Педагог-психолог в составе СППС учреждения образования

Основные усилия педагога-психолога СППС должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, про-цесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, группах и педагогическом коллективе. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет свои особенности. Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.

В базовой школе — это психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприят-ной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантли-вых школьников.

В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек учащихся.

В рамках проводимой воспитательной работы педагог-психолог должен активно сотрудни-чать с классными руководителями, осуществлять анализ соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации социально-го развития. Важно использовать классные часы для проведения совместно с классными руково-дителями мероприятий профилактического и просветительского характера, в том числе в интерактивной форме (психологические и деловые игры, психологические акции и т. п.).

Деятельность педагога-психолога предполагает этические нормы поведения. В связи с этим педагог-психолог должен: рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современной психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей; препятствовать проведению психопрофилактической, психо-коррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; исходить из интересов детей, учащихся и студентов, задач их полноценного психического развития; оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования и педагогическим коллективам учреждений образования в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, учащихся и студентов, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь им в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или лицам, их заменяющим, в решении проблем воспитания детей. В решении вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, учащихся и студентов, родителей, педагогов и др.; хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и мол-сет нанести ущерб ребенку или его окружению; информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учреждений образования о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности полученной информации.

В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:

• Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий регио-на, учебно-воспитательных учреждений.

• Формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.

• Знакомиться с необходимой документацией.

• Готовить обращения с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

• Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комис-сий, рассматривающих проблемы охраны детства. В случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

• Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и дру-гих видов работ, оценке их эффективности.

• Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования в пределах своей компетенции для исследовательских целей.

• Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных жур-налах и других изданиях.

• Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем чтения лекций, выступлений и использования других активных методов обучения.

• Иметь дополнительную педагогическую нагрузку в соответствии с базовым образо-ванием и квалификацией, в соответствии с действующим законодательством.

• Обращаться в установленном порядке с ходатайствами в соответствующие органи-зации по вопросам, связанным с защитой прав детей, учащихся и студентов.

• В своей работе педагоги-психологи могут использовать методические рекоменда-ции «Основные направления работыпедагога-психолога учреждения образования» (Зб.НД МО РБ, 2006г., № 19—20).

5. Другие специалисты в составе СППС учреждения образования

Согласно п. 10 Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, конкретные наименования и численность должностей педагогических работников СППС определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности. Это значит, что в состав СППС любого учреждения образования могут войти те работники педагоги-ческого коллектива и в том количестве, которое определит руководитель учреждения.

В состав СППС может быть включен педагог-организатор. Без него трудно себе предста-вить массовое мероприятие любого характера — просветительское, развлекательное, соревнова-тельное (например, конкурс на лучшее мероприятие по правовому воспитанию или психологиче-ское ток-шоу). Коррекционно-развивающая работа предполагает участие в ней педагога-логопеда (дефектолога). Работу СППС невозможно считать полной и всеобъемлющей без содействия меди-цинского работника. Именно он способен дать грамотное заключение о физическом здоровье вос-питанников, просветить в области валеологии. Если в штате учреждения образования есть юрист, целесообразно включить его в состав СППС.

Будет полезным включение в состав СППС методиста. Его задача — методическое обеспе-чение деятельности СППС, выпуск методической продукции с целью просвещения детей, родите-лей и педагогов через информационные листки, буклеты, стенды, психологические газеты, право-вые вестники, создание тематических папок, обобщение опыта психологической и социально-педагогической работы и многое другое.

Наши рекомендации