Стадия перцептивной психики.

Индивидуально-изменчивое поведение– поведение, которое формируется с изменением условий окружающей среды; животное программирует свое поведение на основе восприятия (перцепции) сложной реальной ситуации и формирования ее субъективного образа. Индивидуально-изменчивому поведению соответствует уровень психического развития, называемыйперцептивной психикой.

Стадия интеллекта.

Интеллектуальное поведение животных– действия, предпринимаемые для решения задачи в новых условиях, которые осуществляются в три этапа:

· ориентировочный этап – ознакомление с ситуацией, анализ существенных элементов задачи;

· этап исполнения – выполнение нового способа действия, не закрепленного в предшествующем опыте животного инстинктами или простейшими навыками;

· этап анализа – сравнение полученных результатов с имевшимися намерениями и корректировка дальнейшего поведения.

Интеллектуальные действия животных индивидуализированы, имеют примитивный характер и не доминируют в их поведении.

Поведение человека– совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение человека является наиболее сложным, поскольку на него оказывают влияние широкий спектр факторов: генетика, социальные нормы, культура, эмоции, ценности, нравственность, мораль, убеждения, верования, взаимоотношения с другими людьми влияния, ограничения. Способность человека к мотивированному и целенаправленному поведению обусловлена наличием сознания.

Деятельность(англ. activity) – это

· мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели;

· процессы активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (окружающей средой), направленные на удовлетворение потребностей и достижение сознательно поставленных целей;

· "специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры" (Э. Г. Юдин, [10, C. 267]);

· объектно-ориентированная и культурно опосредованная сознательная активность человека, направленная на познание и преобразование окружающей действительности и своего внутреннего мира.

Выделяют следующие отличия деятельности от поведения: деятельность всегда организована, систематична, активна и направлена на достижение некоторого результата; поведение может быть спонтанным, хаотичным, пассивным.

Субъект деятельности– человек, занимающийся деятельностью.

Основными структурными элементами деятельностиявляются мотивы деятельности, цель, предмет и средства.

Мотив(от лат. moveo – приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность(англ. need) – "состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегосяпредметом потребности"Потребности имеют постоянный и актуальный объем, а также психическое отражение в эмоциях.

Цель– предвосхищаемый результат деятельности; реальный / идеальный предмет стремления субъекта, которое может быть как осознанным, так и неосознанным.

Целеполагание– постановка обоснованных и практически достижимых целей. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на ее достижение.

Средства достижения цели– инструменты или медиаторы (посредники), используемые субъектом деятельности. Средства оказывают влияние на структуру деятельности, субъектов деятельности и их взаимодействие, меняются с накоплением опыта.

Основными видами деятельностичеловекавыступают общение, игра, учение и труд.

Наши рекомендации