Эмпирические методы педагогического исследования.

Наблюдение -целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

· определение задачи и цели (то есть для чего ведется наблюдение);

· выбор объекта, предмета и ситуации (что собираемся наблюдать);

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

· выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат.)

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включенное наблюдение - со “стороны”; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Методы опроса: Беседа- самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Разновидностью беседы является интервьюирование, принесенное в педагогику из социологии. При этом методе опроса исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью вопросы записываются открыто.

Анкетирование- метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкетирование еще называют заочным опросом.

Этапы составления вопросника:

· определение характера информации, которую необходимо получить;

· составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

· исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Изучение продуктов деятельности учащихся (рисунков, контрольных работ, чертежей и т.п.)

Личность как субъект развития (понятие и структура личности, понятие и концепции развития).

Человек –живое существо, обладающее даром речи, мышления, представляет собой единство дух. физ., прир и соц (биологич. явление)

Личность – чел-к как субъект отношений и сознательной деят-ти, способный к самосозн, саморазвит (соц.явление)

Личность-совокупность соц.значимых кач-в, которое характеризует его как члена общества, гражданина, работника, носителя соц ролей, и как объекта различных видов соц.деят-ти.

Индивидуальность – неповторимость личности (темперамент, хар-р, интеллект, интересы)

Структура личности: 1-биопсихическая (физиологич. особенности – развивается в процессе тренировок) 2-психические ф-мы отражения (прих.процессы- разв-ся в упражении) 3 – соц.опыта (ЗУН, способы деят-ти – раз-ся в процессе образования) 4-направленность (мотивы потребности интересы цели ценности мировоззрение)

Развитие – процесс количественных и качественных изменений (в физ, псих, интеллекте и духовной сфере). Организованный процесс функционального совершенствования умственной, эмоц., физической сфер личности в соответствии с требованием ее дея-ти и условиями жизни в ходе ОВ и социализации личности.

Концепции развития: биологич (поведение чел-ка объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений), социологич (поведение определяется влиянием на него опр. соц группы) биосоц (псих.процессы имеют только биологич основу, развивать их не имеет смысла, а способности личности- соц основу), единство и целостность био и соц в развитии (развитие – не как равномерный процесс, возможны распад и деградация из-за кризисов)

Наши рекомендации