Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
Факультет специального образования
Кафедра логопедии
Дыхательные упражнения
В Системе фонопедической работЫ
Методические материалы подготовлены по материалам диссертации
на соискание академической степени магистра педагогических наук
по специальности 1–03 03 01 Логопедия
Цаппаса Иоанниса Андреа
Устранение нарушений голоса у взрослых
(Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Баль Н. Н.)
Минск, 2007.
Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
Развитие голоса включает овладение оптимальным механизмом дыхания. От этого во многом зависит красота, сила и выносливость голоса. Физиологами доказано, что наиболее продуктивный для речи и пения – костно-абдоминальный (реберно-брюшной) тип дыхания с активным участием мышц живота и диафрагмы. Это обеспечивает хороший забор воздуха и экономный плавный выдох, важный для речи и пения. Так создается дыхательная опора. Правильное использование дыхания заключается не в том, чтобы набирать большое количество воздуха и легкие, а в том, чтобы не тратить его без необходимости в процессе речи. Поэтому вдыхать воздух необходимо только тогда, когда по смыслу допускается пауза.
Овладение костно-абдоминальным типом дыхания является необходимым условием устранения ошибок фонационного дыхания и развития полноценного голоса. Воспитание дыхания происходит за счет совершенствования произвольного компонента управления дыхательными движениями. В результате систематического выполнения упражнений они становятся автоматизированными, что приводит к изменению характера и ритма дыхания. Целью упражнений являлось овладение костно- абдоминальным типом дыхания для организации во время речи спокойного и глубокого дыхания, обеспечивающего оптимальное звучание.
Для решения данной цели используются следующие комплексы:
- упражнения на восприятие дыхания;
- на тренировку носового дыхания;
- на овладение костно-абдоминальным типом дыхания и на воспитание дыхательной опоры;
- фонационные дыхательные упражнения.
Вначале выполняются статические упражнения в медленном темпе, что позволяет выработать правильные кинестезии дыхательных движений. По овладению навыками спокойного и глубокого дыхания переходят к его закреплению во время двигательной активности. Динамическиедыхательные упражнения направлены на координацию фонации и дыхания, движения и речи. Они подготавливают обучающихся к интенсивным голосовым нагрузкам. При выполнении дыхательных упражнений важно соблюдать предложенную последовательность, так как задания дополняют друг друга. Работа должна быть тесно связана с упражнениями на нормализацию мышечного тонуса и восстановление осанки.
Упражнения на восприятие дыхания.Целью данных упражнений является осознание процесса дыхание, знакомство с ритмом дыхания, восприятие дыхательных движений благодаря концентрации внимания на различных областях тела. Усиление самоконтроля за дыханием создает базу для его изменения. Помимо этого происходит восприятие перенапряжений, которые затрудняют ход дыхания. Во время выполнения упражнений дыханием нельзя управлять осознанно или форсировать процесс. Каждое упражнение повторяется 4 – 5 раз.
- Исходное положение – сидя. Свободно сесть на табурет и положить руку на живот. Следить за движением живота и ритмом дыхания.
- Исходное положение – стоя свободно. Следить за движением живота и ритмом дыхания.
- Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Положить одну руку на грудную клетку, а другую на живот. Следить за дыхательными движениями, наблюдать, в какой области ощущается дыхание: груд, область пупка, нижняя часть живот, бока, область лопаток, область почек, крестцово–поясничная область.
- Восприятие дыхание в области груди и живота. Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Положить одну руку на живот, а другую под ключицу, а потом подмышку той же стороны. Почувствовать дыхательные движения под руками. Смена рук. Положить руку поочередно на грудину, сбоку на грудную клетку, живот и паховую область. Ощутить, есть ли дыхательные движения. Руки с растопыренными пальцами положить на живот: большие пальцы на ребра, маленькие – в направлении паха. Поднимать отдельные пальцы, чтобы остальные пальцы смогли отчетливо почувствовать дыхательные движение. Следить, чтобы плечевой пояс был расслаблен.
- Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Поочередно класть кисти рук тыльной стороной на различные участки спины: область талии, крестца поясницы. Можно ли почувствовать дыхательные движения под рукой?
- Восприятие дыхания с помощью воображения. Исходное положения – сидя или стоя. Логопед по очереди описывает несколько картинок или ситуаций, в которые пациент мысленно должен перенестись. Во время такого мысленного представления (1 мин.) необходимо зафиксировать, где ощущаются дыхательные движения. Затем сравнить полученный в различный ситуациях опыт дыхания. Например: прогулка по пляжу или по лесу, просмотр хорошего фильма, ожидание (у зубного врача), перед неприятной встречей, прослушивание сенсационных новостей, ожидание в очереди, когда очень торопитесь.
- Исходное положение – сидя или стоя. Наблюдать за дыханием после растяжки.
- Изменение дыхания с помощью движения. Необходимо следить, чтобы не возникало перенапряжение. После выполнения каждого упражнения следить за дыханием. А) Бег на месте, время от времени поднимать колени или касаться пятками ягодиц. Менять темп. Б) Имитировать бег на лыжах или подъем по лестнице. В) Прыжки в разном темпе и ритме. Г) Присесть и обхватить лотки руками, потом подняться на цыпочки и вытянуть, обе руки вверх, снова выполнить приседание. Повторить упражнение. Д) «Велосипед» во всех вариациях (сидя, лежа на спине), а также с интенсивным движением ступней; менять темп и направление.
Упражнения на тренировку носового дыхания направлены на воспитание навыка правильного вдоха. Отрабатывается спокойный короткий и бесшумный вдох. Продолжительность вдоха равна приблизительно двум секундам. Выдох в упражнениях медленный и плавный.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо следить, чтобы обучающийся не перебирал слишком много воздуха, так как этот приводит к перенапряжению всего организма. Использование правильного вдоха позволяет избежать излишней сухости в ротовой полости, которая приводит к неприятным субъективным ощущениям: чувству инородного тела в горле, навязчивым откашливаниям. Каждое упражнение выполняется 4 – 5 раз.
- Вдох короткий, спокойный, через нос, продолжительный выдох через нос.
- Вдох через одну ноздрю, продолжительный выдох через другую, и наоборот.
- Вдох через нос, на выдохе через нос выдыхать воздух маленькими порциями (толчками).
- Сделать вдох через правую ноздрю, затем, зажав ее, выдыхать через левую ноздрю, постукивая по ней кончиком пальца, и наоборот.
- Сделать вдох через одну ноздрю, выдох через другую маленькими порциями, и наоборот.
- Вдох через нос, на выдохе постукивать кончиками пальцев по крыльям носа.
- На вдохе через нос провести кончиками пальцев снизу вверх по крыльям. На выдохе упереть кончики указательных пальцев в крылья носа и совершать вращательные движения, как бы ввинчивая пальцы.
- Вдох через нос, продолжительный выдох через рот.
- Вдох через нос, вдох ртом. На выдохе поднести тыльную сторону ладони ко рту и ощутить теплую воздушную струю.