Воспитание творческой индивидуальности
ЛЕКЦИЯ №13
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПЛАН:
1. Содержание и направления воспитания
2. Нравственное воспитание и моральное развитие
3. Понятие и сущность методов, приемов и форм воспитания
4. Самовоспитание. Методы самовоспитания. Критерии самовоспитания.
1. Содержание и направления воспитания
Социализация личности и профессиональная подготовка специалистов — основные функции образования, закрепившиеся документально и в общественном представлении. Основными социальными ролями являются: гражданин, семьянин, профессионал. Исходя из этого определяется и содержание воспитания, которое направлено на развитие базовой культуры личности, в частности, на развитие интеллектуальной, нравственной, физической, трудовой культуры и культуры семейных отношений.
Воспитание учениканаправлено на развитие таких важных качеств, как организованность, самостоятельность, интерес к познанию окружающего мира. Воспитанный ученик:
• испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает информационной культурой;
• интересуется различными областями человеческой культуры, хотя бы одну из них готов изучать углубленно;
• гордится своим учебным заведением, чувствует личную причастность к нему;
• чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;
• умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших.
Воспитанию ученика способствуют следующие направления работы
педагогического коллектива:
• создание имиджа школы, обеспечивающего ее привлекательность и популярность среди родителей и учащихся;
• создание атмосферы познавательного комфорта;
• формирование у учеников потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, осознания важности знаний;
• организация личностно-ориентированного образования.
Воспитание труженика
• Современный человек должен иметь представление о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, о видах собственности, приоритетах в промышленности, сфере обслуживания. Необходимо сформировать у учащихся осознанное реальное отношение к таким социальным явлениям, как безработица, конкуренция, этика бизнеса. Новое экономическое мышление, функциональную грамотность в области финансово-правовых вопросов, практические умения делового человека.
Идея воспитания человека, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из центральных ценностей в семье и школе, если у ребенка, подростка, старшеклассника будет поддерживаться со стороны взрослых уважение к результатам собственного труда и труда других людей.
Проблема современного воспитания
К сожалению, мы можем наблюдать у некоторых обеспеченных учащихся своеобразный стереотип: «То правильно, что мне удобно. Мои родители платят деньги, а вы тут от меня что-то требуете — класс убрать, помочь. Я никому не должен, вы мне должны». При этом морально-нравственные факторы, социальная полезность труда учителя, уборщицы и т. д. в расчет не принимаются.
Воспитание творческой индивидуальности
Основной идеей гуманистического подхода в воспитании является идея самоценности, уникальности воспитанника при условии ее реализации в системе гуманистических отношений в соотнесении с интересами и потребностями других людей.
Проблема современного воспитания
Исследования показывают, что современному российскому образованию свойственен «интеллектуальный порок» — наклеивание ярлыков. Даже опытные учителя нередко опираются в своей работе на самые примитивные классификации учеников. В ходе педагогической деятельности под такую теорию подгоняются не факты, а живые дети. Возможен ли в таком стереотипном восприятии индивидуальный подход к человеку?
На что должна быть направлена работа по воспитанию творческой индивидуальности ?
• На осознание личностью своей неповторимости, самоценности при адекватности самооценки, способности к рефлексии.
• На выработку воспитанником круга гуманистических жизненных ценностей, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути.
• На развитие самостоятельности и креативности мышления.
• На раскрытие творческих задатков и способностей, овладение навыками самосовершенствования в физической, психической и нравственной сферах.
Воспитание семьянина
Основная идея этого направления — идея гармонизации, согласования целей и интересов ребенка, семьи и школы, воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к роли семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.
Воспитание семьянина направлено на:
• осознание себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала;
• понимание и переживание своей значимости как полноправного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли;
• умение принимать близких такими, какие они есть, любить их, проявлять терпимость к недостаткам родных людей;
• создание потребности сохранения семейных отношений, круга семейных ценностей;
• знакомство с функциональными обязанностями в семье, приобретение умений заботы о близких, самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободного времени.
Проблема современного воспитания
Нельзя не отметить, что эталоны женственности и мужественности, складывающиеся у школьников, далеки от реалий жизни. Так, идеальные представления и реальное поведение находятся в разных планах, а идеал не выполняет регулятивной функции. Интересно, например, что из описания понятия «мужественность» практически исчезло качество ответственности!