Другие элементы библиотеки

Элементы библиотеки не статичны, они исторически производны, возникают в процессе развития, усложнения библиотеки. Цели организации и использования библиотечного фонда, удовлетворения читательских потребностей привели к необходимости возникновения (создания) справочно-поискового аппарата в карточной, книжной и электронной форме.

В современной библиотеке ни читатель, ни библиотекарь не могут обходиться без информации о местонахождении нужного документа. В условиях автоматизации и телекоммуникации, когда рост объема фондов не является главным показателем информационного потенциала библиотеки, справочный аппарат позволяет читателю, не выходя за пределы одной библиотеки, узнавать о составе фондов других библиотек, пользоваться ими. Из подсобного механизма, служащего прежде всего раскрытию фондов конкретной библиотеки, справочный аппарат превращается в самостоятельный элемент библиотеки, не только связанный с собственными фондами библиотеки, но и предназначенный для раскрытия информационных ресурсов, существующих в других библиотеках, информационных системах и странах. Следствием этого становятся перемены в характере межбиблиотечного сотрудничества. Центр тяжести в нем перемещается на формирование справочного аппарата (сводных каталогов). Большинство современных библиотечных программ посвящено совместному созданию автоматизированных баз и банков данных.

Одним из важнейших следствий эволюции библиотечного дела является превращение библиотековедческого знания в один из структурных элементов библиотеки. Библиотековедческое знание (производство библиотечных идей, представлений, сознания) первоначально непосредственно вплетено в библиотечную деятельность и библиотечные отношения. Дальнейшее развитие библиотечной деятельности идет через разделение библиотечного труда на труд физический и умственный. Выделившись в самостоятельный вид деятельности, библиотековедческое знание начинает свое развитие как осознание существующей библиотечной практики. Развитие науки становится теперь исходным пунктом совершенствования и преобразования библиотечной практики. Научные достижения систематически используются для совершенствования средств и предметов библиотечного труда, технологии, методов организации библиотечных процессов.

Особенность этого развития состоит в том, что происходит комплексная автоматизация библиотечных процессов, их контроля и управления на основе компьютеризации этих процессов. Компьютеризация стала возможной благодаря тому, что библиотечная наука принимает системный характер. Знания приобрели самую высокую ценность и в современном библиотечном деле получают статус решающего фактора. Развитие

(библиотеки происходит не за счет физических способностей человека, а вследствие развития знаний.

Специфика науки как духовного элемента библиотеки (в отличие от других — материальных) проявляется в том, что она охватывает своим воздействием все остальные элементы библиотек, как бы перевоплощаясь в них. Наука как духовный элемент библиотеки не была бы таковой, не воплощаясь в технике, технологии, предметах и методах труда через библиотечного работника. Взаимодействуя с человеческим элементом библиотечной системы, современная библиотечная наука становится самостоятельным элементом, когда вооружает библиотекарей знаниями и умениями эффективно использовать материальные элементы библиотеки. Повышая их общенаучный, профессиональный уровень, наука воплощается в духовных потенциях библиотечного работника, становится важнейшим фактором организации библиотечного процесса, управления им на основе известных закономерностей. Наука, таким образом, формирует все элементы библиотеки. Развитие современной библиотеки без науки невозможно. Библиотечная практика все шире вторгается в сферу науки, одновременно испытывая все возрастающее ее воздействие, т. е. происходит Процесс их взаимопроникновения. Взаимодействие библиотечной науки и практики может осуществляться при условии, что активность проявляет каждая сторона. Признавая справедливость критических замечаний в адрес науки, не всегда обеспечивающей своей опережающей функции, нельзя не видеть и объективно существующих огрехов библиотечной практики. Не всегда используется то, что уже существует в научном арсенале; не всегда проявляется должная заинтересованность в обращении к науке.

Готовность библиотекаря к восприятию и пониманию знаний — это объективная реальность, игнорирование которой недопустимо. Из этого факта непреложно вытекает однозначный вывод о различии уровней восприятия и, следовательно, использования знания. Можно установить наличие пяти уровней готовности библиотекаря к восприятию и использованию библиотечного знания: информационного, тезаурусного, методического, технологического, исследовательского. Информационный уровень определяется установленными фактами незнания существующих научных идей, решений, методик. В этом случае не только оказывается невостребованным научное знание, но и библиотекарю неизвестен сам акт его существования. Активность библиотечной практики

во взаимодействии с наукой и начинается с готовности библиотекаря получать информацию о научном знании, обращаться к науке и передовому опыту за ответами на свои вопросы.

Тезаурусный уровень связан с языком науки, владение которым для профессионала обязательно. Язык науки — это не только предметно обусловленная информация, но и единственная возможность проникнуть в глубины изучаемого предмета, без чего профессионал немыслим.

Методический уровень говорит о профессиональных умениях, об овладении библиотекарем существующими разработанными методиками. И если содержание знаний определяет, что библиотекарю надо усвоить, то методика ориентирована на то, как сделать, как практически реализовать ту или иную идею, научную рекомендацию.

Технологический уровень отражает эффективность и качество воспроизведения научных знаний и рекомендаций передового опыта с целью их внедрения в массовую практику. Работающий на технологическом уровне библиотекарь обеспечивает органичность единства взаимодействия теории и практики исходя из теоретической целостности используемой методики и учета специфических условий, в которых приходится работать. Особое место в решении проблемы взаимодействия библиотечной науки и практики занимает исследовательский уровень, который характеризуется тем, что библиотекарь из потребителя научного знания превращается в его создателя. Библиотековедение выросло из практики, и многие выдающиеся библиотековеды были и практиками, и теоретиками. Любая исследовательская деятельность начинается с вопросов типа: что происходит? почему так получается? как сделать лучше? можно ли иначе? и т. д. Уже из самой постановки проблемы или сразу формулируется, или же постепенно рождается авторское видение ответа, пока еще как предположение, гипотеза. Научиться анализировать свой опыт и опыт работы библиотек — значит научиться выявлять недостатки, противоречия, несоответствие цели и полученного результата. Так возникает проблема, необходимость формирования научной задачи, начинается путь к новому, не существовавшему еще знанию.

Таким образом, решающими факторами в процессе взаимодействия библиотечной практики и науки являются: способность библиотечной практики понимать предложения и рекомендации науки, с максимальной глубиной и широтой охвата

использовать потенциал знаний, накопленных библиотечной наукой, извлекать из них идеи практического характера, трансформировать идеи в конкретную методику, технологию, доводить их до внедрения в библиотечную практику.

Наши рекомендации