РИС8 — Схематическое изображение циклической структуры регуляции дви­гательных действий спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности

(Hacker, 1986)

Время, необходимое для оперативной коррекции двигательных действий, меняется в зависимости от многих факторов, в числе которых уровень технического мастерства спортсмена, его функциональное состояние в данный момент, наличие сбивающих факторов, сложность двигательного действия и др. Учитывая то, что время, необходимое для осуществления процесса обратной афферентации, часто превышает время выполнения отдельных движений, рекомендуется выделять три группы движений — быстротечные, умеренно быстрые и медленные.

РИС8 — Схематическое изображение циклической структуры регуляции дви­гательных действий спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности - student2.ru

РИСУНОК 14.9 — Модель управления двигательными действиями(Schnabel, 1994)

При быстротечных движениях, которые обыч­но протекают в течение 0,1—0,3 с, спортсмен практически не успевает использовать информа­цию, воспринятую рецепторами и даже зафикси­рованную в сознании, довести до уровня реали­зации путем механической коррекции движения.

Умеренно быстрые движения более доступ­ны для коррекции, так как их продолжитель­ность достаточно велика (не менее 1 с). В тече­ние этого времени хо­рошо подготовленный спортсмен может внести изменения в структу­ру движения, особенно если оно хорошо освое­но и сопровождается срочной информацией.

Наиболее доступны для сенсорных коррек­ций медленные дви­жения, в ходе которых спортсмен может ру­ководствоваться указа­ниями тренера, пока­зателями приборов. На этапе освоения многие быстрые и умеренно быстрые движения мо­гут быть переведены в медленные, что суще­ственно облегчает их освоение (Смолевский, Гавердовский, 1999).

В. М. Дьячков (1972) акцентирует внимание на том, что ведущую роль в управлении дви­жениями играют цен­тральные, психические его механизмы, получившие отражение в двига­тельной установке спортсмена на предстоящие действия. Основой для такого подхода является многоуровневая теория управления движениями. При этом ведущий уровень управления связан со смысловой стороной действия, что обеспечивает высокую устойчивость навыка. Переключение же фонового уровня в положение ведущего не­медленно вызывает деавтоматизацию навыка. Вот почему надежность двигательного навыка в большей мере зависит от устойчивости цен­трального управления, чувственного восприятия и контроля за собственными движениями.

Физическое упражнение, как отмечает Д. Д. Донской (1991), может быть описано как знание о нем (модель), освоенность его с уче­том индивидуальных особенностей (программа) и как исполнение конкретного акта в форме си­стемы движений (действие). Вполне естествен­но, что рассматривая основы строения действий невозможно ограничиться рамками одной на­учной дисциплины. Необходим комплексный подход к анализу основ двигательных дей­ствий, позволяющий рассматривать проблему с позиций механики, биомеханики, биологии, психологии, теории и методики спортивной подготовки. В проблеме управления движения­ми следует выделить две составляющие: биоме­ханическую и биологическую (Донской, 1991; Энока, 2000).

Биомеханический аспекткасается механиче­ских основ движений человека, которые невоз­можны без биологического управления сложней­шей деятельностью мышц. Многочисленность разнообразных звеньев тела человека со слож­ными соединениями порождает огромное коли­чество взаимодействий и возникающих сил, в том числе инерционных, упругих и реактивных, с малопредсказуемыми нелинейными измене­ниями. При вращательном характере движений в суставах переменны и силы, и их плечи, а сле­довательно, и моменты сил, а также моменты инерции биокинематических цепей и определяе­мые всем этим угловые ускорения и скорости. К этому следует добавить сложнейшую деятель­ность мышц как накопителей, преобразователей и рассеивателей механической энергии. Строе­нием органов движения объясняется коренное отличие механического движения в машинах (характерное именно определенностью передачи движения) от живого движения с непредсказуе­мостью заранее его результата вследствие пере­менности внутренних условий, не говоря уже о переменных по ходу движения взаимодействиях со средой (Энока, 2000).

Биологический аспектсвязан с управлением огромным количеством звеньев тела человека с их бесчисленными взаимодействиями. Наряду с многоуровневой системой управления дви­жениями большое значение приобретает фазо­вое строение движений (Cafarelly, 1992; Энока, 2000). Логика выделения фаз исходит из изме­нения движений в зависимости от условий. При смене внешних и внутренних условий происхо­дит существенное изменение движений и сме­на их конкретных задач. Мгновенные моменты времени, устанавливаемые по изменению био­механических характеристик, служат границами выделения соответствующих подсистем (фаз) движений. Граничные позы тела в эти моменты служат показателями как готовности к последу­ющим элементам, так и нацеленности на них в предыдущих элементах. Решающим в подобном членении служит их назначение, воспринимае­мое исполнителем как смысловое содержание. В системе движений выделяются временные под­системы (циклы, фазы) и пространственные — для частей тела и их биокинематических целей. Это закономерное членение обусловливается и принципом интегрирующей роли головного мозга в объединении в одновременные группы и последовательные ряды как эффекторных, так и центральных афферентных процессов. К био­логическому аспекту относится также подчинен­ность отдельных блоков общей цели действия, их различение по специализированным подце­лям и функциям и, особенно, многосторонние и многоуровневые структурные связи, приводящие к достижению общей цели (Донской, 1991; De Vries, Housh, 1994).

Однако было бы большим упрощением систему управления движениями ограничить только биомеханическим и биологическим под­ходом. Не менее важными являются психоло­гическийи педагогический аспекты.Большую, часто решающую роль психических процессов в управлении движениями и формировании их рациональной структуры легко проследить, анализируя работы специалистов в области пси­хологии труда и спорта (Цзен, Пахомов, 1985; Косилов, 1991; Kellmann, 2002; Weinberg, Gould, 2003). Что касается педагогического аспекта, то он в значительной мере выпадает из общей тео­рии управления движениями. Однако в спорте именно педагогическая установка на выпол­нение движения является важнейшим элемен­том, позволяющим спортсмену реализовать двигательное действие во всем сложном взаи­модействии рационально спланированных ме­ханических, биологических и психологических компонентов.

Педагогические методы, опирающиеся на словесные и образные характеристики движе­ний, позволяют сформировать у занимающих­ся образ движения и соответствующую целевую установку (Schnabel, 1994). К сожалению, этот аспект управления движения обычно упускает­ся из поля зрения специалистами, увлеченными биомеханическими, физиологическими и пси­хологическими сторонами управления движе­ниями. В то же время спортивная педагогика, передовая практика подготовки спортсменов в последние десятилетия сформировала большой объем эмпирического материала и его обобще­ний, связанных с формированием сложнейших двигательных навыков во всем спектре взаимо­действий ведущего и фонового уровней, един­ства внутренних и внешних характеристик и, что самое сложное, реализацией этих навыков при постоянном изменении внутренней среды организма (включая состояние глубочайшего утомления) и вариативности, динамичности и изменчивости внешней среды.

Современные школы спорта сформировали множество специальных упражнений и спосо­бов их применения, специфических терминов, команд, инструкций, делающих ясными для занимающихся сложные механические, био­логические и психологические понятия и за- кономерности, внешних и внутренних условий и ориентиров, способов контроля и коррек­ции, позволяющих сделать процесс обучения сложнейшим движениям контролируемым и управляемым. Здесь несомненным лидером является американская школа плавания, кото­рая творческими усилиями своих многих вид­ных представителей (Schubert, 1991; Maglischo, 2003; Hines, 2008; Lucero, 2009, 2010 и др.) в последние годы кардинально обогатила систему знаний в области спортивной техники и мето­дики освоения ее наиболее эффективных ва­риантов.

Осознание необходимости управления дви­жениями на уровне активного участия сознания и уровне мышечного чувства, мышечных об­разов в спортивной практике существовало за­долго до формулирования физиологами и пси­хологами представлений о системе регуляции двигательной деятельности во всей сложности и взаимосвязи протекающих здесь процессов. Та­кие термины, как чувство воды, темпа, ритма, гребка, усилий, пространства и др., давно вош­ли в спортивную практику в качестве не только терминов и соответствующих им определений, но и всей системы педагогической деятельности, включающей разнообразные средства и методы совершенствования этих психофизиологических способностей, способы контроля и объективно­го управления их совершенствованием, техниче­ские средства и специальные ориентиры в тесной взаимосвязи с динамическими и кинематически­ми параметрами движений, функциональными возможностями важных функциональных си­стем, уровнем развития различных двигательных качеств, совершенства тактического мастерства и др. Работа именно в этом направлении способ­ствовала выдающимся успехам спортивных школ различных видов спорта во многих странах, по­зволила сформировать систему знаний в сфере управления движениями и технической подго­товки спортсмена как составную часть общей теории спорта.

Не менее важным явилась также разработка частных теоретико-методических направлений обучения и управления движениями в различных видах спорта. Очень многие выдающиеся трене­ры различных стран мира сумели построение спортивной техники своих учеников органиче­ски увязать с экспериментальной и теоретиче­ской работой в области управления движениями. К сожалению, их опыт является еще невостре­бованным общей теорией построения двигатель­ных действий, что в значительной мере обедняет ее, делает оторванной от высших проявлений сложнейших двигательных действий в передовой спортивной практике.

Наши рекомендации