закрепленного в предшествующем опыте животного инстинктами или простейшими навыками;
· этап анализа – сравнение полученных результатов с имевшимися намерениями и корректировка дальнейшего поведения.
Интеллектуальные действия животных индивидуализированы, имеют примитивный характер и не доминируют в их поведении.
Поведение человека– совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение человека является наиболее сложным, поскольку на него оказывают влияние широкий спектр факторов: генетика, социальные нормы, культура, эмоции, ценности, нравственность, мораль, убеждения, верования, взаимоотношения с другими людьми влияния, ограничения. Способность человека к мотивированному и целенаправленному поведению обусловлена наличием сознания.
Деятельность(англ. activity) – это
· мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели;
· процессы активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (окружающей средой), направленные на удовлетворение потребностей и достижение сознательно поставленных целей;
· "специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры" (Э. Г. Юдин, [10, C. 267]);
· объектно-ориентированная и культурно опосредованная сознательная активность человека, направленная на познание и преобразование окружающей действительности и своего внутреннего мира.
Выделяют следующие отличия деятельности от поведения: деятельность всегда организована, систематична, активна и направлена на достижение некоторого результата; поведение может быть спонтанным, хаотичным, пассивным.
Субъект деятельности– человек, занимающийся деятельностью.
Основными структурными элементами деятельностиявляются мотивы деятельности, цель, предмет и средства.
Мотив(от лат. moveo – приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.
Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.
Потребность(англ. need) – "состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегосяпредметом потребности"Потребности имеют постоянный и актуальный объем, а также психическое отражение в эмоциях.
Цель– предвосхищаемый результат деятельности; реальный / идеальный предмет стремления субъекта, которое может быть как осознанным, так и неосознанным.
Целеполагание– постановка обоснованных и практически достижимых целей. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на ее достижение.
Средства достижения цели– инструменты или медиаторы (посредники), используемые субъектом деятельности. Средства оказывают влияние на структуру деятельности, субъектов деятельности и их взаимодействие, меняются с накоплением опыта.
Основными видами деятельностичеловекавыступают общение, игра, учение и труд.