ЛЕВЕК Эдмон-Луи-Огюст (1814-1875) -Leveque Edmond-Louis-August

Французский скульптор и живописец. Учился в Школе изящных ис­кусств в Париже. Выставлялся в Салоне. Его скульптурные работы нахо­дятся в музеях Амьена («Андромеда», «Амазонка»), Версаля (портреты ге­нералов Друо и Сен-Поля), в садуТюильри («Диана», «Нимфа»),ЛИБЕРИХ Николай Иванович (1828-1883)

Скульптор. Уроженец С.-Петербурга, происходил из семьи петербург­ских немцев. Окончил Школу гвардейских подпрапорщиков в С.-Петер­бурге. Служил в лейб-гвардии драгунском полку, затем в Лейхтенбергском гусарском полку и вышел в отставку в чине полковника. В армейской сре­де получил известность как искусный рисовальщик и скульптор, его ра­боты отличались редкостным жизненным правдоподобием и точностью штриха. Изучал искусство рисунка и лепки в ИАХ (с 1857 г.) под руково­дством П. К. Клодта. За выполненную в воске историческую композицию «Мазепа» (1858) получил малую серебряную медаль; за скульптурную группу «Смерть графа Ржевского» (вождя польских гусар в XVII в.) удосто­ен звания почетного вольного общника ИАХ (1859); а за создание трех анималистических групп, представлявших сцены охоты, получил звание академика скульптуры (1861). Участвовал в выставках ИАХ (1857-1883), ВХПВ в Лондоне (1862, 1872), Париже (1867), Вене (1873). Излюбленны­ми моделями Н. И. Либериха были персонажи охотничьих сцен: охотни­ки, лошади, собаки, медведи, олени, кабаны, зайцы.

ЛИНД Павел Эдуардович (1865-1942)

Скульптор-самоучка. Уроженец Ирбита. Профессионального образо­вания не получил, рисованию и музыке обучался в местной гимназии и дома у отца - горного служащего. Учился на медицинском факультете Ка­занского университета (1885-1887). Посещал скульптурную студию, где проявил себя способным лепщиком. Вместе с В. И. Ульяновым (Лениным) был исключен из университета за участие в студенческой сходке (1887) и сослан в Бирск. Женился на дочери пермского купца-миллионера Безбо-родова (1895), воспитал шестерых детей. Разносторонне одаренный че­ловек художник, скульптор, композитор (прекрасно играл на рояле и скрипке), поэт и переводчик (в совершенстве владел шестью европейски­ми языками), цветовод. Жил в Уфе (с 1920 г.), работал в Потребсоюзе. Вер­нулся к родным в Бирск (1936), где зимой 1942 г. скончался от воспаления легких. На Каслинском заводе по его моделям отливалось девять наиме­нований отливок.

ЛУКЬЯНОВ Александр Александрович (1919-1997)

Скульптор и педагог. Уроженец д. Ананьино Семеновского района Ивановской области. Приехал в Касли вместе с родителями (1930-е). По­сещал изокружок Н. Н. Горского в клубе им. Н. Ф. Захарова (1935-1936). Окончил заводскую ШМХЛ (1937-1939). Проявил педагогические спо­собности и был приглашен в школу работать учителем рисования (1940). Участник Великой Отечественной войны. Имел ранения и боевые награ­ды. Работал преподавателем рисования в каслинском ГПТУ № 18 (1946-1970), мраморщиком-облицовщиком ЮУС в г. Снежинске (1970-1984). Его скульптура «А. С. Пушкин» (1952, бюст) входила в число 30 каслинских моделей, наиболее популярных в 1950-1960-е гг. и широко тиражирова­лась. Автор более дюжины моделей каслинского литья.

МАНАЕНКОВ Сергей Павлович (род. в 1926 г.)

Скульптор и педагог. Уроженец с. Домнино Тамбовской области. Уча­стник Великой Отечественной войны, воевал в частях военно-воздушных сил Черноморского флота (1943-1945). Награжден орденом Отечествен­ной войны 2-й степени и медалями. Окончил МВХПУ (1956), где учился на скульптурном отделении у Е. Ф. Белашовой, В. Е. Егорова, Г. И. Мотови-лова, Н. Н. Соболева. Проживает в Каслях (с 1956 г.). Работал главным скульптором КМЗ (1957-1975). Член СХ СССР (с 1974 г.). Награжден золо­тыми, серебряными, бронзовыми медалями ВДНХ СССР, грамотами ЦК ВЛКСМ, медалью «Ветеран труда».

Автор монумента «Литейщик» (1958) на территории Каслинского за­вода, памятника-бюста И. М. Захарову (1967), мемориального рельефа на памятной доске председателю Каратановского колхоза В. П. Маракову (1980) и барельефа Героя Советского Союза 3. Портновой (1986) для ме­мориального комплекса на Алом поле в Челябинске. Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных вы­ставок (с 1956 г.). В скульптуре малых форм создал статуэтки «Буденно-вец» (1965), «Победа» (1969), «Хозяйка Медной горы» (1995), «Родина» (1995); барельефы «В. И. Ленин» (1967), «Портрет рабочего» (алюминий, 1968), «Портрет литейщика М. Н. Козлова» (1972), «Молодой рабочий» (1983), «Портрет чеканщицы В. Наборщиковой» (1984), «Портрет чекан­щика В. Снегирева» (1991). Выполнил композиции «Волк и журавль» (1959), «Репка» (1968), «Козлики» (1970); исполнил пресс-папье «Царь-пушка» (1956), подчасник «Ворона и лисица» (1959), ажурный модуль «Снежинка» (1965), коробочки «Ежик» и «Курочка» (обе 1968), «Подсвеч­ник для двух свечей с камнем» (1970), подсвечник «Матрешка» (1971), эта­жерку «Лес» (1980), «Подсвечник для четырех свечей» (1995), «Ажурную вазу с крышкой» (2001) и др. Занимался педагогической деятельностью в системе профтехобразования: преподавал скульптуру в каслинском ГПТУ № 18 (с 1975 г.), вел занятия по скульптуре и композиции (с 1994 г.) в Кас­линском филиале ЧПТ и Кыштымском филиале ЮУрГУ.

МАНИЗЕР Матвей Генрихович (1891-1966)

Скульптор. Уроженец С.-Петербурга. Учился рисованию у отца, живо­писца и педагога, затем лепке в начальной школе при ЦУТР барона Штиг­лица, ученик академика М. А. Чижова. Продолжил занятия рисунком в мас­терской профессора АХ В. Е. Савинского (1908-1909). Окончил физико-математический факультет С.-Петербургского университета (1909-1913). Посещал вечерние классы РШОПХ, обучался лепке под руководством И. И. Андреолетти. Учился в ВХУ при ИАХ (1911-1916) в классе Г. Р. Зале-мана и в мастерской В. А. Беклемишева (с 1913 г.). Преподавал в высших

художественных учебных заведениях Ленинграда и Москвы (с 1921 г.). Проживал в Москве (с 1941 г.). Участник выставок (с 1913 г.). Профессор (1935), доктор искусствоведения (1939). Заслуженный деятель искусств БССР (1933), заслуженный деятель искусств УССР (1935), народный ху­дожник СССР (1958). Действительный член (1947) и вице-президент АХ СССР (1947-1966). Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1943, 1950). Автор тщательно моделированных в духе академической традиции XIX в. памятников: Т. Г. Шевченко в Харькове (1935), В. И. Ленину в Улья­новске (1940); статуи «Зоя Космодемьянская» (1942), многочисленных портретов. Его бронзовые фигуры украшают станции «Площадь Револю­ции» и «Измайловская» Московского метрополитена.

МАРЦ Андрей Валерианович (род. в 1924 г.)

Родился в Москве. Учился в Московском ГХИ (1946-1952) у П. Я. Пав-линова, Р. Р. Иодко, Н. В. Томского. Живет в Москве. Заслуженный худож­ник РСФСР (1983). Работает в станковой скульптуре и скульптуре малых форм. Анималист. Участник региональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставок (с 1966 г.); четырех персональных выставок (1993, 1995 - Москва, 1997 - Архангельск). В Кусе по его моделям выпус­кались статуэтки: «Жеребенок лежащий» (1964), «Олень», «Антилопа», «Ка­бан» (1966), «Зебры» (1968), «Конек» (1968), «Газель» (1969), «Павлин», «Носорог», «Бараны» (1970).

Наши рекомендации