Состав слюны и ротовой жидкости 2 страница

1 – имеется зубной налет;

2 – кровоточивость;

3 – зубной камень;

4 – патологический карман;

5 – подвижность.

где количество зубов у детей 6-11 лет считают равным 24;

12 – 14 лет – 28;

15 лет и старше – 30

Оценка индекса КПИ в зависимости от тяжести поражения производится следующим образом:

0.1 – 1 – риск заболевания;

1.1 – 2 – легкая форма;

2.1 – 3.5 – заболевание средней тяжести;

3.6 – 5 – тяжелая форма.

5. Индекс нуждаемости в лечение периодонта (CPITN). Для определения верхнюю и нижнюю челюсть условно делят на три сегмента: фронтальный - от клыка до клыка, и два боковых. В каждом сегменте должны быть обследованы 1 или 2 зуба. Оценив до 12 зубов, регистрируют состояния шести зубов, по 1 из каждого сектора, которые находятся в худшем состоянии.

17/16 11 26/27

47/46 31 36/37

Оценка производится по следующим критериям:

0 – признаки отсутствуют;

1 – кровь после зондирования;

2 – зубной налет;

3 – патологический карман до 5 мм;

4 – мах.

При наличии в области обследуемого зуба нескольких признаков поражения пародонта регистрируется более тяжелый признак. На основе определения индекса CPITN можно заявить потребность в лечении заболеваний тканей пародонта:

Код 0 – лечение не требуется;

Код 1 – необходимо обучение гигиеническому уходу за полостью рта;

Код 2 – 3 – удаление над – и поддесневого зубного камня и зубных отложений с обучением гигиеническому уходу за полостью рта;

Код 4 – комплексные методы лечения, включая хирургические, с обязательным обучением гигиеническому уходу за полостью рта.

9. Профилактическое стоматологическое отделение поликлиники. Асептика и антисептика. Профилактика ВИЧ-инфекции.

Основными задачами профилактического отделения является:

· оказание неотложной высококвалифицированной стоматологической помощи прикрепленному населению в рамках территориальной программы государственных гарантий;

· оказание плановой консультативной, диагностической и лечебной стоматологической помощи на выезде (бригадным методом на выезде в районы области, оздоровительные лагеря);

· проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области среди закрепленного детского населения в школах, ГПТУ, учебных комбинатах, высших и средних учебных заведениях, среди рабочих и служащих на закрепленных за поликлиникой промышленных предприятиях;

· организация и проведение мероприятий, направленных на ранее выявление детей с заболеваниями челюстно-лицевой области и своевременное их лечение.

Профилактическое отделение в своей структуре имеет лечебные стоматологические кабинеты:

· на промышленных предприятиях ;

· учебных заведениях;

· школах;

· призывных пунктах;

· поликлиниках;

Асептика - метод предупреждения проникновения микробов в рану или организм при диагностических и лечебных манипуляциях. Она достигается: стерилизацией белья, перевязочного, шовного материала, инструментария, подготовкой рук медицинского персонала, операционного поля.

Антисептика - комплекс мероприятий по ограничению и уничтожению попавшей в рану инфекции.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАРАЖЕНИЙ И ПРАВИЛАМ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ПЕРСОНАЛА

Медицинский персонал подразделений стоматологической поликлиники относится к группе риска профессионального заражения по ВИЧ-инфекции, вирусным гепатитам, гнойно-септическим и другим инфекциям бактериальной и вирусной природы.

1. При первичном посещении пациента стоматолог обязан выяснить, имеются ли у пациента в анамнезе хронические стоматологические и инфекционные заболевания, в т.ч. вирусные гепатиты «В» и «С», носительство НBS-антигена, обширные хирургические вмешательства, переливания крови и ее компонентов, гемофилия. В обязательном порядке у каждого пациента собирается анамнез по ВИЧ-инфекции.

2. Персонал стоматологических кабинетов должен работать в специальной одежде, сменной обуви, масках, резиновых перчатках, защитных очках или в специальных щитках.

3. Во время препаровки кариозных полостей и при обтачивании зубов высокооборотными установками рекомендуется защищать органы дыхания врача и его помощника одноразовыми масками, которые подлежат затем утилизации как отходы класса «В».

4. Для сохранения нормального состояния кожи рук в процессе работы следует:

• мыть руки водой комнатной температуры (около + 20° С);

• тщательно подсушивать руки разовым бумажным полотенцем или салфеткой

(допускается использование индивидуальной тканевой, смена которой проводится 1 раз в смену или по мере необходимости);

•не допускать попадания на открытые участки кожи лекарственных препаратов;

•применять нейтральные сорта мыла (предпочтительно жидкое с дозирующими

устройствами), разрешенные к использованию в ЛПУ.

5. Для предупреждения инфицирования в процессе работы через кровь и слюну пациентов все манипуляции следует проводить в резиновых перчатках, при этом с рук должны быть сняты все украшения. Перед надеванием перчаток в начале работы руки должны быть тщательно вымыты с мылом под проточной водой, высушены разовым бумажным или индивидуальным полотенцем. Затем необходимо провести гигиеническую обработку рук с использованием антисептического средства и надеть перчатки.

6. Смена перчаток производится после обслуживания каждого пациента.

7. После обслуживания пациента проводится гигиеническая обработка рук с

использованием антисептика. При видимых загрязнениях предварительно проводится мытье рук с мылом под проточной водой. При отсутствии видимых загрязнений достаточно обработки только антисептиком.

8. Все повреждения поверхности кожи на руках медицинского персонала должны быть заклеены лейкопластырем или закрыты напальчником.

9. Врачи-стоматологи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, имеющие непосредственный контакт с кровью и другими биологическими секретами пациентов, подлежат вакцинации против вирусного гепатита «В».

10. Во время лечения пациента медицинскому персоналу следует избегать контактов, способствующих микробному загрязнению объектов и распространению инфекции (нельзя вести записи, прикасаться к телефонной трубке, касаться руками своих глаз, носа, рта и т.п.).

11. Запрещается прием пищи в лечебных кабинетах.

12. Профилактические меры при порезе или проколе инструментом, контактирующим с

биологическими жидкостями, кожи рук или рук в перчатках необходимо:

• снять перчатки;

• если появилась кровь – не останавливать;

• если крови нет – выдавить несколько капель;

• обработать рану 70 % этиловым спиртом;

• вымыть руки под проточной водой с мылом (двукратное намыливание);

• обработать рану 5 % спиртовым раствором йода;

• сделать запись в журнале учета аварийных ситуаций;

• провести на базе Городского центра по борьбе со СПИДом исследование крови на BИЧ-инфекцию (своей и пациента в день аварии), затем через 3 и 6 месяцев только своей.

10. Оборудование и инструментарий профилактического стоматологического отделения. Комнаты, классы гигиены и профилактики в детских дошкольных учреждениях.

Материальная база профилактики. Кабинеты здоровья или комнаты (уголки) гигиены полости рта в школах, детских дошкольных учреждениях, на здравпунктах предприятий, а также комнаты гигиены полости рта в стоматологических поликлиниках.

Для их создания необходимо:

1) разработать номенклатуру оборудования и проекты помещений для профилактики стоматологических заболеваний в школах, детских дошкольных учреждениях, здравпунктах, стоматологических учреждениях;

2) во вновь строящихся школах предусмотреть выделение Специального кабинета здоровья, предназначенного для гигиенического воспитания детей, обучения их здоровому образу жизни, знаниям и навыкам профилактики основных заболеваний, в том числе стоматологических;

3) предусмотреть создание комнат или уголков гигиены и профилактики стоматологических заболеваний в ранее построенных школах и дошкольных учреждениях путем создания классов здоровья и переоборудования приспособленных помещений (стоматологические и врачебные кабинеты, умывальные комнаты, холлы перед столовой и т.д.).

В детских учреждениях, школах и детских садах возможно несколько вариантов помещений для профилактики стоматологических заболеваний. Если имеется стоматологический кабинет достаточной площади, то размещение в нем 3-5 раковин с зеркалами позволит обучать детей гигиене полости рта. Санитарно-просветительную работу в таких случаях следует проводить в классах или группах, а осмотр и профилактические манипуляции — в кресле стоматолога или приспособленном для этих целей кресле.

В детских садах и школах желательно организовать комнату гигиены или кабинет здоровья, осмотров детей, профилактической работы, проводимой окулистом, стоматологом, ортопедом, педиатром и другими специалистами в соответствии со школьной программой обучения. В случае отсутствия отдельного помещения используют умывальные комнаты или холлы перед столовыми, предназначенные для мытья рук.

Оборудование комнат гигиены состоит из раковин с зеркалами над ними, столов, стульев, стендов, плакатов, санитарных бюллетеней, выставок, стоматологической установки (кресло), набора моделей челюстей, зубных щеток, инструментария для осмотра полости рта, снятия зубных отложений, определения индексов состояния зубов и пародонта, экрана, диапроектора и др.

К средствам профилактики относятся средства для определения состояния органов полости рта, диагностики заболеваний, проведения профилактических манипуляций. Обычно применяют растворы красителей для оценки гигиены полости рта (жидкость Шиллера — Писарева, раствор основного фуксина, эритрозина), 2 % раствор метиленового синего, фторлак, фтористые гели, 0,05 % и 0,2 % растворы натрия фторида для полоскания, 10 % раствор кальция хлорида, реминерализующие гели, пасты, смеси, набор медикаментов для дезинфекции и высушивания зубов, пародонта и др.

При проведении профилактической работы на рабочем месте врача целесообразно иметь специальный отдельно хранящийся лоток, на котором располагается необходимый набор средств для диагностики и профилактики. Он должен быть подан врачу при необходимости.

В стоматологических учреждениях рекомендуется организовать кабинет профилактики и гигиены полости рта со стоматологической установкой, 5—10 раковинами с зеркалами, другим перечисленным оборудованием. Этот кабинет должен быть закреплен за одним из отделений (лучше за детским или профилактическим).

11. Санитарно-просветительная работа: формы, методы.

Санитарно-просветительская работа имеет два направления - пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни и агитация населения за соблюдение правил и методов ЗОЖ.

Формы проведения СПР подразделяются на активные (беседы, выступления, лекции, доклады) и пассивные (издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др.)

Преимуществом активных форм работы является непосредственная связь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию.

Активные и пассивные формы СПР применяются среди организованных групп детского населения и неорганизованных детей, посещающих стоматологические детские учреждения с родителями и без них.

Причём среди организованного населения эта работа осуществляется более

эффективно, так как охватывает все четыре основных звена (медицинские

работники, педагоги, родители и дети). Среди неорганизованного населения

следует ожидать меньшую эффективность потому, что участвуют в работе только 2 звена (родители и дети).

Продуманный и комплексный подход к СПР среди детей дает наилучшие

результаты, он наиболее эффективен в привитии здоровых навыков на всю жизнь. Основой такого подхода является комплексность воздействия санитарного просвещения.

Первый этап СПР - беседы с педагогами и медицинскими работниками

детского учреждения (изложение сущности планируемых мероприятий, объяснение роли воспитателей и медицинских работников учреждения в проводимой работе).

Вторым этапом СПР в организованных коллективах является беседа или

выступление перед родителями (напомнить родителям о необходимости следить за состоянием зубов и органов полости рта детей и вызвать заинтересованность в проведении мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний).

Третьим этапом СПР являются беседы с детьми, в зависимости от их возраста: - детям 2-4 лет беседы должны носить игровой характер и не нести поучительных и убеждающих интонаций.

- Для детей в возрасте 5-7 лет беседа должна носить несколько иной характер - беседу необходимо начать с объяснения, почему надо сохранять здоровыми зубы и какие мероприятия для этого необходимы. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта, для сохранения зубов.

- У младших школьников (1-4 классы) СПР рекомендуется строить в виде 3

уроков здоровья, объединенных единой темой “Берегите зубы”.

- В старших классах при подготовке уроков необходимо учитывать принципы научного подхода, указывать подросткам на практическую обоснованность профилактики, а также учитывать психологические и физиологические особенности пубертатного периода.

12. Гигиеническое воспитание населения: направления, формы, методы.

Гигиеническое воспитание – это система привития навыков на основе знания правил ЗОЖ и убежденности в необходимости их соблюдения. ГВ включает два направления: санитарно-просветительскую работу и контроль за гигиеной полости рта.

Санитарно-просветительская работа имеет два направления - пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни и агитация населения за соблюдение правил и методов ЗОЖ.

Формы проведения СПР подразделяются на активные (беседы, выступления, лекции, доклады) и пассивные (издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др.)

Преимуществом активных форм работы является непосредственная связь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию.

Активные и пассивные формы СПР применяются среди организованных групп детского населения и неорганизованных детей, посещающих стоматологические детские учреждения с родителями и без них.

Причём среди организованного населения эта работа осуществляется более

эффективно, так как охватывает все четыре основных звена (медицинские

работники, педагоги, родители и дети). Среди неорганизованного населения

следует ожидать меньшую эффективность потому, что участвуют в работе только 2 звена (родители и дети).

Продуманный и комплексный подход к СПР среди детей дает наилучшие

результаты, он наиболее эффективен в привитии здоровых навыков на всю жизнь. Основой такого подхода является комплексность воздействия санитарного просвещения.

Первый этап СПР - беседы с педагогами и медицинскими работниками

детского учреждения (изложение сущности планируемых мероприятий, объяснение роли воспитателей и медицинских работников учреждения в проводимой работе).

Вторым этапом СПР в организованных коллективах является беседа или

выступление перед родителями (напомнить родителям о необходимости следить за состоянием зубов и органов полости рта детей и вызвать заинтересованность в проведении мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний).

Третьим этапом СПР являются беседы с детьми, в зависимости от их возраста: - детям 2-4 лет беседы должны носить игровой характер и не нести поучительных и убеждающих интонаций.

- Для детей в возрасте 5-7 лет беседа должна носить несколько иной характер - беседу необходимо начать с объяснения, почему надо сохранять здоровыми зубы и какие мероприятия для этого необходимы. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта, для сохранения зубов.

- У младших школьников (1-4 классы) СПР рекомендуется строить в виде 3

уроков здоровья, объединенных единой темой “Берегите зубы”.

- В старших классах при подготовке уроков необходимо учитывать принципы научного подхода, указывать подросткам на практическую обоснованность профилактики, а также учитывать психологические и физиологические особенности пубертатного периода.

13. Роль и место врача-стоматолога в санитарном просвещении и обучении методам гигиены полости рта в ДДУ и школах.

Функциональные обязанности врача-стоматолога:

1)Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете.

2)Подготовка рабочего места к приему пациентов.

3)Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

4)Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта.

5)Обучение методикам чистки зубов и ухода за полостью рта.

6)Подбор индивидуальных средств гигиены.

7)Инструментальное удаление мягких и твердых зубных отложений.

8)Местное применение фторидсодержащих средств (лаков, гелей, аппликаций, полосканий).

9)Проведение реминерализующей терапии.

10)Герметизация фиссур зубов.

11)Проведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

12)Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики.

13)Ведение учетно-отчетной документации (заполнение истории болезни, статистических талонов).

14. Возможности и методы определения эффективности профилактической работы в стоматологии.

15. Методика осмотра челюстно-лицевой области. Исследование органов и тканей полости рта.

Осмотр полости рта начинается с визуальной оценки цвета и рельефа слизистой оболочки полости рта, отмечается нарушение целостности и наличие элементов поражения.

1) Осмотр слизистой оболочки полости рта:

· Комиссуры, слизистая оболочка губ

· Преддверие полости рта

· Слизистая оболочка щек

· Слизистая оболочка твердого и мягкого неба

· Спинка и боковые поверхности языка

· Нижняя поверхность языка и дно полости рта

2) Гигиена полости рта и состояние пародонта.

3) Обследование зубов и зубных рядов.

4) Окклюзия и ортодонтический статус.

Архитектоника преддверия и дна полости рта.

Форма и глубина преддверия (в норме 8-10 мм, 5 мм – мелкое преддверие).

Форма и прикрепление уздечек губ и языка (уздечки в норме имеют треугольную форму; уздечки губ широким основанием прикрепляются к губе и оканчиваются по средней линии альвеолярного отростка на расстоянии 5 мм от десневого края).

В норме десна бледно-розового цвета, плотная, умеренно влажная, межзубные сосочки остроконечной формы. Оценивают консистенцию десны, определяют участки болезненности, наличие кровоточивости и выделений из карманов.

Осмотр зубных рядов:

При оценке зубного ряда учитывают взаимоотношение зубов, наличие зубных отложений, степень стертости коронок, наличие кариозных полостей и дефектов зубов некариозного поражения, качество пломб.

Для оценки состояния прикуса необходимо знать периоды формирования прикуса:

1. Период беззубых челюстей - от рождения до прорезывания первого зуба:

· ребенок не имеет зубов

· наличие в челюсти 20 зачатков временных и 16 постоянных (1,2,3,6 зубов) в каждом сегменте

· соотношение челюстей: щель по сагитали 7-14 мм (младенческая ретрогения), щель по вертикали 1-2,5 мм

Приспособления к акту сосания:

· плоское небо

· несформированный ВНЧС

· хоботообразные губы

· выраженные десневые валики с плотной десневой мембраной

· выраженный жировой комок Биша в толще щеки

2. Период временного прикуса – от 6 месяцев до 6 лет – от первого временного до прорезывания первого постоянного зуба

а) период формирующегося временного прикуса (6 мес-2,5-3 года):

· прорезывание зубов. В норме - своевременное, последовательное, парное. При патологии - замедленное, преждевременное, непоследовательное, непарное.

· соотношение челюстей - устраняется щель по сагитали. Устраняется щель по вертикали за счет прорезывания зубов. исчезают приспособления к акту сосания.

· дыхание носовое, глотание соматическое.

б) период сформированного временного прикуса (2,5-3года-6 лет)

- зубная дуга в виде полукруга. 10 зубов на верхней и 10 зубов на нижней челюсти.

- соотношение челюстей: зубы верхней челюсти перекрывают зубы нижней челюсти на 1/3 высоты коронки (в переднем отделе) В переднем отделе -режуще-бугорковый контакт, в боковых отделах - фиссурно-бугорковый контакт. Небные бугры верхних зубов располагаются в фиссурах нижних.

- происходит резорбция корней I и II зубов. Появляется их физиологическая подвижность, физиологическая стираемость резцов, появляются тремы и диастемы в переднем отделе

3. Период сменного прикуса- 6-12 лет. От прорезывания первого постоянного до прорезывания последнего седьмого зуба:

- прорезывание постоянных зубов. В норме - своевременное, последовательное парное. Формируются корни постоянных зубов

- соотношение челюстей: зубы верхней челюсти перекрывают зубы нижней на 1/3 высоты коронки в переднем отделе. В переднем отделе - режуще-бугорковый контакт, в боковых отделах - фиссурно-бугорковый контакт.

- происходит резорбция корней клыков и временных моляров, появляется их подвижность, физиологическая стираемость III, IV, V зубов. Появление трем между клыками и временными молярами.

4. Период формирования постоянного прикуса(12-21 год). Заканчивается прорезыванием зубов мудрости.

Характеристика ортогнатического прикуса:

- зубы верхней челюсти перекрывают зубы нижней челюсти на 1/3 высоты коронки в переднем отделе

- в переднем отделе режуще-бугорковый контакт, в боковых отделах фиссурно-бугорковый контакт

- каждый зуб, кроме 41,31,и17,27 или 18, 28 имеет 2 антагониста. В качестве антагонистов зубы верхней челюсти имеют одноименный и позадистоящий, а зубы нижней челюсти - одноименный и впередистоящий зубы

- средняя линия лица совпадает с линией, проходящей между центральными резцами верхней и нижней челюстей

- отсутствие трем и диастем

- множественные контакты по окклюзионной плоскости

- зубы верхней челюсти расположены по дуге полуэллипса, а зубы нижней челюсти по параболе

Обследование зубов и зубных рядов проводят в определенном порядке, начиная с верхней челюсти, и последовательно осматривают каждый зуб от зуба 1.8. до зуба 2.8. на верхней челюсти и от зуба 3.8. до зуба 4.8. на нижней.

При осмотре каждого зуба обращают внимание на следующее:

- его положение

- форму

- цвет

- состояние твердых тканей (поражение кариесом, флюорозом, гипоплазией)

- наличие пломб, вкладок, их состояние

- устойчивость зуба

- положение по отношению к окклюзионной поверхности зубного ряда.

Определение состояния периодонта проводят с помощью перкуссии:

Перкуссия– постукивание по режущему краю или жевательной поверхности зуба пинцетом или ручкой зонда – для определения состояние периодонта. При наличии воспалительного процесса в периодонте – болевые ощущения. Перкуссию начинают со здоровой стороны. Различают вертикальную (удары совпадают с осью зуба) и горизонтальную (удары имеют боковое направление) перкуссию.

Подвижность зубов определяют пинцетом путем раскачивания. Существует физиологическая подвижность зуба (является естественной, визуально незаметной и обусловленной эластичностью периодонта).

Патологическая подвижность (заметное глазом смещение даже от воздействия небольшого усилия). Выделяют 4 степени патологической подвижности зубов (Энтин Д.А.):

· I смещение зуба в одном направлении (вестибуло-оральном)

· II смещение зуба в двух направлениях (вестибуло-оральном и мезио-дистальном)

· III смещение зуба в трех направлениях (вестибуло-оральном, мезио-дистальном и вертикальном направлении)

· IV возможны, кроме всего прочего вращательные движения зуба.

16. Сравнительная оценка здоровых и пораженных твердых тканей зуба. Запись зубной формулы.

Признаки здоровой эмали.

1. Цвет. В норме временные зубы имеют цвет от голубоватого до молочно-белого. Постоянные зубы - от белого до темно желтого.

На изменение цвета эмали влияют ряд факторов:

A. Налеты:

- мягкий зубной налет;

- налет курильщика;

- пристлиевский зубной налет;

- профессиональный налет.

Б. Выбор метода лечения:

- резорцин-формалиновый метод;

- метод серебрения;

- депофорез гидроокиси меди - кальция;

- наложения пломбы, содержащей ионы металла.

B. Заболевания:

- гипоплазия (местная, системная);

- флюороз.

2. Целостность эмали зуба (с помощью зеркала).

Норма; форма коронки соответствует групповой принадлежности, имеются фиссуры, слепые ямки. На остальных участках эмаль гладкая, без трещин и других деформаций.

Патология: форма может быть изменена: разрушение коронок кариозным процессом, образование участков гипоплазии, гиперплазии эмали, наличие трещин эмали, повышенная стираемость зубов.

3. Блеск эмали (с помощью зеркала).

Норма: выраженный блеск.

Патология: депульпированные зубы не имеют блеска.

4. Увлажненность эмали.

Норма: поверхность эмали увлажнена.

Патология: при отсутствии увлажненности (открытый прикус, ксеростомия) развивается галопируюший кариес.( множественный)

Запись зубной формулы.

1)Графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номером, помещенным в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

правая 8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 левая

сторона 8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 сторона

Временные зубы

правая V IV III II I | I II III IV V левая

сторона V IVI II II I | I II III IV V сторона

2)Часть графической числовой зубной формулы:

6| первый постоянный моляр верхней челюсти справа,

| IV первый временный моляр верхней челюсти слева.

3)Международная двузначная система ВОЗ:

18 17 16 15 14 13 12 11| 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 34 35 36 37 38

Для временных зубов обозначение квадрантов:

55 54 53 52 51|61 62 63 64 65

85 84 83 82 8 1| 71 72 73 74 75

С - кариес; Р - пульпит; Pt - периодонтит; R - корень; П - пломба; О - отсутствует

17. Приобретенные структуры полости рта. Классификация. Роль зубных отложений в физиологии и патологии полости рта.

Классификации Г. Н. Пахомова:

I. Неминерализованные зубные отложения, куда входят: а) пелликула, б) зубная бляшка, в) мягкий зубной налет, г) пищевые остатки (детрит);

II. Минерализованные зубные отложения: а) наддесневой зубной камень, б) поддесневой зубной камень.

Пелликула зуба — это приобретенная тонкая органическая пленка. Пелликула является структурным элементом поверхностного слоя эмали и может быть удалена лишь с помощью сильных абразивов. Для обнаружения пелликулы в клинических условиях обычно применяют красители, например эритрозин, под воздействием которого она приобретает ярко-красный цвет. В полости рта при контакте зуба со слюной она может образовываться за 20—30 минут. Она придает эмали избирательную проницаемость.) в этом состоянии благоприятствовать развитию кариеса зубов.

Зубная бляшка — это бесцветное образование, которое располагается над пелликулой зуба. Обнаружить ее можно только при специальном окрашивании. Бляшка не смывается и практически не удаляется при чистке зубов. Ее можно соскоблить лишь экскаватором или гладилкой. Именно в зубной бляшке происходит активная жизнедеятельность микроорганизмов, сопровождаемая кислотообразованием, ферментативной активностью и другими процессами метаболизма микроорганизмов. В настоящее время большинство исследователей пришли к согласованному мнению, что в возникновении кариеса и воспалительных заболеваний пародонта важнейшая роль принадлежит зубной бляшке. Образование бляшки начинается с присоединения к пелликуле или эмали монослоя бактерий с помощью липкого межбактериального матрикса. Она состоит главным образом, из микроорганизмов, эпителиальных клеток, лейкоцитов и макрофагов.

Наши рекомендации