Виды самостоятельной работы студентов

№ п/п Название раздела, темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
Кол–во час. в соотв. с тематическим планом Виды самостоятельной работы Сроки выполнения
Основные сведения о языке. Подготовка к практическим занятиям (см. 11. «Дидактические материалы») Написание реферата (см. Контрольную работу № 1) К практическому занятию по соответствующим темам. (см. 11. «Дидактические материалы», см. практические занятия 1,2,3,4)   Опрос на практических занятиях
Фонетика. Подготовка к практическим занятиям. Фонетическая транскрипция текста. (см. 11. «Дидактические материалы», занятия 5,6,7) К практическому занятию по соответствующим темам. (см. 11. «Дидактические материалы», см. практические занятия 5,6,7)   Опрос на практических занятиях
Письмо. Подготовка к практическим занятиям. (см. 11. «Дидактические материалы», занятия 8,9) К практическому занятию по соответствующим темам. (см. 11. «Дидактические материалы», см. практические занятия 8,9)   Опрос на практических занятиях
Лексика и фразеология Подготовка к практическим занятиям. (см. 11. «Дидактические материалы», занятия 10,11, 12) К практическому занятию по соответствующим темам. (см. 11. «Дидактические материалы», см. практические занятия 10,11,12)   Опрос на практических занятиях
Морфемика и словообразование. Подготовка к практическим занятиям. (см. 11. «Дидактические материалы», занятие 13) К практическому занятию по соответствующим темам. (см. 11. «Дидактические материалы», см. практические занятия 13)   Опрос на практических занятиях
Грамматика. Подготовка к практическим занятиям. (см. 11. «Дидактические материалы», занятия 14, 15, 16) К практическому занятию по соответствующим темам. (см. 11. «Дидактические материалы», см. практические занятия 14,15,16) Опрос на практических занятиях
Контрольная работа См. Контрольную работу № 2 (аудиторную) По расписанию Проверка контрольной работы № 2
Классификация языков Подготовка к практическим занятиям. (см. 11. «Дидактические материалы», занятие 18) К практическому занятию по соответствующим темам. (см. 11. «Дидактические материалы», см. практические занятие 18) Опрос на практических занятиях

Содержание текущего и итогового контроля

Текущий контроль.

Формы контроля: контрольная работа, реферат, опрос на практических занятиях.

Содержание контрольных мероприятий:

1. Темы рефератов:

Задание: Написать реферат на выбранную тему.

Литературу студент подбирает самостоятельно. См. также список основной и дополнительной литературы в рабочей программе.

Выполняется самостоятельно во внеаудиторное время

Срок сдачи на проверку – с 01 ноября до 01 декабря 2012 г.

Темы:

1 группа

1. Агглютинативные и фузионные языки.

2. Активный и пассивный словарь.

3. Аналитические и синтетические языки.

4. Буквенное письмо. Его происхождение.

5. Внешние и внутренние законы развитии языка. Языковые универсалии.

6. Внутренняя форма слова.

7. Возникновение письма у славян.

8. Вопрос о взаимоотношении языка и мышления.

9. Вопрос о происхождении языка.

10. Грамматическая форма и грамматическое значение.

11. Единицы языка. Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка.

12. Имеет ли звук значение? Звуковой символизм. (Учёные о фоносемантике).

13. Индоевропейская семья языков.

14. Интонация и её роль в выражении значения.

15. Искусственные языки.

16. Исторические изменеия в лексике.

17. Исторические изменения в грамматике.

18. Исторические изменения в морфемном составе слова.

19. Квантитативная лингвистика: дешифровка текста, авторизация текста.

20. Корпусная лингвистика. Национальный корпус русского языка (http://www.ruscorpora.ru/)

21. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.

22. Метафора и метонимия в языке и речи.

23. Норма литературного языка и её изменения. Варианты норм.

24. Ономастика как наука.

25. Освоение заимствованной лексики.

26. Основные принципы русской орфографии.

27. Основные функции языка и речи.

28. Особенности речи мужчин и женщин (О понятии «гендерная лингвистика»)

29. Реформы русского письма.

30. Романские языки.

2 группа

1. Семантическая структура слова

2. Славянские языки.

3. Словообразовательное значение.

4. Соотношении понятий «общенародный язык», «литературный язык» и «язык художественной литературы».

5. Табу и эвфемизмы.

6. Тайные (условные, секретные) языки. Криптография.

7. Топонимика как наука.

8. Тюркские языки.

9. Учёные о «языке» животных.

10. Учёные о содержании понятий «язык и речь».

11. Учёные о языке жестов.

12. Функциональные стили литературного языка.

13. Что пишут лингвисты о жаргоне.

14. Что такое «речевой этикет»?

15. Что такое «языковая картина мира»?

16. Что такое «языковая личность»?

17. Что такое слово?

18. Что, как и с какой целью изучает диалектология? Наречия и говоры русского языка.

19. Что, как и с какой целью изучает когнитивная лингвистика?

20. Что, как и с какой целью изучает лингвокультурология?

21. Что, как и с какой целью изучает палеография?

22. Что, как и с какой целью изучает психолингвистика?

23. Что, как и с какой целью изучает семиотика?

24. Что, как и с какой целью изучает социолингвистика?

25. Что, как и с какой целью изучает этимология? Понятие «Народной этимологии».

26. Что, как и с какой целью изучает этнолингвистика?

27. Язык человека и компьютер. Автоматическая обработка текста.

28. Языки коренных народов Сибири.

29. Языковой знак: его признаки и свойства. Понятие нулевого знака.

30. Языковые контакты как внешний фактор развития языка.

3 группа

1. Агглютинативные и фузионные языки.

2. Аналитические и синтетические языки.

3. Буквенное письмо. Его происхождение.

4. Возникновение письма у славян.

5. Вопрос о происхождении языка.

6. Единицы языка. Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка.

7. Индоевропейская семья языков.

8. Исторические изменеия в лексике.

9. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.

10. Метафора и метонимия в языке и речи.

11. Норма литературного языка и её изменения. Варианты норм.

12. Ономастика как наука.

13. Топонимика как наука

14. Особенности речи мужчин и женщин (О понятии «гендерная лингвистика»)

15. Романские языки.

16. Славянские языки.

17. Табу и эвфемизмы.

18. Тайные (условные, секретные) языки. Криптография.

19. Тюркские языки.

20. Учёные о «языке» животных.

21. Учёные о языке жестов.

22. Что такое «языковая картина мира»?

23. Что такое «языковая личность»?

24. Что, как и с какой целью изучает лингвокультурология?

25. Что, как и с какой целью изучает палеография?

26. Что, как и с какой целью изучает этнолингвистика?

27. Языки коренных народов Сибири.

28. Языковые контакты как внешний фактор развития языка

Образец оформления титульного листа

Кузбасская государственная педагогическая академия

Факультет русского языка и литературы

Кафедра русского языка и литературы

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

(О понятии «гендерная лингвистика»)

реферат по Теории языка (Введение в языкознание)

Выполнила студентка 1 курса

Ильина Ирина Сергеевна

Работа сдана на проверку ___________ 20__ г.

Проверена « » _____________ 20___ г.

с предварительной оценкой «______________» 1

Профессор __________________ А Г. Балакай

Требования к оформлению реферата

* Примерный объём реферата – 10–15 стр. формата А 4.

* Поля: верхнее –2,5 см., нижнее – 2,5 см., левое – 2,5 см., правое – 1,5см.

* Межстрочный интервал – одинарный.

* Реферат открывается Содержанием, в котором указываются названия разделов (параграфов) реферата и номера страниц.

* Цитаты оформляются в кавычках. Все ссылки даются на список литературы в конце текста в форме (Фамилия, инициалы автора год издания: страница), например:

«В науке о языке гендерные исследования заняли прочное место, по­лучив статус самостоятельного лингвистического направления – гендерной лингвистики, или лингвистической гендерологии. Предметом этой дисциплины, представляющей собой новое направление преиму­щественно социолингвистических исследований, является выяснение того, как фактор пола влияет на использование языка мужчинами и женщинами, какими средствами располагает язык для конструирова­ния гендерной идентичности, чем различаются мужское и женское ком­муникативное поведение (как вербальное, так и невербальное)» (Попова Е. А. 2007: 41).

* В конце реферата даётся список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами краткого библиографического описания, например:

Попова Е. А. Об особенностях речи мужчин и женщин // Русская речь. – 2007. – № 3. – С 40 – 49.

* 2-й экземпляр или черновик реферата студент оставляет у себя для подготовки к собеседованию по спецвопросу на экзамене.

___________________________

1 Окончательная оценка за реферат выставляется после собеседования по спецвопросу на экзамене

Промежуточный контроль.

Формы контроля: проверка рефератов, собеседование, опрос на практических занятиях, проверка контрольной работы.

2. Терминологический диктант.

Тезаурус (основные термины по курсу «Введение в языкознание»)

Студент обязан знать значение указанных ниже лингвистических терминов, для чего в течение семестра, но не позднее, чем за месяц до экзамена, каждому необходимо составить терминологический словарь. Можно воспользоваться существующими словарями лингвистических терминов и лингвистическими энциклопедиями. Например:

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976 (или любое переиздание).

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1969.

Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. М.: Высш. школа, 1991 (или переиздания)

Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Сов. энциклопедия, 1990 (или его переиздание под названием: «Языкознание: Большой энциклопедический словарь» / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: БРЭ, 1998). http://lingvisticheskiy-slovar.ru/

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание).Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. http://www.kodges.ru/49796-yenciklopedicheskij-slovar-yunogo-filologa.html

Энциклопедия для детей. Т. 10 (Языкознание. Русский язык).2-е изд., испр. и доп. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. http://obuk.ru/encik/18483-jenciklopedija-dlja-detejj-t.10.html

Общие сведения о языке

Агглютинативные и фузионные языки

Агглютинация

Адстрат (язык-адстрат)

Аккумулятивная (кумулятивная) функция языка

Аморфные языки. Корневые языки. Изолирующие языки

Аналитические и синтетические языки

Апеллятивная функция языка

Арго (см. Жаргон)

Билингвизм

Внутренние законы языка

Восточнославянские языки

Генеалогическая классификация языков

География лингвистическая

Глоттохронология

Говор. Наречие. Диалект. Диалекты и история языка. Диалекты как свидетели истории народа.

Государственный язык

Диалект (см. Говор)

Диахрония (см. Синхрония и диахрония)

Дистрибутивный анализ

Дифференциальные признаки

Единицы языка и единицы речи

Жаргон. Арго. Слэнг

Знак.

Знаковая теория языка

Значение (лексическое, грамматическое, словообразовательное)

Изменение норм литературного языка (см. Исторические изменения в языке)

Изоглоссы

Индоевропейская семья языков

Инкорпорация. Инкорпорирующие языки

Интерференция

Искусственные языки

Исторические изменения в языке (лексике, грамматике, фонетике, стилистике)

Картина мира языковая

Когнитивная функция языка

Койне

Коммуникативная функция языка

Культура речи

Кумулятивная функция (см. Аккумулятивная функция языка)

Лингвистика (и её фундаментальные, нормативные и прикладные дисциплины)

Лингвокультурология

Литературный язык

Международный язык (см. Мировые языки)

Мертвый язык

Мировые языки

Младописьменные языки

Монгольские и тунгусо-маньчжурские языки

Морфологическая классификация языков

Национальный (этнический) язык

Нейролингвистика

Норма в языке

Нулевой знак (нулевые единицы в языке)

Относительность лингвистическая (Теория лингвистической относительности)

Парадигма

Парадигматика и синтагматика

Полисинтетические языки

Прародина славян по данным языка

Праславянский язык

Происхождение языка (основные гипотезы)

Просторечие

Психолингвистика

Пуризм языковой

Разговорный язык

Речь

Родословное древо семьи языков

Родственные языки

Семья языков (см. Языковая семья)

Синтагма

Синтетические языки

Синхрония и диахрония

Система знаков

Система языка

Скрещение языков

Славистика (см. Славянская филология)

Славянская филология

Славянские языки

Слэнг (см. Жаргон)

Смешение языков (см. Скрещение языков)

Социолингвистика

Сравнительное языковедение

Сравнительно-исторический метод

Старославянский язык

Стили языка (см. Функциональные стили)

Стилистика

Структура языка

Субстрат (язык-субстрат)

Суперстрат (язык-суперстрат)

Табу

Тюркские языки

Угро-финские языки (финно-угорские языки)

Универсалии языковые

Уровни языка

Устный и письменный язык

Филология (фундаментальные, нормативные и прикладные филологические науки)

Финно-угорские языки (см. Угро-финские языки)

Флективные языки

Функции языка

Функциональные стили

Эвфемизмы

Эстетическая функция языка (художественная речь)

Язык

Язык жестов

Язык и мышление

Язык и общество

Язык и речь

Язык как система знаков (см. Знаковая теория языка)

Язык как система систем (см. Система языка)

Язык межнационального общения

Языковая картина мира (см. Картина мира языковая)

Языковая политика

Языковая семья

Языковедение

Языковой союз

Языкознание

Фонетика, фонология

Аккомодация

Акустическая классификация звуков речи

Аллофоны (варианты и вариации фонем)

Артикуляционная классификация гласных и согласных звуков

Ассимиляция (полная и неполная, прогрессивная и регрессивная)

Аффриката

Взрывные согласные

Вибранты (дрожащие согласные)

Вокализм

Выдержка

Гаплология

Гиперфонема

Гласные звуки переднего, среднего, заднего ряда; верхнего, среднего, нижнего подъёма; лабиализованные и нелабиализованные гласные)

Глухие и звонкие согласные

Губно-губные согласные

Губно-зубные согласные

Губные согласные

Диереза

Динамическое ударение

Диссимиляция

Дифтонг

Долгота звука

Заднеязычные согласные

Закрытый слог

Звонкие и глухие согласные (См. Глухие и звонкие)

Звуковой символизм

Зубные согласные

Интонация

Комбинаторные изменения гласных и согласных звуков

Консонантизм

Лабиализация

Лабиализованные гласные

Логическое ударение

Метатеза

Мягкие согласные (см. Твёрдые и мягкие согласные)

Нейтрализация фонем

Нелабиализованные гласные

Неприкрытый слог

Неслоговой звук

Нефиксированное ударение

Нижний подъем (гласные нижнего подъёма)

Носовые звуки

Огубление

Оканье и аканье

Органы артикуляции

Орфоэпия

Основной вид фонемы

Открытый слог

Отступ (рекурсия)

Оттенок фонемы (вариация)

Палатализация

Палатализованные согласные

Перцептивная функция фонемы

Подвижное ударение в слове

Позиционные чередования (изменения) звуков

Позиция фонетическая

Полная ассимиляция

Прикрытый слог

Приступ (экскурсия)

Прогрессивная аккомодация

Прогрессивная ассимиляция

Прогрессивная диссимиляция

Проклитика (Проклиза)

Протеический звук (протеза)

Разноместное ударение

Расподобление (диссимиляция)

Регрессивная аккомодация

Регрессивная ассимиляция

Регрессивная диссимиляция

Редукция гласных

Редукция качественная и количественная

Резонатор

Рекурсия

Речевой аппарат

Сигнификативная функция фонемы

Силовое (динамическое) ударение

Сильная позиция (фонем)

Слабая позиция (фонем)

Слог

Слоговой звук

Слогораздел

Смычно-взрывные согласные

Смычно-фрикативные согласные (аффрикаты)

Смычные согласные

Смягчение согласных (см. палатализация)

Согласные

Сонорные согласные

Спиранты (фрикативные согласные)

Способ образования (звуков речи)

Средненебные согласные

Среднеязычные согласные

Средний подъем

Средний ряд

Твердые и мягкие согласные

Ударение

Фонема

Фонематическая транскрипция

Фонетика

Фонетическая система языка

Фонетическая транскрипция

Фонетические процессы

Фонетические чередования

Фонетическое членение речи

Фонология

Фоносемантика

Фразовое ударение

Фрикативность

Шипящие согласные

Шумные согласные

Щелевые (фрикативные) согласные

Экскурсия (фонетическая)

Экспираторное (динамическое) ударение

Энклитика

Письмо, орфография

Алфавит

Буквенное письмо. Его происхождение

Возникновение письма у славян

Глаголица

Графема

Графика (Грамматология)

Дешифровка лингвистическая. (Ассиро-вавилонская клинопись. Ее дешифровка. Египетская иероглифика. Ее дешифровка. Письменность майя. Ее дешифровка)

Диакритические знаки

Идеография

Иероглиф

Кириллица

Консонантное письмо

Латиница

Орфография (Правописание)

Пиктография

Принципы орфографии

Реформы русского письма (XVIII—XX вв.)

Слоговое (силлабическое) письмо

Традиционно-исторический принцип орфографии (см. Принципы орфографии)

Фонематический принцип орфографии (см. Принципы орфографии)

Фонетический принцип орфографии (см. Принципы орфографии)

Наши рекомендации