Физическое совершенствование - определяющий фактор обучения слушателей
Конечной целью и ключевым фактором специфического и педагогического процесса по формированию двигательных навыков, морально-волевых и психологических качеств обучаемых является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.
Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности личности.
Физическое развитие характеризуют такие морфологические показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мышечной системы. Сюда включаются жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уровень физического развития определяется по данным внешнего осмотра и антропологическим измерениям.
Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации).
Физическая подготовленность слушателей предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, с помощью которых развивается сила, быстрота, выносливость и ловкость.
Под влиянием упражнений значительно улучшается функциональное состояние организма обучаемого. При этом совершенствуются функции нервной системы, которые затормаживают процессы возбуждения, регулируют реакции на изменение ситуации.
У натренированных слушателей сердечнососудистая система на различные нагрузки реагирует рационально. Так, при резких ее увеличениях она характеризуется экономной работой органов кровообращения и сокращением восстановительного периода. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение кислородом крови и повышает ее защитные свойства. Это, в свою очередь, благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.
Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гликогена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Происходят и другие благоприятные процессы в организме, что способствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.
Учебные занятия, тренировки в секциях улучшают физическое развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносторонней физической подготовленности слушателей, то есть являются основным средством физического совершенствования
Физическая подготовленность слушателей стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему освоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов. Высокий уровень физической подготовленности находится в прямой зависимости от профессиональной деятельности и позволяет слушателям четко выполнять свои функции, преодолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени между учебой и отдыхом. Физически подготовленные слушатели менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный материал, как правило, хорошо учатся, становятся хорошими профессионалами.
Известно, что новые технологические системы, применяемые в учебном процессе, не снижают, а, наоборот, подчеркивают роль человека в управлении. Человек остается важнейшим и наиболее надежным звеном любой системы управления. Степень его надежности зависит от технических, физиологических, организационных и других факторов. Поэтому важно систематически повышать и поддерживать на определенном уровне физическое состояние обучаемых. Это осуществляется за счет систематического выполнения специфических упражнений, которые положительно влияют на физическое состояние, особенно на выработку тонкой двигательной координации.
Чрезмерное наращивание физической силы вызывает скованность и напряженность, затрудняет овладение тонкими двигательными навыками. Баскетбол, волейбол, настольный теннис, плавание способствуют развитию высокой проприоцептивной чувствительности и других важных качеств.
Физическое совершенство обучаемого определяется комплексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного использования средств, методов, организации и условий учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также от военно-социальных условий слушателей.
Следует учитывать, что курсанты во время учебы в ВУЗе заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. Это происходит за счет того, что в данные годы они закрепляют и шлифуют навыки систематического физического совершенствования, приобретенные в школе. Слушатели становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими упражнениями вполне осознанно.
В ВУЗах имеются объективные предпосылки для развития физических и духовных сил, морально-волевых и психологических качеств обучаемых. В конечном счете, это ведет к гармоничному развитию личности, физическому совершенству. Этому способствует хорошо организованный учебный процесс и отдых, калорийное питание, сон, нормальные бытовые условия, медицинское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек.
Однако главное и эффективное средство в достижении физического совершенства - это упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое состояние, физическое развитие, состояние здоровья и физическую подготовленность слушателей. При систематическом выполнении упражнений мышцы претерпевают изменения, которые затрагивают антропометрические и внешние признаки, а также функциональные показатели. Правильное и регулярное выполнение упражнений обеспечивает удлинение, утолщение и повышение прочности костей, улучшение эластичности связок; укрепляет и увеличивает массу мышц.
Под влиянием упражнений увеличивается окружность грудной клетки, плеч и бедер, уменьшается окружность живота и толщина кожно-жировой складки; снижается возможность получения травм. Кроме того, существенно изменяется в лучшую сторону: форма грудной клетки, позвоночника, рук, шеи, ног и стоп становится естественной и пропорциональной; мышцы - рельефными; походка, осанка и фигура - гармоничными и красивыми. Заметно улучшаются и функциональные показатели: увеличиваются жизненная емкость и объем легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила; стабилизируется вес.
В ряде случаев упражнения способствуют устранению или исправлению сформировавшихся или врожденных недостатков в телосложении. Особенно этому благоприятствуют занятия по гимнастике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным и подвижным играм, другим видам спорта.
Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний слушателями.
[1] См.: Примерим учебная программа по дисциплине "Физическая культура (физическая подготовка)" для курсантов ВУЗ МО РФ. М.: СК МОРФ. 1996.
[2] Теория и организация физической подготовки войск: Учебник. СПб: ВИФК, 1992.