Воспитание творческой индивидуальности

ЛЕКЦИЯ №13

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПЛАН:

1. Содержание и направления воспитания

2. Нравственное воспитание и моральное развитие

3. Понятие и сущность методов, приемов и форм воспитания

4. Самовоспитание. Методы самовоспитания. Критерии самовоспитания.

1. Содержание и направления воспитания

Социализация личности и профессиональная подготовка специалис­тов — основные функции образования, закрепившиеся документально и в общественном представлении. Основными социальными ролями являются: гражданин, семьянин, профессионал. Исходя из этого определяется и содержание воспитания, которое направлено на развитие базовой культуры личности, в частности, на развитие интеллектуальной, нравственной, физической, трудовой культуры и культуры семейных отношений.

Воспитание учениканаправлено на развитие таких важных качеств, как организованность, самостоятельность, интерес к познанию окружа­ющего мира. Воспитанный ученик:

• испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает информационной культурой;

• интересуется различными областями человеческой культуры, хотя бы одну из них готов изучать углубленно;

• гордится своим учебным заведением, чувствует личную причастность к нему;

• чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;

• умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших.
Воспитанию ученика способствуют следующие направления работы

педагогического коллектива:

• создание имиджа школы, обеспечивающего ее привлекательность и популярность среди родителей и учащихся;

• создание атмосферы познавательного комфорта;

• формирование у учеников потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, осознания важности знаний;

• организация личностно-ориентированного образования.
Воспитание труженика

• Современный человек должен иметь представление о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, о видах собственности, приоритетах в промышленности, сфере обслу­живания. Необходимо сформировать у учащихся осознанное реальное отношение к таким социальным явлениям, как безработица, конкурен­ция, этика бизнеса. Новое экономическое мышление, функциональную грамотность в области финансово-правовых вопросов, практические умения делового человека.

Идея воспитания человека, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из центральных ценностей в семье и школе, если у ребенка, подростка, старшеклассника будет поддерживаться со стороны взрос­лых уважение к результатам собственного труда и труда других людей.

Проблема современного воспитания

К сожалению, мы можем наблюдать у некоторых обеспеченных учащихся своеобразный стереотип: «То правильно, что мне удобно. Мои родители платят деньги, а вы тут от меня что-то требуете — класс убрать, помочь. Я никому не должен, вы мне должны». При этом мо­рально-нравственные факторы, социальная полезность труда учителя, уборщицы и т. д. в расчет не принимаются.

Воспитание творческой индивидуальности

Основной идеей гуманистического подхода в воспитании является идея самоценности, уникальности воспитанника при условии ее реали­зации в системе гуманистических отношений в соотнесении с интере­сами и потребностями других людей.

Проблема современного воспитания

Исследования показывают, что современному российскому об­разованию свойственен «интеллектуальный порок» — наклеивание ярлыков. Даже опытные учителя нередко опираются в своей работе на самые примитивные классификации учеников. В ходе педагогиче­ской деятельности под такую теорию подгоняются не факты, а живые дети. Возможен ли в таком стереотипном восприятии индивидуальный подход к человеку?

На что должна быть направлена работа по воспитанию творческой индивидуальности ?

• На осознание личностью своей неповторимости, самоценности при адекватности самооценки, способности к рефлексии.

• На выработку воспитанником круга гуманистических жизненных ценностей, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути.

• На развитие самостоятельности и креативности мышления.

• На раскрытие творческих задатков и способностей, овладение навыками самосовершенствования в физической, психической и нравственной сферах.

Воспитание семьянина

Основная идея этого направления — идея гармонизации, согласова­ния целей и интересов ребенка, семьи и школы, воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к роли семьянина, продолжателя рода, создателя и хра­нителя семейных традиций.

Воспитание семьянина направлено на:

• осознание себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала;

• понимание и переживание своей значимости как полноправного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли;

• умение принимать близких такими, какие они есть, любить их, проявлять терпимость к недостаткам родных людей;

• создание потребности сохранения семейных отношений, круга семейных ценностей;

• знакомство с функциональными обязанностями в семье, приобретение умений заботы о близких, самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободного времени.

Проблема современного воспитания

Нельзя не отметить, что эталоны женственности и мужественности, складывающиеся у школьников, далеки от реалий жизни. Так, идеаль­ные представления и реальное поведение находятся в разных планах, а идеал не выполняет регулятивной функции. Интересно, например, что из описания понятия «мужественность» практически исчезло качество ответственности!

Наши рекомендации