Физическое совершенствование - определяющий фактор обучения слушателей

Конечной целью и ключевым фактором специфического и педагогического процесса по формированию двигатель­ных навыков, морально-волевых и психологических качеств обу­чаемых является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.

Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подго­товленности личности.

Физическое развитие характеризуют такие морфологиче­ские показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мы­шечной системы. Сюда включаются жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уро­вень физического развития определяется по данным внешнего ос­мотра и антропологическим измерениям.

Состояние здоровья зависит от нормального функциониро­вания всех органов и систем человека, а также от наличия или от­сутствия болезней, морфологических изменений организма обу­чаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского ос­мотра (диспансеризации).

Физическая подготовленность слушателей предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий фи­зическими упражнениями, с помощью которых развивается сила, быстрота, выносливость и ловкость.

Под влиянием упражнений значительно улучшается функ­циональное состояние организма обучаемого. При этом совершен­ствуются функции нервной системы, которые затормаживают процессы возбуждения, регулируют реакции на изменение ситуа­ции.

У натренированных слушателей сердечно­сосудистая система на различные нагрузки реагирует рационально. Так, при резких ее увеличениях она характеризуется экономной работой органов кровообращения и сокращением восстановитель­ного периода. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение кислородом крови и повышает ее защитные свойства. Это, в свою очередь, благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.

Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гликогена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Проис­ходят и другие благоприятные процессы в организме, что способ­ствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.

Учебные занятия, тренировки в секциях улучшают физиче­ское развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносто­ронней физической подготовленности слушателей, то есть являются основным средством физического совершенствова­ния

Физическая подготовленность слушателей сти­мулирует умственную деятельность, способствует лучшему освое­нию учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов. Высокий уровень физической подготовленности находится в прямой зависимости от профессиональной деятельности и позво­ляет слушателям четко выполнять свои функции, пре­одолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени между уче­бой и отдыхом. Физически подготовленные слушатели менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный мате­риал, как правило, хорошо учатся, становятся хорошими профес­сионалами.

Известно, что новые технологические системы, применяе­мые в учебном процессе, не снижают, а, наоборот, подчеркивают роль человека в управлении. Человек остается важ­нейшим и наиболее надежным звеном любой системы управления. Степень его надежности зависит от технических, физиологиче­ских, организационных и других факторов. Поэтому важно систе­матически повышать и поддерживать на определенном уровне фи­зическое состояние обучаемых. Это осуществляется за счет систе­матического выполнения специфических упражнений, которые положительно влияют на физическое состояние, особенно на вы­работку тонкой двигательной координации.

Чрезмерное наращивание физической силы вызывает ско­ванность и напряженность, затрудняет овладение тонкими двига­тельными навыками. Баскетбол, волейбол, настольный теннис, плавание способствуют развитию высокой проприоцептивной чув­ствительности и других важных качеств.

Физическое совершенство обучаемого определяется ком­плексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного исполь­зования средств, методов, организации и условий учебной дея­тельности педагогов, их материального благосостояния, а также от военно-социальных условий слушателей.

Следует учитывать, что курсанты во время учебы в ВУЗе заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. Это происходит за счет того, что в данные годы они за­крепляют и шлифуют навыки систематического физического со­вершенствования, приобретенные в школе. Слушатели становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими уп­ражнениями вполне осознанно.

В ВУЗах имеются объективные предпосылки для раз­вития физических и духовных сил, морально-волевых и психоло­гических качеств обучаемых. В конечном счете, это ведет к гармо­ничному развитию личности, физическому совершенству. Этому способствует хорошо организованный учебный процесс и отдых, калорийное питание, сон, нормальные бытовые условия, медицин­ское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и обще­ственной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек.

Однако главное и эффективное средство в достижении фи­зического совершенства - это упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое состояние, фи­зическое развитие, состояние здоровья и физическую подготов­ленность слушателей. При систематическом выполне­нии упражнений мышцы претерпевают изменения, которые затра­гивают антропометрические и внешние признаки, а также функ­циональные показатели. Правильное и регулярное выполнение уп­ражнений обеспечивает удлинение, утолщение и повышение прочности костей, улучшение эластичности связок; укрепляет и увеличивает массу мышц.

Под влиянием упражнений увеличивается окружность груд­ной клетки, плеч и бедер, уменьшается окружность живота и тол­щина кожно-жировой складки; снижается возможность получения травм. Кроме того, существенно изменяется в лучшую сторону: форма грудной клетки, позвоночника, рук, шеи, ног и стоп стано­вится естественной и пропорциональной; мышцы - рельефными; походка, осанка и фигура - гармоничными и красивыми. Заметно улучшаются и функциональные показатели: увеличиваются жизненная емкость и объем легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила; стабилизируется вес.

В ряде случаев упражнения способствуют устранению или исправлению сформировавшихся или врожденных недостатков в телосложении. Особенно этому благоприятствуют занятия по гим­настике, лыжной подготовке, плава­нию, спортивным и подвижным играм, другим видам спорта.

Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний слушателями.

[1] См.: Примерим учебная программа по дисциплине "Физическая культура (физическая подготовка)" для курсантов ВУЗ МО РФ. М.: СК МОРФ. 1996.

[2] Теория и организация физической подготовки войск: Учебник. СПб: ВИФК, 1992.

Наши рекомендации